Архив
Комплект № 9 |
1. Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».)
2. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л.Н. Толстой).
3. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
4.
а) Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
б) Образ Города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
в) «Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)
5. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
Консультация
Плюсы первой темы. Анализ конкретного фрагмента текста всегда можно сделать, если помнить, что в работе над эпизодом необходимо коснуться:
а) места эпизода в композиции произведения;
б) композиции самого эпизода;
в) как в эпизоде представлены главные герои;
г) особенностей детализации;
д) особенностей стиля и языка автора;
е) роли эпизода в раскрытии проблематики произведения.
Даже если роман Пушкина основательно подзабыт, то вспомнить его (текст на парте!) на экзамене не так сложно.
Сцена любовного свидания расположена в четвёртой главе, но если быть точным, необходимо вписать эпизод в контекст. Сорок первая строфа третьей главы является экспозицией этого эпизода. Необходимо вспомнить о книжной природе Татьяниной любви, не забыть, что сцена свидания окрашена авторской иронией.
Минусы темы: а) эпизод не имеет чёткой локализации, прерван авторскими отступлениями и пропуском строф, которые нуждаются в комментарии; б) эпизод нельзя рассматривать без соотнесения со свиданием героев в восьмой главе (структурообразующий принцип композиционного параллелизма), изолированный анализ этого эпизода не позволяет выйти на уровень проблематики, что необходимо в такого рода работах.
Если ученик возьмётся за эту тему, то в заключении работы необходимо отметить, что в русской литературе после Пушкина ситуация любовного свидания строится по “онегинскому канону”: природа (сад) — разговор о браке — статика чувств.
Тема вторая сформулирована широко и размыто. Учащихся может охватить страх: о чём же здесь писать? Как быть точным в определении объёма темы, какие же слова в формулировке темы главные: “Несравненный художник” или “художник жизни”. Но именно это и позволяет выпускникам самостоятельно обозначить главное и сформулировать свой тезис. Предложенные в школьной программе произведения Чехова дают большие возможности выпускнику в отборе материала для сочинения. Опирайтесь на любые рассказы Чехова (от ранних юмористических до рассказов 1898 года — «Ионыч» и «Маленькая трилогия») или на драматургию.
Третью тему лучше выбрать тем, кто имеет склонность к филологическому прочтению текста и хотя бы небольшой опыт литературоведческой работы на уроках. Сама формулировка темы может быть рассмотрена как главный тезис сочинения, в которой необходимо добавить “объяснения” к слову “средство” (важное, ведущее и так далее, по своему усмотрению). Доказывая этот тезис, необходимо помнить:
а) диалектический метод писателя определяет саму природу толстовского портрета, в котором чётко видна авторская оценка;
б) толстовские портреты всегда соотнесены с настроением героев, общей атмосферой происходящего;
в) последнее касается как вымышленных героев, так и исторических персонажей, поэтому, отбирая материал, делайте его более разнообразным;
г) не забудьте о повторяющихся деталях портрета Толстого, которые играют роль указателя (маркера) для читателя.
Независимо от отобранного материала в сочинении следует помнить, что именно у Толстого портрет выполняет задачу небывалой сложности: передаёт психологические изменения в человеке, обнажает глубины его души, именно благодаря портрету внутреннее состояние героя становится понятнее и ближе.
Тема четвёртая. Булгаков во многих своих произведениях изображал драму художника, его стремление выжить во времени, не потерять себя («Кабала святош», «Театральный роман» и другие). Об этом же он пишет и в последнем романе.
Правильным и продуктивным будет сосредоточиться на образе Мастера, который оставляет ощущение полного и глубокого самораскрытия художника. В романе затронуты и другие аспекты: размышление о природе творчества, его философской сущности, о подвижничестве художника. Мастер одинок, как Иешуа Га-Ноцри, возле него только Маргарита (как возле Иешуа Левий Матвей). Одиночество — булгаковская трактовка подвига творчества, а смысл творчества всё-таки не успех.
Тема пятая сформулирована цитатой, которая звучит некорректно уже потому, что в ней содержится не вопрос, не проблема, которую надо рассматривать, а готовая формула, к которой необходимо “подогнать” определённые доказательства. Пожалуй, её стоит рекомендовать лишь тем, кто освоил жанр эссе, создающийся по определённым правилам и одновременно обладающий большой степенью свободы. Такое свойство жанра, как парадоксальность, позволит сделать вывод, прямо противоположный высказанному тезису. Не увлекайтесь, однако, высказыванием оригинальных мыслей, это может отвлечь вас от главного. Если вы всё же решитесь взяться за эту тему, то необходимо прежде всего ответить на вопрос: а что же такое зло? На наш взгляд, можно понимать зло как отсутствие гармонии человека с природой, с миром и с самим собой. Зло — это прежде всего раскол в человеческой душе, отход от общечеловеческих ценностей. Тогда можно обратиться к таким произведениям отечественной литературы, как «Царь-рыба», «Прокляты и убиты» (1-я книга) В.П. Астафьева; «Прощание с Матёрой», «Пожар» В.Г. Распутина. В этом же ряду и произведения Л.Петрушевской. Думаем, что возможен и другой подход к этой теме, тогда появится и другой литературный ряд.