Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 21

1. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава четвертая, том первый.)

2. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

3. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1-2 произведениям русской и родной литературы по выбору учащегося.)

5. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

Консультация

Комплект достаточно сложный. Приемлемыми можно считать первые три темы. К теме № 4 советуем обратиться только в том случае, если прочитано хотя бы одно из произведений современной отечественной прозы на нравственную проблематику. Границы понятия “современная проза” очерчиваются рамками последних десятилетий (1970–90-е гг.). Тему можно раскрыть на произведениях таких авторов, как В.Распутин, В.Астафьев, Ф.Абрамов, Ю.Трифонов, Ю.Нагибин, Д.Гранин, Ф.Искандер и др.

Тема № 5 у многих, особенно у медалистов, может вызвать затруднения. Цитата не очень прозрачна. Если выделить в ней ключевые слова “война” и “новые характеры”, то тогда в сочинении главной станет проблема “Человек на войне”. Война в корне меняет жизнь всей страны и каждого человека в отдельности, становление характера на войне происходит намного быстрее («Сашка» В.Кондратьева, «В списках не значился» Б.Васильева, «Убиты под Москвой» К.Воробьёва).

Тема № 1 — самая приятная во всём комплекте, её выберут многие, поэтому остановимся на ней подробнее.

Главная задача пишущего — показать место и роль эпизода в произведении. Выполнить эту задачу можно двумя путями: в начале или в конце сочинения, а ещё лучше и в начале, и в конце.

Образ Ноздрёва — третий в галерее образов помещиков. Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире — не первая встреча героев (Чичиков познакомился с Ноздрёвым на обеде у полицмейстера /глава 1/). Встреча эта и случайна (Ноздрёв возвращался с ярмарки, а Чичиков по дороге к Собакевичу решил пообедать), и не случайна. Об этом, а также о том, почему именно трактир является местом встречи персонажей, стоит поразмышлять в сочинении. Обратим внимание и на мотив еды — сквозной мотив всей поэмы.

Для анализа эпизода нужно очертить его границы. Эпизод занимает не всю главу 4, а только её часть (от начала и до момента отъезда всех участников сцены: Чичикова, Ноздрёва и его зятя Мижуева — в имение Ноздрёва). Он является, по сути, завязкой главы, основное же развитие действия произойдет в доме Ноздрёва.

Как и другие “помещичьи” главы, данная построена по известной композиционной модели: описание деревни, дома, кабинета, портрет хозяина, сцена обеда, предложение о продаже мёртвых душ и сама покупка и, наконец, авторская характеристика помещика. Однако реальное наполнение этой схемы всякий раз достаточно оригинально. Так, в данном случае портрет “открывает” выделенный эпизод (лейтмотив портрета и всего образа Ноздрёва — мотив свежести и здоровья), а “закрывает” его пространная гоголевская характеристика с обобщением о типичности характера Ноздрёва: “Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане…” Все остальные структурные компоненты образа Ноздрёва находятся уже за пределами данного эпизода.

Каково же место эпизода в контексте целого? Почему Ноздрёв — третий? Почему он следует за Маниловым и Коробочкой, а после него идут Собакевич и Плюшкин? Нет ли здесь какой-то закономерности?

Отметим антитезу в создании образов помещиков: Ноздрёв противопоставлен и Манилову, и Коробочке. В отличие от застывшего, “мёртвого” Манилова он деятелен, энергичен, буен; в противоположность скупой и приземлённой Коробочке он не проявляет никакого интереса к хозяйству, расточителен и легкомыслен. Последнее роднит его с Маниловым. Общее между всеми помещиками — их “мёртвость”. Скандальность и буйство “исторического человека” Ноздрёва в конечном счёте так же абсурдны, как и пороки других помещиков. Главная страсть Ноздрева — “нагадить ближнему”, расстроить свадьбу, торговую сделку или, как в случае с Чичиковым, покупку мёртвых душ. (Именно Ноздрёв сыграл злую шутку с главным героем: в 8-й главе Чичиков приходит на бал к губернатору, и здесь его неожиданно разоблачает Ноздрёв.)

Разумеется, обо всем этом не обязательно писать в сочинении. Для хорошей “четвёрки” вполне достаточно будет ограничиться собственно анализом указанного фрагмента. Двух-трёх предложений о роли эпизода будет достаточно. Однако рассуждение о том, почему Ноздрёв появляется именно в этой главе и как его образ соотносится с образами других помещиков, сделало бы сочинение более красивым и глубоким.

Тема № 2 — «Почему Онегин обречен на одиночество?» — это проблемный вопрос из разряда тех, которые обычно называют простыми или детскими. На самом деле он далеко не прост. В центре сочинения будет характер главного героя. Для того чтобы в сочинении не оказалось “воды” или подмены другой темой («Образ “лишнего человека”»), советуем для себя, на черновике, попытаться чётко ответить на требуемый вопрос. Получиться может примерно вот что.

Вопрос об одиночестве Онегина — это вопрос о характере героя и взаимоотношениях его со средой.

Люди типа Онегина возвышаются над окружающей их средой, задумываются над вопросами смысла жизни. Это удел немногих. Именно поэтому Онегин — глубоко несчастный человек. Привычных радостей, которые даёт свет, ему мало.

Но Онегин не только выше среды, он и часть её. Эгоизм, индивидуализм, отсутствие привычки к труду и отсутствие самой деятельности не могли не привести в конце концов к трагическому исходу. Онегин живёт рассудком (“рано чувства в нём остыли”). Это ещё одна причина его одиночества. Герой не выдержал испытаний дружбой и любовью. И потерял всё, что он мог бы иметь. Слова Татьяны: “А счастье было так возможно, так близко” в равной степени можно отнести и к главному герою. Но судьба Онегина уже решена… Пушкиным.

Тема № 3 достаточна традиционна. Во вступлении скажем о том, что понятие внутренней красоты — одно из основных в системе ценностей Толстого. Внутренняя (душевная) красота противопоставлена внешней (телесной), а сама эта антитеза является частью более широкой — “истинное и ложное в человеке” (истинное и ложное общение, величие, патриотизм, красота).

Тема может быть раскрыта не только на примере образов Наташи Ростовой, княжны Марьи, Элен, но и Веры Ростовой, Анатоля Курагина, Кутузова. Особое внимание обратим на детали-лейтмотивы (“лучистые глаза” княжны Марьи, “мраморные плечи” Элен, физическая немощность Кутузова и тому подобное).

Н.А. Борисенко

Рейтинг@Mail.ru