Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2003

Архив

Литературный календарьЛитературный календарь

17—23 апреля

“Вы пишете, что врачи неохотно посещают меня ввиду неуспеха их усилий. Может быть, это и правда, но как же с этим быть? Ужели бросить меня, как собаку? Вы пишете также, что я настаиваю на аптечных средствах, а врачи рассчитывают на целебную силу природы. Но какая же у меня природа? Я и не надеюсь на излечение, а желаю только облегчения от чрезвычайных мук”. (М.Е. Салтыков-Щедрин — доктору Н.А. Белоголовому. 17 (5) апреля 1888 года.)

17 апреля

1933 — родился Юрий Ильич ДРУЖНИКОВ, прозаик, историк литературы, драматург. Ему принадлежит исследование «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», книга о несчастном мальчике, сделанном государственным героем. В других своих работах он развивает форму полемического литературоведения, основанного на тщательном изучении различных культурных концепций и толкований общеизвестных произведений и знаменитых писателей (книга «Русские мифы»). Живя с 1988 года в США, Дружников остаётся писателем, накрепко связанным с Россией. Читать его — всегда интересно.

18 апреля

1928 — родился поэт Владимир Николаевич СОКОЛОВ. Вплоть до кончины в 1997 году он занимал скромное место в лирических обоймах эпох. Да, его рано приняли в Союз писателей, печатали, но громкого, эстрадного успеха Соколов не имел. При этом он был высоко ценим многими поэтами (хотя они предпочитали не говорить об этом громко). Сегодня (и, думаю, не только сегодня) написанное Соколовым предстаёт удивительным по художественной силе и мужественности дневником человека, прожившего свой земной век на рубеже — политических систем, культур, тысячелетий.

Вспомним его стихотворение 1988 года, фраза из которого стала знаменитой и оторвалась от контекста, в котором она была произнесена. Автор посвятил его артисту Валентину Никулину.

Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
Я давно уже ангел, наверно,
Потому что, печалью томим,
Не прошу, чтоб меня легковерно
От земли, что так выглядит скверно,
Шестикрылый унёс серафим.

19 апреля

1918 — нарком просвещения А.В. Луначарский беседует с делегатами общего собрания Союза деятелей искусств в Петрограде, где заявляет, что против передачи заведования делами искусства в руки исполнительного комитета Союза деятелей искусств. “Мы были против политического Учредительного собрания, тем более мы против Учредительного собора в области искусства”.

Что вдохновило эту фразу: безбрежный цинизм или телячья наивность? Если судить по творческой продукции самого Луначарского, это был искренний графоман, но с другой стороны, вполне умным было это теля, если вспомнить его мастерство в извлечении всяческих выгод из своего большевизма.

Ну а как это было на земле, напоминать не приходится.

20 апреля

1888 — 08.04 — в Москве родился поэт, драматург Николай Яковлевич АГНИВЦЕВ. Его талант имел ярко выраженную ироническую интонацию, что приносило ему успех в знаменитых «Сатириконе» и в «Новом Сатириконе», а также в замечательном, хотя ныне и позабытом журнале «Столица и усадьба», прообразе нынешних глянцевых журналов, недосягаемом прообразе.

После 1917 года Агнивцев, поняв, что новая власть шуток не понимает, уехал из России, но потом всё же вернулся и стал довольно известным детским писателем.

Скончался в 1932 году.

21 апреля

1863 — 09.04 — в Киеве родился Виктор Иванович БИБИКОВ. За неполные тридцать лет жизни (скончался в родном городе в 1892) в литературе создал немало, оставшись в её истории как один из зачинателей русского декаданса (декаданса в его строгом эстетическом, а не в расхожем понимании — как художественного стиля эпохи, предшествующей катаклизмам ХХ века).

В 1938 году в этот день были расстреляны два советских писателя — Иван Михайлович КАСАТКИН (род. 1880) и Борис Андреевич ПИЛЬНЯК (род. 1894). Касаткин состоял в РСДРП с 1902 года; начинал как писатель при поддержке Горького в конце 1900-х годов, приобретя репутацию знатока крестьянской психологии. Что и принесло ему множество проблем в послеоктябрьское время, завершившись, несмотря на его коммунистическую ортодоксальность, трагедией. Ну а Пильняк в сравнении с Касаткиным, наверное, с точки зрения их палачей, заслужил нескольких расстрелов. Хотя автор и гордился тем, что сборник «Быльё» (1920) был первой книгой в РСФСР о революции, события, происходящие в России, как их изображал Пильняк, выглядели совсем не одой мировой революции, а поистине “взбаламученной действительностью”, “картиной сдвига и катастрофы”. Последние определения принадлежат критику А.К. Воронскому и высказаны были с одобрительной интонацией.

Воронский, как написали в одном современном словаре, погиб в заключении 13 августа 1937 года. Что стоит за этими словами, можно только гадать. Вероятно, расстрел.

22 апреля

1958 — Дневник Корнея Чуковского: “Пастернак — трагический — с перекошенным ртом, без галстуха, рассказал, что сегодня он получил письмо из Вильны по-немецки, где сказано: «Когда вы слушаете, как наёмные убийцы из “Голоса Америки” хвалят ваш роман, вы должны сгореть со стыда». Я романа «Доктор Живаго» не читал (целиком) <…> Но сам он производит впечатление гения: обнажённые нервы, неблагополучный и гибельный. Говорил о Рабиндранат Тагоре — его запросили из Индии, что он думает об этом поэте, — а он терпеть его не может, так как в нём нет той «плотности», в которой сущность искусства”.

“Л.Н. говорил, что определение задачи искусства — рабски подражать природе — это такая же крайность, как та, что искусство — в том, чтобы писать, что придёт в голову (как Андреев пишет). Это две крайности. Искусство должно выражать такое состояние души, которое было бы общее всем. Искусство вызывает известное душевное состояние, настроение чувства — только это и есть искусство.

Татьяна Львовна возражала, что нужна красота в искусстве.

Л.Н.: Красота — слово, не имеющее никакого смысла. В музыке нет красоты. А то, что есть в музыке — у Шопена, в народных песнях: венгерских, татарских, цыганских, немецких, русских, их каждый народ понимает, — это есть ядро настоящего искусства, то есть вызывание настроения, чувства, соединяющего всех”. («Яснополянские записки» Д.П. Маковицкого. Запись 23 (10) апреля 1908 года.)

Календарь ведёт Лариса МЕЗЕНЦЕВА.
Все даты российского календаря до 1918 года даны по новому и старому стилю.
Рейтинг@Mail.ru