Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2003

Архив

Комплект № 16

1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «Редкие писатели… так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н. Толстой» (П.В. Анненков).

3. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

4. Любовь в жизни героев М.А. Шолохова. (По одному из романов писателя.)

Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

5. «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Консультация

№ 1

Взгляните на дату и вспомните год рождения Лермонтова. Вам станут понятны и юношеская горячность, и дерзость, и максимализм оценок. Имя Н.Ф. Ивановой можно упомянуть, но заниматься изысканиями в области взаимоотношений автора и адресата стихотворения излишне. Обратите внимание на жанр стихотворения (послание), композиционные особенности (монолог, не разделённый на отдельные строфы, что подчёркивает единство, целостность высказывания), обилие восклицаний и вопросов, их содержание и тон.

“Я” звучит в стихотворении многократно и требует к себе особого внимания. Охарактеризуйте лирического героя: в какой жизненной ситуации он оказался, как повёл себя, какие слова нашёл для объяснения, в чём упрекнул свою возлюбленную. Попробуйте взглянуть чуть глубже, и, может быть, вам откроется за резкостью — нежность, за угрозами “в страсти… клясться всем” — ранимая и одинокая душа. Проследите ключевые слова в стихотворении: “не унижусь”, “свободы… не отдам”, “я горд”, “не соделаюсь рабом”. Прокомментируйте наиболее яркие словесные обороты, например: “Слишком знаем мы друг друга, // Чтобы друг друга позабыть”, “Я был готов на смерть и муку, // И целый мир на битву звать”. Соотнесите это стихотворение с другими известными вам, как ранними, так и более поздними лермонтовскими сочинениями. Отметьте общее: максимализм нравственных установок; постоянное тяготение к идеалу.

№ 2

“Единство мысли и поступка” — вот, собственно, суть темы, которую предстоит раскрывать на материале произведений Л.Н. Толстого. Каких именно и в каком количестве — формулировка темы вас не ограничивает в выборе. Хотите блеснуть — возьмите, например, «Люцерн», или «Утро помещика», или «Отца Сергия». В любом из этих произведений единство мыслей и поступков героя налицо. Остаётся проследить по тексту, каковы идеи, движущие поведением героев, понять их этическую основу — потребность человека, по Толстому, в нравственном самосовершенствовании.

Разумеется, вы вправе оставаться в рамках школьной программы. В этом случае в поле вашего зрения наверняка окажутся любимые толстовские герои: Пьер, Андрей, Наташа. Расскажите о том, что побуждает их к деятельности, отметьте цельность характеров, вспомните наиболее яркие поступки и дайте им оценку с предложенной точки зрения. Пожалуйста, не сделайте двух возможных ошибок: не пишите понемногу обо всех героях и, по возможности, не подменяйте эту тему другой, например «Пути исканий Пьера Безухова». Толстовские герои не идеальны, не застрахованы и от ошибок, но они и не трагически противоречивы, как герои Лермонтова, Достоевского и даже Тургенева. Действительно, мало кто из писателей так убеждён в единстве мысли и поступка, как Толстой.

№ 3

Принципиальный подход к теме очевиден: чиновники так же, как и помещики, “мёртвые души”. Гоголь показывает иерархическую лестницу российского чиновничества: от занимающих высшие должности до “кувшинных рыл”, не ставящих на бумажке закорючку без соответствующей мзды. Вспомните неудавшуюся чиновничью карьеру самого Чичикова, высокопоставленного сановника из «Повести о капитане Копейкине», покажите, что город NN, к сожалению, типичен: представители российской бюрократии повсюду праздны, невежественны, корыстны, властолюбивы. Отдайте должное Гоголю-сатирику, показавшему с этого “боку” Русь во всей её правдивой неприглядности.

Не ограничивайтесь общими рассуждениями, а опирайтесь на конкретные эпизоды: первый приезд Чичикова в город, оформление купчей, бал у губернатора.

№ 4

Основной тезис может быть таким: тема любви, так как это важнейшая сфера человеческих отношений, занимает в романе центральное место и во многом определяет читательский интерес к произведению. Можно ограничиться рассмотрением “любовного треугольника” Григорий — Аксинья — Наталья. В этом случает акцент стоит сделать на том, как двойствен, противоречив характер главного героя и как оттеняют различные его стороны обе женщины. Можно обратить внимание на пару Дуняшка — Мишка Кошевой и отметить, как любовь оказывается сильнее семейной вражды и преодолевает самые драматичные противоречия. Можно, например, сопоставить взаимоотношения Григория и Аксиньи, Аксиньи и Евгения Листницкого. При безусловном приоритете для автора романа семейных ценностей он все же видит и ценит в отношениях Григория и Аксиньи и красоту, и глубину.

№ 5

Высказывание Чехова о мещанстве как большом зле можно рассматривать как эпиграф к свободному, близкому к эссе рассуждению об обывательском сознании, образе жизни, отсутствии духовных потребностей. Предполагается возможность обращения к нескольким произведениям литературы ХХ века, которыми могут стать, например, романы Булгакова: и «Белая гвардия» (семья Лисовичей), и «Мастер и Маргарита». Хороший выбор — Маяковский, от стихотворений до пьес, в которых “мурло мещанина” выглядывает отовсюду и многократно и последовательно высмеивается автором. Обратитесь, например, к рассказу самого автора высказывания «Невеста» (более ранние «Ионыч», «Попрыгунья» не впишутся в рамки ХХ века). Вряд ли стоит брать эту тему, если смысл чеховского высказывания вызывает у вас возражения. Впрочем, жанр эссе не исключает полемики.

И.В. Щербина

Рейтинг@Mail.ru