Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Ольга ЕРЁМИНА
Рассказ А.Платонова Никита» в 5 классе
Возможно, в начальной школе дети уже встречались с произведениями Платонова (учитель уточнит это до урока у детей или преподавателя начальных классов). По мультфильму детям знакома сказка А.П. Платонова «Волшебное кольцо». В учебник «Родная речь» (Родная речь: Учебник по чтению для учащихся начальной школы / Сост. М.В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1999. Кн. 3. Ч. 2) включён рассказ А.П. Платонова «Сухой хлеб».
К произведениям А.П. Платонова ученики будут неоднократно возвращаться по мере изучения курса литературы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной предлагает в 6-м классе чтение рассказа «В прекрасном и яростном мире», в 7-м классе — рассказа «Юшка» и сказки «Неизвестный цветок», в 8-м — рассказа «Возвращение». В старших классах ученики лучше смогут понять всю сложность жизненного пути Платонова. Поэтому в 5-м классе мы предлагаем остановиться на том материале о писателе, который предлагает нам учебник-хрестоматия (с. 109–110).
Урок 1. А.П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя.
I. А.П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя
Начнём урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб»:
“К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спёкшуюся, горячую землю.
<...>
Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелёк тот сломался и поник.
— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!
Он оправил стебелёк, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его”.
— Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?
Прочитаем текст вступительной статьи учебника-хрестоматии.
— Как вы понимаете выражение “пропетая сердцем сказка про Человека”?
О Платонове может рассказать учитель. Вариант такого рассказа:
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С четырнадцати лет начал работать. Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С девятнадцати лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвящённой его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.
II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвёл на них рассказ.
— Какие чувства у вас вызвал рассказ?
— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
— Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
— Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
Составление плана рассказа
Продолжаем обучение составлению сложного плана.
— Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?
Поможем детям выделить три основные части:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов “...и его облако закроет”.)
2. Никита “живёт” один. (От слов “Оставшись один...” до слов “...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору”.)
3. Возвращение отца. (От слов “Дома Никита увидел мать...” до конца рассказа.)
Разделим на пункты вторую часть.
Никита “живёт” один.
- Кто живёт в бочке.
- “Доброе солнце”.
- Колодезные жители.
- “Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня.
- Жёлтый цветок.
- “Незнакомые, злобные лица”.
Никита испугался и побежал к маме.
Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
— Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое?
— С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чём?
— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
— Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?
— Почему воображение мальчика “поселило” на солнце умершего дедушку?
— Почему “тайные жители” стали казаться Никите враждебными?
Домашнее задание
Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита». Подготовить рассказ о Никите.
Урок 2. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П. Платонова.
I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»
Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.
Итак, разделим на пункты третью часть.
Возвращение отца.
- Встреча Никиты с отцом.
- Разговор Никиты с отцом.
- Работа с отцом.
— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
“Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...”
“Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце”.
“Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”.
“Давай всё трудом работать, и все живые будут”.
— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
— Рассмотрите иллюстрация В.Куприянова. Какой эпизод изображён художником?
— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создаётся у человека, который смотрит на жёлтые стружки?
— Какую работу отец поручил Никите?
Подчеркнём созидательную роль человеческого труда.
— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай всё трудом работать, и все живые будут”?
Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век”.
— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.
— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?
II. Характеристика героя
Предложим детям рассказать о герое рассказа мальчике Никите. Спросим одного-двух учеников. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы.
III. Язык рассказа А.П. Платонова
— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительных смысл. Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание, с. 117).
Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.
IV. Сравнительный анализ произведений (дополнительный материал)
Подводя итоги работе над рассказом А.П. Платонова «Никита», спросим у детей:
— В каком из прочитанных в 5-м классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?
Вспоминаем повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место».
— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а “сор, дрязг”?
— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?
Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достаётся человеку трудом.
Домашнее задание
Подобрать пословицы о труде.