Архив
Комплект № 7 |
1. Печорин и контрабандисты. (Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов).
3. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
4.
а) Тема войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
б) Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».
5. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
Консультация
Тема «Печорин и контрабандисты» не содержит никаких подсказок, кроме единственной — работать придётся с повестью «Тамань». Простота и выигрышность темы — кажущиеся, ведь выпускник всё равно должен вписать эту повесть в контекст произведения и проблематику романа. Во вступлении обратитесь к жанру романа, композиции и месту «Тамани» в ней. Почему «Журнал Печорина» начинается с «Тамани»? Следует учесть, что «Тамань» продолжает традиции романтических произведений, но в этой повести каждому поступку и движению героя соответствует бытовая реалистическая мотивировка. Желательно рассмотреть конкретно героев и отдельные эпизоды. Не забудьте про образы контрабандистов:
а) девушка — появление, портрет, песня; но её влюблённость только разыграна, чтобы освободиться от непрошеного гостя (центральный эпизод борьбы в лодке, в котором раскрывается характер);
б) мальчик, казавшийся таинственным, знающим нечто необыкновенное, слепой, но обокравший Печорина;
в) Янко — романтический штамп.
Противопоставление: Печорин — контрабандисты. Не забудьте проанализировать финал повести: размышление Печорина о своей судьбе, “правдивый и грустный итог всему происшествию...”
Эта тема, одна из важнейших в творчестве Лермонтова, звучит с первых страниц романа, в первой же повести «Журнала Печорина» и в полной мере — в «Фаталисте».
Тема вторая. Можно предложить один из вариантов раскрытия этой темы, обратившись к “трилогии вочеловечения”, в которой “личность поэта всегда перед читателем”, воплощённая в его лирическом герое. Рассмотрим эту тему на трёх стихотворениях Блока:
1) «Вхожу я в тёмные храмы» (первая книга, «Стихи о Прекрасной Даме»). Вывод по этому стихотворению: в нём представлена история становления внутреннего мира героя, переживающего всю гамму чувств (любовь, божественное озарение, творческий подъём, сомнение), что свойственно большинству стихотворений первого тома.
Второе стихотворение — «Незнакомка» (вторая книга трилогии). Вывод: лирическому герою резко противопоставлен дисгармонический мир петербургского пригорода. Он поддаётся обаянию красоты Незнакомки. Лирическому герою открывается новый мир, соответствующий его идеалу. У поэта обостряются противоречия с действительностью по мере сближения с нею.
Третье стихотворение — «Россия» (третья книга). В лирике Блока происходит трансформация идеала, продолжаются поиски гармонии.
«Россия» — любовь к родине — переживание глубоко интимное, появляющиеся социальные мотивы не мешают этому. Поэт чувствует родственную близость с Россией, он бережно несёт свой крест.
Тема третья призвана обрисовать особенности поэтики Некрасова, необходимо в первую очередь отметить его новаторство в поэтической области, как то:
— интерес к бытовым зарисовкам, сценкам с натуры (образ Петербурга);
— подчёркнутый демократизм и социальность тематики, антидворянский пафос; прозаизация стиха;
— обновление жанров путём использования их в несвойственной им функции (сатирическая ода и так далее).
При написании сочинения необходимо опираться на программные стихотворения, в которых указанные черты поэтики и творческая позиция автора представлены наиболее ярко.
Традиционно Некрасов представляется своей гражданской лирикой, но не менее интересна у него любовная поэзия. Типичные жанры её (послание, мадригал, воспоминание) существуют наряду с нетипичными (сценка, диалог, стихотворный рассказ). Прозаизация коснулась и этой сферы его поэзии.
Необходимо найти нужный баланс между представлением общих сведений о поэтике и использованием иллюстративного поэтического материала, чтобы сочинение не превращалось ни в сухое теоретизирование, ни в сборник цитат.
Тема четвёртая звучит широко, глобально. Если вы остановите свой выбор на ней, то тему надо сузить: или обратиться к первой книге третьей части, связанной с Первой мировой войной, или же темой вашего сочинения станет Гражданская война (это третья книга). Следует помнить о традиции изображения войны в творчестве русских писателей, особенно традициях Толстого («Война и мир»).
Не самой удачной считаем пятую тему, сформулированную цитатой, потому что главное понятие “счастье” требует объяснения. Оно связано с конкретно-исторической эпохой, возрастом и личностными установками. И всё же выпускник может попробовать на материале пушкинских романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» написать неплохое сочинение.
Вспомните, что тема счастья и долга — одна из главных в пушкинском романе в стихах. Можно сказать, что за счастье борются и герои «Капитанской дочки». В романе подвергаются жестокому испытанию их воля, мужество, верность долгу и чувству. Пушкин утверждает, что высшая справедливость — это милосердие к ближнему; что всякий, идя этим путём, строит свою судьбу; у его героев нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого, на предательстве.