Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2003

Архив

Литературный календарьЛитературный календарь

17—23 мая

“Князь Шихматов был добр и по природе, и по убеждению христианина, справедлив, прост и доступен <…> …на его долю выпало управлять министерством в тяжёлое время, когда, с одной стороны, восстали против просвещения поборники прежней допетровской тьмы, а с другой — смущённое правительство терялось и не знало, чего ему держаться <…> Под министерство подкапываются со всех сторон; оно сделалось какою-то сомнительною отраслью государственного управления, а представитель его, министр, скорее ответное лицо перед допросами, чем государственный чиновник. Князь Шихматов хотел честно и добросовестно выполнять свою тяжкую миссию <…> …везде видно благородное усилие защищать дело просвещения и отклонять слишком резкие преобразовательные меры, клонящиеся к стеснению его <…> Он изнемог в этой борьбе, и можно с достоверностью сказать, что она сократила срок его жизни”.

Слова, которыми открыт календарь, взяты из знаменитого дневника Александра Никитенко (запись 17/5/ мая 1853) и посвящены скончавшемуся в этот день в Петербурге поэту, академику, министру народного просвещения князю Платону Александровичу ШИРИНСКОМУ-ШИХМАТОВУ (род. 1790). Он также был председателем Петербургской археографической комиссии, председателем Отделения русского языка и словесности АН, одним из создателей «Словаря церковно-славянского и русского языка».

А сказанное в связи с его кончиной об отечественном просвещении и сегодня воспринимается, к сожалению, не как историческое прошлое.

18 мая

1943 — Дневник поэта Александра Яшина: “Пребывание в Москве продлено до 31 мая включительно. Ремонт моей квартиры в основном закончен”.

19 мая

1898 — 07.05 — в Москве в дворянской семье родился поэт Георгий Николаевич ОБОЛДУЕВ. При жизни ему удалось опубликовать лишь одно стихотворение (и, как можно догадаться, в ГУЛАГе побывать тоже “удалось”; потом был фронт Великой Отечественной войны), но и после кончины в 1954 году литературная судьба ему не улыбнулась. Самое полное собрание стихотворений Оболдуева, подготовленное А.Н. Терезиным (псевдоним), вышло в 1979 году в Кёльне в филологической серии Вольфганга Казака — следовательно, тиражом небольшим и для российского читателя недоступным.

А поэт был удивительный, редкий. Все знавшие Оболдуева говорили о блестящей образованности его, изысканной артистичности в быту, высокопрофессиональном владении фортепьяно (молодой Святослав Рихтер дружил с ним, и они часто играли в четыре руки).

Как отметил составитель вышеназванной книги, у Оболдуева-поэта был особый трезвый взгляд на мир, терявший свои очертания в ложном, внеисторическом общественном иллюзионизме, социальном инфантилизме, и “одинокий этот взгляд ощупывал и проявлял в окружающем мире то немногое, чем ещё может жить человек, сохраняя в себе инстинкт культуры”.

СВИДЕТЕЛЮ
Средь разного рода лишений
Единую знаешь поживу,
Которая в центре мишени:
Быть живу, быть живу, быть живу.

Очнись, отряхнись и ответствуй
Насупленному супостату,
Что мысли греховному месту
Быть святу, быть святу, быть святу.

Но помни, не гневаясь, впрочем,
В ответ на позорную тему,
Что лучше тебе, как и прочим,
Быть нему, быть нему, быть нему.

Прищурясь, посматривай: эко
Досталось в наследье к беспутству
Свидетелю нашего века
Быть слепу, быть глуху, быть пусту.

Январь 1948

20 мая

1833 — 08.05 — во Владимире скончался Михаил Степанович БЕНЕДИКТОВ (род. 1753). Он долгие годы прослужил в уголовном суде этого города, а в литературном мире был известен своей образованностью, знанием языков и многочисленными переводами на русский, правда, в основном не изданными, философских и юридических трудов европейских учёных.

Страстный библиофил, Бенедиктов, как его называли — “владимирский Гёте”, оставил городу обширное книжное собрание, которое стало основой Владимирской публичной библиотеки. Сейчас это Владимирская областная библиотека, носящая, понятное дело, имя не М.Бенедиктова, а М.Горького (залетал ли буревестник во Владимир хоть когда-либо?). Впрочем, если возникнет желание, названную несправедливость устранить будет не очень сложно.

1923 — родилась южноафриканская англоязычная писательница Надин ГОРДИМЕР (Gordimer). В 1991 году она была удостоена Нобелевской премии по литературе. Так Нобелевский комитет одним присуждением достиг разом нескольких целей: премию получила женщина (их среди литнобелиатов очень мало, хотя, как все мы знаем, женщины пишут много и успешно), представительница литератур Африки (всего третья, после нигерийца Шойинки и египтянина Махфуза), борец с апартеидом и т.д. и т.п.

Помогло ли это укреплению вечных литературных ценностей, судить читателям.

21 мая

1823 — 09.05 — в Кишинёве А.С. Пушкин начал работу над романом «Евгений Онегин».

Сейчас редакция «Литературы» готовит номер, полностью посвящённый этому пушкинскому шедевру.

22 мая

1873 — в Милане скончался классик итальянской литературы Алессандро МАНДЗОНИ (Manzoni; род. 1785). В Италии его почитают не только как писателя, но и как духовного вождя движения за единство и независимость Италии. Памяти Мандзони Верди посвятил свой «Реквием».

1908 — 09.05 — в Самаре родился поэт Владимир Николаевич Трипольский (псевдоним: АНТ). Оказавшись в годы Второй мировой войны в Германии, затем переехал в США.

Среди поэтов и критиков русского зарубежья он приобрёл известность как мастер басни, а также лирических четверостиший, которые он называл танками. Его цикл стихотворений «Животные герои» вызвал интерес мастерской передачей особенностей поведения животных, убедительными попытками воссоздать их внутренний мир.

Скончался в 1980.

23 мая

1498 — во Флоренции повешен, с последующим сожжением тела, Джироламо САВОНАРОЛА (Savonarola; род. 1452), итальянский поэт, проповедник, религиозно-политический деятель. Его религиозная стойкость сравнима только с Аввакумовой, но всё-таки наш Аввакум, борясь за нравственную чистоту человека, не дошёл до савонароловских преследований светской культуры, до публичных сожжений книг и картин…

Разумеется, оправдания и для Савонаролы можно найти, но главное — пример его жизни как вечного напоминания о тончайшей перегородке, отделяющей действительно праведную жизнь от тирании.

1883 — в Париже скончался польский писатель и художник Циприан Камиль НОРВИД (Norwid; род. 1821). Неизвестность, одиночество, безденежье при жизни — и посмертная слава — сюжет в истории литературы и искусства нередкий.

Урок жизни Норвида прост и непреложен: было бы написано. Придёт время…

Завершает календарь его стихотворение в переводе Давида Самойлова. Другой русский переводчик Норвида — Иосиф Бродский (род. 24 мая 1940). Тоже непростая судьба. Но в быстром ХХ веке ему повезло ещё при земной жизни. Значит, что-то в мире меняется к доброму.

ЗРЕЛЫЕ ЛАВРЫ
1
Как пролагают путь к потомкам?
Своим усилием — борьбой;
Во Храме Вечности высоком
Не сам ты выберешь покой.
2
И дверь не выбирают сами,
А входят в ту, что отперта…
Что в жизни числилось крылами,
То для истории — пята!..
3
А дней хвастливое бряцанье
Не принимай за трубный глас —
То стук шаров в голосованье —
Их тишина сочтёт за нас.
Календарь ведёт Лариса МЕЗЕНЦЕВА.
Все даты российского календаря до 1918 года даны по новому и старому стилю.
Рейтинг@Mail.ru