Архив
Комплект № 6 |
1. Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Все, что было в душе…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. Как раскрывается тема «русского бунта» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
3. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
4. Христианские мотивы в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Изображение «мирового пожара» - стихии революционного переустройства жизни в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
5. «Человек - целый мир…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
Консультация
Первая тема. После прочтения предложенного для анализа стихотворения (написанного в 1948 году, очевидно, по конкретному поводу, узнать о котором на экзамене ученику будет трудно) понимаешь, что хочется рекомендовать выпускникам обойти эту тему, так как работы, безусловно, сведутся к заявлениям декларативного характера о том, что в стихах главное — содержание, а формальные изыски ведут к затемнению смысла.
Рассуждать о том, “как раскрывается тема «русского бунта» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»”, можно рекомендовать только в том случае, если прошли уроки по повторению, связанные с творчеством А.С. Пушкина и конкретно с данным произведением. На чём следует сосредоточиться, если выбрана тема вторая? Начать, конечно, с «Дубровского», в котором Пушкиным представлена романтическая концепция бунта: на стороне “разбойника” Дубровского выступают люди благородные, вызывающие сочувствие, а на противоположной стороне — самодуры, высокомерные и несимпатичные читателю персонажи. Роман не был закончен, поскольку зрел уже замысел другого произведения, посвящённого “русскому бунту, бессмысленному и беспощадному”. В «Капитанской дочке» Пушкиным изображаются мир дворянский и мир крестьянский. Принцип организации сюжета (дорога) позволяет изобразить оба этих мира: герой последовательно попадает из одного социокультурного пространства в другое. Пушкин изображает оба эти мира так, что читатель понимает: за обоими стоит историческая правда, поэтому их конфликт неизбежно трагичен, и бунт трагичен. Потому неизбежны жестокость и насилие. Пушкин хотел изобразить жестокость как восставших крестьян, так и дворян, но по цензурным соображениям ему пришлось исключить главу о зверствах дворян (хотя и в каноническом тексте можно найти тому подтверждение). Этот конфликт двух миров трагически неизбежен, но у каждого отдельного человека есть выбор, и он может сделать его в пользу милосердия.
Третья тема — «Любовь в жизни Обломова». В романе Гончарова герой проходит “проверку” любовью, как, например, и в романе Тургенева, по тому же принципу строится сюжет. В начале романа мы наблюдаем за героем, узнаём о его взглядах и принципах, очень важным эпизодом в повествовании становится «Сон Обломова». Потом автор вводит в роман Андрея Штольца, и читатель становится свидетелем столкновения двух различных жизненных позиций, двух правд, проверкой которых становится сюжет с Ольгой Ильинской. Обломов оказывается не способен совершить подвиг во имя своей любви. А Ольгина теория “преобразования” Обломова с треском проваливается, и героиня, будучи уже замужем за Штольцем, понимает, что счастье в любви нельзя “построить”, исходя из рационалистической теории, как казалось ей раньше.
И всё же Обломов меняется под воздействием своей влюблённости. В раскрытии темы зарождения и развития чувства главного героя, в том, какие психологические детали отбирает автор для характеристики своих героев, проявляется сила художественного таланта Гончарова. Любовь творит с Обломовым чудо: он читает, слушает музыку, выезжает, занимается квартирой… Теория Ольги оказывается несостоятельной, но ради неё он встаёт с дивана, а в доме у Пшеницыной умирает от неподвижности. Что же такое его чувство по отношению к этой героине?
Пятая тема данного комплекта — «“Человек — целый мир…” (Ф.М. Достоевский)». Можно предложить несколько вариантов её раскрытия. Во-первых, на материале «Отцов и детей». Тургенев пишет свой роман, когда чрезвычайно популярны позитивистские воззрения и теории, согласно которым человек может быть объяснён с точки зрения внешних обстоятельств, его суть заключается в сумме воздействий внешних факторов. Базаров — тип будущего нигилиста, он отрицает все авторитеты и теории, однако его высказывания крайне категоричны и претендуют на универсальность. Сюжет романа строится так, что все теоретические воззрения Базарова проверяются жизнью и не выдерживают проверки, оказываются несостоятельными. Автор приводит читателя к выводу о невозможности свести человека к каким-либо теориям. Есть нечто в человеке, что в них не укладывается. Что именно? Об этом и надо рассуждать. Об иррациональности зарождения чувства главного героя, о поэзии, которая рождается в душе Базарова в предсмертный час, о тех чувствах, которые он сам в себе и не подозревает…
О том же можно говорить и в связи с романом Достоевского «Преступление и наказание». В романе представлены многие теории, но ни один из героев в схему не укладывается. То же можно сказать и о любом из героев романа Толстого «Война и мир». В этом романе-эпопее даётся масштабное изображение жизни целой нации в историческом процессе, но на первый план автором выдвинуто изображение жизни конкретных людей. Жизнь эта изображена очень подробно, с большим количеством бытовых и психологических деталей. Жизнь отдельного человека, показывает Толстой, не менее важна, чем действия миллионов людей, в этой отдельной жизни, вплетённой в жизнь семьи, отражается весь исторический процесс. А ещё в связи с романом Толстого можно “поиграть” со значениями слова “мир” — в романе, в цитате…
Не рекомендовала бы выбирать четвёртую тему, так как всегда опасаюсь в формулировках слов “христианские”, “евангельские”. О чём говорить? Безусловно, о финале поэмы «Двенадцать», о символике числа 12 (не забыть про количество глав в поэме) и цветовой символике, о символике имён красноармейцев, о мотиве жертвенности и искупления…
(Столько было копий переломано, а если представить, что пришли в закрытом конверте эти пять тем, то не так и страшно.)