Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 27

1. Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

2. «Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А.Т. Твардовский).

3. Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Тема любви в лирике С.А. Есенина.

Образ любимой женщины в творчестве С.А. Есенина.

5. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

При обращении к первой теме главная цель — выявление смысловой нагрузки легенды о Данко, завершающей части рассказа, в раскрытии его общей идеи.

“Молодой красавец”, в отличие от Ларры и Изергиль, полностью отдаёт себя людям. Именно он выводит соплеменников из глубины чёрного болотистого леса, освещая им дорогу своим горящим сердцем — “факелом великой любви” к тем, кто слаб и нуждается в помощи. Но не только себялюбцу Ларре противопоставлен отважный Данко, который “явился… и спас всех один”. Он, по мнению Горького, противостоит и людям своего племени, тем, кто обязан герою жизнью и счастьем свободы. Вспомним, что соплеменники, ничего не сделавшие для собственного освобождения, уже почти решившие покориться прогнавшему их в глубь леса врагу, чтобы жить (пусть в неволе, но жить!), вначале обрадованно следуют за Данко, вызвавшимся спасти племя от гибели. Потом они же, покорно идущие за юношей, “как стадо овец”, озлобленно кричат, желая смерти тому, кто готов их спасти, потому что каждый из этих людей думает только о себе. Вспомним, как, опьянённые зрелищем открывшегося перед их глазами простора степи, вышедшие наконец из душной темноты гибельного леса, соплеменники почти мгновенно забывают о Данко, потому что он оказывается им больше не нужен. Разве не напоминают эти неблагодарные эгоиста Ларру? Но, как считает писатель, да, вероятно, и его героиня Изергиль, рассказывающая эту легенду, люди племени в своём равнодушии не столь страшны, сколь опасен один из них — “осторожный человек”, наступивший на горящее сердце Данко ногой, чтобы уничтожить саму память о герое: именно беспамятство страшнее всего. И всё же финал легенды оптимистичен: в ночи, во мраке искры от горящего сердца юноши, столь мало прожившего, освещают путь тем, кто стремится, по мнению Горького, “к свободе, к свету”.

Обращаясь к теме любви в лирике Есенина, следует сказать, что она не равнозначна теме «Образ любимой женщины в лирике С.А. Есенина», а значительно более многогранна. И, раскрывая её, есть достаточные основания говорить прежде всего о любви к Родине, к той патриархальной Руси, о которой поэт ещё в одном из ранних стихотворений сказал: “Если крикнет рать святая: // «Кинь ты Русь, живи в раю!», // Я скажу: «Не надо рая, // Дайте Родину мою»”.

Творческая жизнь Сергея Есенина пришлась на период бурных событий, качки в волнах житейского моря и переоценки многих ценностей. Менялись взгляды поэта: от восторженного принятия событий 1917 года (“мать моя Родина, я большевик”) до проклятия стальному и каменному городу, не дающему свободно дышать деревне, покупающему паровоз “за тысячи пудов конской кожи и мяса”. Оставались неизменными лишь его любовь к Родине и стремление найти своё место в новой России, хотя сам поэт признавался, что “остался в прошлом… одной ногою”. Любовь к Родине тесно сливалась у Есенина с любовью к родной природе: “Чёрная, потом пропахшая выть, // Как мне тебя не ласкать, не любить?”

Деревенский неброский рязанский пейзаж у стихотворца был опоэтизирован, одухотворён, наполнен огромной жизненной силой. Поэт, у которого “отец — крестьянин”, а он сам “крестьянский сын”, любовался и “сонными берёзками”, растрепавшими “шёлковые косы”, и заросшей крапивой у плетня, обрядившейся “ярким перламутром”, и старым клёном “на одной ноге”, стерегущим “голубую Русь”. Поистине только родившийся “с песнями в травном одеяле” мог написать так: “Там, где капустные грядки // Красной водой поливает восход, // Кленёночек маленький матке // Зелёное вымя сосёт”.

Удивительно яркие, подлинно крестьянские образы возникают в этом коротком стихотворении. Любовь к природе для Есенина — это часть любви к жизни. Не случайно он говорит, что “счастлив тем, что целовал… женщин, мял цветы, валялся на траве…”. Связь с родной землёй, с родной природой и любовь к женщине — это и есть для поэта многоликое счастье. Как не сравнить “зелёную причёску, девическую грудь” тонкоствольной берёзки с “осенней усталостью” глаз и волосами “цветом в осень” любимой женщины, как не вспомнить, что Есенин, по его же признанию, “в первый раз запел про любовь” к женщине, которой “глаз злато-карий омут” покорил его сердце. Удивительно органично выглядит в стихах поэта сопоставление черт любимой женщины с чертами родной ему природы. И совсем не странно, что женщина порой кажется ему “той берёзкой, что стоит под родимым окном”, а образы возлюбленной, родной природы и милой сердцу поэта крестьянской Руси сливаются в единое целое, без чего нет для Есенина ни поэзии, ни жизни.

Вторая тема — суждение Твардовского о поэзии Ахматовой — рассчитана на думающего ученика, которого подталкивают к трудоёмкому варианту: историко-литературной реконструкции темы «Ахматова и Твардовский», но такой подход явно не для выпускного сочинения. Ученики более бесхитростные, но вместе с тем и более прагматичные могут (разумеется, с постоянными оглядками на Твардовского) написать нечто об основных идеях и образах лирики Ахматовой, но и здесь им придётся достаточно подробно объяснять, как в подцензурную фразу Твардовского о “сложной и величественной эпохе” вместить репрессии против многих ближайших родственников Ахматовой, её многолетнюю травлю советскими властями.

Третья тема содержит ловушку ещё более коварную. Если толковать сказки в традициях щедриноведения советской эпохи, то есть видеть в творчестве писателя сатиру на самодержавие — и ничего больше, можно добиться достаточно высокой оценки от экзаменаторов — при отсутствии какого-либо приближения к истине. А включить сказки в сложный философско-исторический контекст социальных и духовных исканий Салтыкова-Щедрина, не только гениального писателя, но и выдающегося государственного деятеля, досконально знавшего проблемы как дворянства, так и крестьянства, за шесть часов, отведённых на сочинение, и в предлагаемых условиях, трудновато.

При обращении к пятой теме выбор произведений остаётся за учащимся: это могут быть и «Война и мир», и рассказ «Невеста» Чехова, и, конечно же, «Преступление и наказание». В этом романе один из лейтмотивов — благотворное влияние Сони Мармеладовой, “вечной Сонечки”, на душу и сознание Раскольникова. Именно она помогает герою покаяться в грехе убийства и найти силы к нравственному возрождению.

Л.В. Торопчина

Рейтинг@Mail.ru