Архив
Е.С. Горяинова,
г. Брянск
На конкурс «Аванты+»
Уважаемые организаторы конкурса!
Хочу поделиться своим опытом работы с Энциклопедией для детей «Аванта +». Я, Горяинова Елена Эрнстовна, доцент кафедры русской литературы XX века Брянского государственного университета, кандидат филологических наук. В домашней библиотеке нашей семьи, насчитывающей около трёх тысяч книг, одно из важных мест занимают различного рода энциклопедии, справочники и словари. Наши родители ещё в 60–70-е годы сумели “достать” двенадцать томов детской энциклопедии издательства Академии педагогических наук, с помощью которых, обучаясь в школе, мы могли найти дополнительный материал по самым разнообразным вопросам. Несколько позже я и мой муж, журналист по профессии, поставили перед собой цель — собрать, насколько это возможно, все справочники и словари, которые начали активно издаваться в период “перестройки”. В это время наша библиотека пополнилась энциклопедическими словарями юного литературоведа, юного математика, юного техника, философским, литературоведческим, военным, биологическим, географическим, демографическим и многими другими, выпускаемыми издательствами «Просвещение» и «Советская энциклопедия». Для своих подрастающих дочерей мы приобрели четыре тома энциклопедии серии «Всё обо всём» и пятнадцать книг «Я познаю мир» по различным дисциплинам. Но вскоре прекратили их покупать вот по какой причине: эти издания отличались от энциклопедий советского времени некоторой поверхностью, сумбурностью в построении, порой преобладанием популярности над научностью. Поэтому при выполнении домашних заданий, готовя доклады, сообщения и рефераты, наши девочки обращались всё к тем же томам детской энциклопедии 60-х годов, по которым занимались в своё время и мы. Но эти издания также имеют очень существенный недостаток — строго идеологизированный подход к оценке многих явлений культуры, литературы, искусства, истории, особенно послеоктябрьского периода.
И вот наконец к нашей радости появились первые тома энциклопедии «Аванта +», которые, хотя и достаточно дороги по своей цене, но не менее дороги по своему содержанию и оформлению. В 1999 году мне подарили две книги «Русская литература» Энциклопедии для детей, том 9 (главный редактор — Мария Аксёнова), и с тех пор они стали верными помощниками и в работе, и в воспитании детей. Благодаря чтению этого издания моя дочь, ученица 9-го класса, стала участником Всероссийской олимпиады школьников по литературе, где заняла шестое место.
Поделюсь некоторыми соображениями о том, насколько активно я использую материалы энциклопедии в своей профессиональной деятельности.
1. Лекционные курсы в университете
Как доцент, я веду на факультете русского языка и литературы ряд дисциплин. Одна из них — «Детская литература», которая читается на первом курсе. Самая первая тема — «Детский фольклор». И здесь невозможно не обратиться к материалам энциклопедии, где даётся определение и приводятся примеры таких жанров этой области фольклора, как колыбельные песни, пестушки, потешки, скороговорки, заклички, игры, дразнилки, поддевки, загадки, страшилки, стихотворные нелепицы и нескладухи, а также школьные стишки, анекдоты и озорные песенки. Хотелось бы отметить великолепное чувство юмора у составителя этого раздела, известного учёного-фольклориста Владимира Бахтина, что помогло ему подобрать такие примеры, которые побуждают моих первокурсников, вчерашних школьников, к собственному творчеству в области перечисленных жанров.
При подготовке лекции по теме «Детская поэзия 20–30-х годов» я обращалась к главам «Корней Иванович Чуковский» (Евгения Иванова), «Обэриуты» (Дмитрий Быков). Говоря о романтической литературе для подростков, не могу обойти вниманием одну из любимых ими книг — «Алые паруса» А.Грина, и здесь мой помощник — соответствующая глава, написанная Вадимом Полонским. Глава «Евгений Шварц» (Людмила Поликовская) — для меня ориентир в лекции о детской драматургии и литературной сказке.
Одна из сложных в плане подготовки тем моего курса— «Фантастика в детском чтении». Несмотря на то что фантастическая литература разного художественного уровня буквально заполонила сегодня книжные прилавки, серьёзных литературоведческих исследований в этой области почти нет. Именно поэтому я была приятно удивлена, когда во втором томе («Русская литература. XX век») обнаружила довольно обстоятельную статью «Фантастика» (Дмитрий Володихин), в которой даны краткие, но достаточно ёмкие характеристики творчества писателей-фантастов, таких как А.Беляев, В.Обручев, А.Казанцев, И.Ефремов, А.Варшавский, О.Ларионова и других. Также не менее интересная глава — «Фантастика 90-х годов. Фэнтези». В своей лекции после общего обзора истории фантастики я останавливаюсь на анализе произведений некоторых писателей-фантастов, в том числе и братьев Стругацких, и здесь материалы соответствующего раздела энциклопедии, написанного Д.Володихиным, стали для меня хорошим подспорьем.
Ещё одна дисциплина, которую я преподаю, — «История русской критики XX века». Она изучается на пятом курсе литфака. Здесь, конечно, только материалов энциклопедии будет недостаточно. Однако при подготовке лекций и практических занятий я не могла не обратиться к главам «Русская религиозная философия и литература. Серебряный век» (Евгения Иванова), «Литература и власть» (Мариэтта Чудакова), «Литературная борьба 20-х годов», «Серапионовы братья» (Ольга Авдеева), «Василий Васильевич Розанов» (Евгения Иванова). Главное достоинство всех этих разделов — строгая научность в сочетании с доступным, “человеческим” языком изложения, что делает очень непростой материал вполне понятным для студентов.
Мои друзья и коллеги по кафедре также не раз обращались к энциклопедии по литературе «Аванта+», читая такие курсы, как «Введение в литературоведение», «Методология литературоведения», «Современный литературный процесс» и другие.
Всё это говорит, если можно так выразиться, об истинно “энциклопедическим” характере данного издания.
2. Областная олимпиада по литературе
Вот уже в течение нескольких лет я участвую в составлении заданий для областной олимпиады по литературе. С тех пор как у меня появилась энциклопедия «Аванта+», её материалы я активно использую в этом деле. Особенно мне помогают так называемые «Дополнительные очерки», печатающиеся на цветном фоне.
Хотелось бы отметить великолепное оформление энциклопедии, выполненное Еленой Дукельской. Обилие рисунков, живописных иллюстраций, портретов писателей, фотографий памятных мест, а также графическое выделение рубрик, разделов, заголовков и тому подобного доставляет поистине эстетическое удовольствие при чтении книги.
И последнее: несмотря на то, что многие учителя и преподаватели используют энциклопедию в своей работе, она прежде всего предназначена для наших детей, блестяще выполняя и образовательные, и воспитательные, и развивающие цели.