Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2003

Архив

Комплект № 8

1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (восприятие, истолкование, оценка).

2. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

3.

а) Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий.

б) Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо».

4. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.

5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

При раскрытии первой темы можно использовать любую схему анализа лирического текста, главное не упустить:

— основную тему; смысл названия;

— лирический сюжет и его движение; особенность композиции;

— лирического героя (ЛГ), его своеобразие и способы самораскрытия; образную систему;

— стиховедческий аспект (размер, рифмовка, поэтический синтаксис, звукопись и так далее);

— идею стихотворения, выявленную в итоге анализа.

Это достаточно субъективный жанр сочинения, но любые гипотезы и версии относительно основной идеи стихотворения должны быть доказаны текстом и логически выстроены. Кроме того, необходимо вписать стихотворение в контекст всего творчества поэта, определить, в какой период оно написано и как это отражено в самом тексте.

В указанном стихотворении необходимо отметить, что оно включено в сборник «Сестра моя — жизнь» (1917), посвящённый Лермонтову. С этим можно связать упоминание имени великого поэта в последней строфе. Ярко представлен традиционный для Пастернака натурфилософский взгляд на мир. Самыми важными станут пейзажные образы, особенно любимая поэтом зима. Характерные для Пастернака живописность и музыкальность поэтического мышления выразились здесь в полной мере. В его рафинированной поэзии “светляками” светятся разговорные слова. Очевидно их искусственное использование, но от этого стихотворение только выигрывает (денёк, фортка, тройка, дыра и так далее). Общее настроение радостное и солнечное. ЛГ жаждет жить в полную мощь (сопоставьте с названием всего сборника).

Такие темы лучше выбирать учащимся, любящим поэзию, уже имеющим навыки анализа стихотворения.

Тема вторая сформулирована вопросом, который звучит слишком прямолинейно. Тем не менее тема судьбы одна из основных в творчестве Лермонтова и в романе. Необходимо обратиться к образу главного героя — Печорину, который постоянно задается вопросом: игрушка ли он в руках судьбы? В центре внимания будет повесть «Фаталист», анализ эпизодов которой позволит ответить на вопрос темы. Следует учесть, что Печорин не выносит покоя, стремится всё проверить, у него отсутствует простое человеческое смирение, он говорит о себе: “Я как топор в руках судьбы”, но в каждом конкретном случае он всё делает сам, чтобы разрешить ситуацию.

В минусах темы можно отметить слишком однозначную формулировку, так как жанр философского романа не предполагает конкретизации.

Несмотря на простоту формулировки, третья тема достаточно сложна, ибо требует разговора о главной проблеме — проблеме отцовства, проблеме осознания человеком своих корней, своей духовной связи с прошлым, которое даст ему будущее. Акцент же в формулировке делается на дружбе, хотя при сопоставлении Аркадия и Базарова речь идёт не о дружеских отношениях между ними, не о реальном, а о психологическом возрасте. Необходимо помнить о приёме психологической пары, так как Базаров и Аркадий составляют ту же психологическую пару, что и братья Кирсановы. Базаров и Павел Петрович идут “путём взрослых”, а Николай Петрович и Аркадий — “путём детей”. По Тургеневу, это “путь смерти” и “путь жизни”.

В работе необходимо подчеркнуть различия между отцом и сыном Кирсановыми: у одного есть убеждения, он живёт самостоятельно, Аркадием же постоянно кто-то руководит, его убеждения взяты взаймы. Смысл романа в том, что у каждого свой путь, его надо пройти до конца. Тургенев не диктует читателям, какой путь правильный.

На наш взгляд, в этом пакете наиболее выигрышна четвёртая тема, так как и личность и творчество Маяковского притягательны, на уроках мало равнодушных и среди сторонников его творчества, и среди тех, кто не принимает его поэзию.

Любовь занимает большое место в творчестве поэта. Маяковский славит огромную, всепоглощающую любовь, заявляя: “Любовь — это сердце всего”.

Плюсы темы в том, что она сформулирована широко, можно обратиться к любому материалу; в этом же и минусы: в материале можно утонуть. Поэтому необходимо сузить тему по своему усмотрению, исходя из предпочтений и имеющихся знаний. Предлагаем два возможных пути, по которым можно показать развитие темы.

1) Поэмы «Облако в штанах» и «Про это!». Обе передают острый конфликт ЛГ с окружающим его враждебным миром и обнажают его чувства.

2) Анализ стихотворений «Лиличка! (Вместо письма)», «Письмо товарищу Кострову...» и «Письмо Татьяне Яковлевой», в которых видна глубина чувств ЛГ.

При раскрытии темы желательно избежать уравнивания автора и его ЛГ. Хотя многое в поэмах носит автобиографический характер, но между поэтом и ЛГ есть определённая художественная дистанция.

Тема пятая. Если вы не любите Пастернака, не помните Лермонтова, не понимаете Тургенева, не принимаете Маяковского, то вам ничего не остаётся, как “следовать за мыслями великого человека” и принять пушкинский тезис о том, что “эта наука самая занимательная”.

Попробуем предложить несколько путей. Вы можете рассмотреть философскую лирику Пушкина от «Пирующих студентов» с их ощущением молодости, здоровья, эпикурейством через «Демона» с его отрицанием всех высших ценностей и «Телегу жизни», где сознательно принижен, лишён прекрасного жизненный путь человека, к «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», где отражено приближение к гармонии, понимание высшего замысла. Центральным в вашем сочинении может стать то стихотворение, которое вам ближе по духу, по осмыслению бытия, например, «Элегия» (1830), здесь в последних строчках всё жизненное многообразие и истинное постижение мира. Или «Вновь я посетил...» с его жизнеутверждающим пафосом и гармонией, которую ЛГ находит благодаря философскому осознанию мира.

Небезынтересным будет обращение в рамках этой темы к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где автор последовательно развенчивает антигуманную теорию Раскольникова, а вся художественная система романа является способом опровержения идеи, которая, к сожалению, до сих пор популярна в современном мире.

О.А. Ткаченко, И.С. Щербакова,
Н.Н. Майракова, А.А. Хадынская

Рейтинг@Mail.ru