Архив
Комплект № 30 |
1. Стихотворение С.А. Есенина «Русь» (восприятие, истолкование, оценка).
2. Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
Чичиков и Ноздрев: в чем противоположность двух характеров? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
3. Нравственный идеал в произведениях Ф.М. Достоевского. (По одному из романов «Преступление и наказание» или «Идиот».)
4. Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.
В.В. Маяковский о призвании поэта.
5. «Счастье и радость жизни… в правде...» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
Консультация
Непростой комплект тем. Уровень сложности — по убывающей: от первой темы к пятой.
№ 1
«Русь» (1914) — одно из самых “блоковских” стихотворений Есенина — вспомним «Русь» (1906) А.А. Блока. Есенинские строки: “Запугала нас сила нечистая, // Что ни прорубь — везде колдуны” — прямо перекликаются с блоковскими: “Русь, опоясана реками // И дебрями окружена, // С болотами и журавлями, // И с мутным взором колдуна”. Есенин в начальный период своего творчества находился под огромным влиянием поэзии Блока. “Был он для меня словно икона”, — писал Есенин об этом времени.
«Русь» — наиболее зрелое в художественном отношении стихотворение первого сборника Есенина «Радуница» (1916). Нужно обратить внимание учеников на композиционное построение стихотворения, разбитого на пять главок, а также на такие слова, как “бластились” (виделись), “загыгыкали”, “в погорающем инее”, “сладкий отдых в шелку купырей”, без которых стиль Есенина невозможно себе представить.
Восприятие, истолкование, оценка предполагает не только стиховедческий анализ произведения, но и его интерпретацию. При этом не следует увлекаться формой стихотворения в ущерб его содержанию. Давая оценку этому произведению, надо помнить, что худший вариант — ритуальные славословия или панибратское похлопывание “способного автора” по плечу.
№ 2
Роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» вкратце можно охарактеризовать так.
Первый тип лирических отступлений (ЛО), связанных с эпической частью, решает задачу — показать Русь “с одного боку”. Эти ЛО служат средством раскрытия характеров персонажей поэмы и их обобщения. В этих ЛО раскрываются характеры помещиков, их домочадцев, чиновников, Чичикова. В числе ЛО этого типа — сатирическое изображение “толстых и тонких” (гл. 1), воспитания дворянок в пансионе (гл. 2), гротесковое изображение правителя канцелярии (гл. 3) и тому подобное.
Второй тип лирических отступлений, противопоставленный эпической части, раскрывает положительный идеал автора. Это ЛО о России (Руси), связывающие воедино темы русского народа, русского слова, дороги: “Эх, тройка!..”, “Какое странное, и манящее...”, “Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного...” (все — гл. 11).
В этой связи стоит упомянуть и о ЛО, раскрывающих взгляды автора на художественное творчество: гл. 2 (“Гораздо легче изображать…”) и гл. 7 (“Счастлив писатель…”).
ЛО также играют и существенную композиционную роль: открывают и завершают главы, предваряют появление героев, отмечают переломные места в сюжете и тому подобное. К концу поэмы число ЛО, связанных с положительным идеалом писателя, увеличивается, что связано с замыслом автора.
№ 3
Нравственный идеал Ф.М. Достоевского в романах «Преступление и наказание» и «Идиот» связан с христианством, православием, Христом.
В записной книжке Достовского об идее «Преступления и наказания» читаем: “Идея романа. Православное воззрение; в чём есть Православие? Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. — Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье и всегда страданием”.
Особое место в романе поэтому занимает сцена чтения Соней Мармеладовой эпизода воскрешения Лазаря. Евангельское чтение о Воскрешении — смысловой энергетический узел всего романа: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт…” (Ин. 11, 25).
Образ Сони напрямую связан с этой темой.
О воскрешении Лазаря напоминает Раскольникову и следователь Порфирий Петрович.
Разрешение убийства “по совести”, гордыня Раскольникова — путь в бездну.
Покаяние, раскаяние, нравственное очищение через страдание — путь к воскресению души Раскольникова, возвращение его к Богу и к людям.
№ 4
Тема поэта и толпы традиционна в русской лирике. А.С. Пушкин («Поэт и толпа», 1828; «Поэту», 1830), Н.А. Некрасов — («Поэт и гражданин», 1856), другие русские поэты продолжали, развивали её.
В творчестве В.В. Маяковского, особенно дореволюционном, — стихотворения «Нате!» (1913), «Ничего не понимают…» (1913), «Вам!» (1915) — тема приобретает несколько иное звучание. Как и в стихах Пушкина, налицо конфликт поэта и толпы. Но если у Пушкина поэт отстраняется от толпы, предпочитает творческое уединение, то у Маяковского это неприятие толпы — обывателей, мещан — связано с открытым вызовом ей, намеренным эпатажем.
С другой стороны, слово толпа иногда может приобретать у Маяковского несколько иное звучание: “Улица корчится безъязыкая, // Ей нечем кричать и разговаривать…” Именно для такой толпы поэт становится и голосом, и языком.
№ 5
Формулировку темы «Счастье и радость жизни… в правде…» (А.П. Чехов) можно истолковать следующим образом: высшая гармония, а также чувство, состояние и ощущение полного душевного удовлетворения невозможны без служения истине и добру.
То есть, по Чехову, существует прямая, неразрывная связь между жизнью “не во лжи” (Солженицын) и обретением счастья и радости.
Наиболее удачные для освещения этой темы произведения русских писателей XX века: «На дне» М.Горького, «Мы» Е.Замятина, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, «Матрёнин двор» А.Солженицына, «Плаха» Ч.Айтматова.