Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2003

Архив

Восьмая Всероссийская олимпиада школьников по литературеТРИБУНА

Восьмая Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Как и предыдущая, эта олимпиада, проводившаяся 14–19 апреля в Нижнем Новгороде, была очень представительной. В ней участвовал 161 школьник из 57 областей, краёв, республик и автономных округов.

В то время как дети начали состязание за звание победителя, их наставники собрались на круглый стол по проблемам содержания литературного образования. Желающих высказать своё мнение было так много, что обсуждение наболевшего продолжалось два дня. Разумеется, в коротком репортаже невозможно передать все подробности и назвать всех выступавших, поэтому познакомим читателей с основными направлениями обсуждения (тем более что продолжим это обсуждение страданий школьной филологии в рубрике «Трибуна»). А на нижегородском круглом столе главное внимание было сосредоточено на формах проверки литературных знаний. Какими им быть?

Председатель жюри профессор Л.В. Тодоров выступил против экспериментаторства, особенно пагубно выразившегося в пресловутом Стандарте и в настойчиво проталкиваемом чиновниками от образования едином государственном экзамене (ЕГЭ). По его мнению, ЕГЭ не учитывает традиций отечественной школы и удачного зарубежного опыта. А главный редактор «Литературы» Г.Г. Красухин вообще не нашёл ничего удачного в системе зарубежного образования и призвал прекратить затянувшееся экспериментирование с разными формами экзаменов, вернувшись к единственно возможной и проверенной временем — сочинению.

Член жюри профессор В.Ф. Чертов, согласившись с этим, в свою очередь указал на бесперспективность проверки литературных знаний тестами. Они не требуют интеллектуальных усилий, и в результате в выигрыше оказываются нетворческие ученики. Представитель Министерства образования РФ, член жюри Е.А. Зинина резко выступила против минимизации часов, отведённых в школе на литературу. Она рассказала о мерах, которые в настоящее время предпринимаются по восстановлению и сохранению места литературы в учебном процессе.

Наибольший интерес проявили собравшиеся к выпускному сочинению. Высказывались пожелания обсудить многообразные проблемы, возникающие с сочинениями медалистов. С другой стороны, дело дошло даже до просьб публиковать темы сочинений пораньше, для того, дескать, чтобы ученики успели основательно подготовиться к ответственному экзамену. Против подобной постановки вопросов решительно выступила член жюри, профессор Л.В. Шамрей (Нижний Новгород). “О чём мы говорим? — спросила она. — О судьбе литературного образования, его содержании или о простом натаскивании учеников на экзамен?” Несколько голосов раздались и в пользу изложения как выпускного экзамена. Но они потонули в негодующем хоре выступающих, объяснивших, что изложение, как и диктант, является проверкой знания не литературы, а русского языка (разница только в том, что в одном случае ученик пишет диктуемый ему текст, а в другом пересказывает то, что ему несколько раз прочитали).

Член жюри А.Г. Кутузов, избранный на прошлой олимпиаде председателем Всероссийской ассоциации учителей-словесников, поведал о трудностях, с которыми столкнулось становление этого дела.

А олимпиада шла своим чередом. Больше трети участников привлёк конкурс чтецов (председатель жюри — заместитель главного редактора «Литературы» С.Ф. Дмитренко).

16 апреля вся олимпиада, от школьников до членов жюри, отправилась в родовую усадьбу Пушкина — Болдино. Здесь состоялась тёплая встреча, которую с истинно художественным тактом вёл заместитель главы районной администрации Александр Сергеевич Чеснов, журналист по профессии и поэт по складу души. Он рассказал о жизни сегодняшних молодых болдинцев, о том, как здешние власти преодолевают социальные трудности нашего времени.

Была, разумеется, и экскурсия «Литературный Нижний», с посещением музея-квартиры Горького. Больше того! Организаторы олимпиады изыскали возможность устроить встречу учителей — руководителей делегаций с местными писателями.

Но, конечно, главным событием олимпиады была сама олимпиада, проходившая, как и в прошлом году, в три тура. С вопросами, на которые отвечали школьники, мы познакомим наших читателей в одном из июньских номеров. А сейчас назовём имена победителей.

Рейтинг@Mail.ru