Я иду на урок
Материалы для письменного экзамена в 11-м классе, поступившие из Министерства образования РФ
(Материалы печатаются в том графическом начертании, в каком они получены из Министерства)
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
От 20.03.2003 № 13-51/13
О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/2003 учебном году
В соответствии с приказом Минобразования России от 21.01.2003 № 135 «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2003 №4170) в 2002/2003 учебном году выпускники XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации могут выбрать одну из форм письменного экзамена по русскому языку и литературе: сочинение или изложение с творческим заданием.
Информация об особенностях проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме сочинения в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации Минобразованием России дана в письме от 28.10.2002 №13-51-125 – 13 «О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/2003 учебном году».
Решение о проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации принято Министерством образования Российской Федерации на основании положительных результатов эксперимента, который проводился с 2000 по 2002 год в целях совершенствования формы государственной (итоговой) аттестации по литературе выпускников XI классов.
Экзаменационные материалы для проведения изложения с творческим заданием будут направляться в марте-апреле по линии спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке в соответствии с письмом «О порядке обеспечения общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами». Тиражирование текстов изложений с творческим заданием осуществляют государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, соблюдая при этом секретность.
Для изложения предлагается эпизод из прозаического произведения, указанного в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования», или фрагмент критической статьи, связанный с произведением, включенным в указанный минимум (в каждое общеобразовательное учреждение направляются два варианта текста для изложения). Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Творческое задание к текстам первого варианта (эпизод) по форме представляет собой проблемный вопрос, связанный с содержанием не только предъявленного фрагмента, но всего произведения. Творческое задание к тексту — фрагменту критической статьи позволит выпускнику высказать свою точку зрения по поднятым в нем проблемам, ответить на вопрос, связанный с художественным произведением.
При выборе изложения с творческим заданием учащимся предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение.
Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, ученики проявляют важные коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения перед выпускником не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение может быть самостоятельной частью экзаменационной работы или оно может органично входить в творческую часть работы. В первом случае оно отделяется от творческой части отступом и может оцениваться отдельной отметкой, во втором — изложение включается в общую канву ответа на вопрос и не оценивается отдельной отметкой, поскольку текст рассматривается как целое.
При организации экзамена следует учесть, что выбор формы экзамена (сочинение или изложение с творческим заданием) выпускник может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным со стороны учащегося, учитель должен познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (с этой целью кратко определяется тема изложения и зачитывается творческое задание). Для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе потребуются разные помещения для тех, кто будет писать сочинение, и для тех, кто будет писать изложение с творческим заданием. По решению общеобразовательного учреждения для проведения указанного экзамена могут быть созданы различные экзаменационные комиссии. Подписывая работу, выпускник должен указать, какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал, это определит подходы к критериям оценки ученической работы.
Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.
Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.
Предложенный для изложения текст читается дважды, однако возможно по решению учителя и третье прочтение текста. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий учащимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе прочтение фрагмента должно быть медленным, позволяющим выпускнику зафиксировать главные смысловые опоры текста, на завершающем этапе ознакомления с текстом он вновь читается в обычном темпе. На изложение с творческим заданием отводится 6 часов.
По мере необходимости учащиеся могут пользоваться на экзамене различными лингвистическими словарями. При написании изложения по фрагменту критической статьи учащимся предоставляется право обращаться к тексту художественного произведения.
Письменная экзаменационная работа в форме изложения с творческим заданием проверяется в соответствии с действующими «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
За изложение с творческим заданием выставляется две отметки: по русскому языку и литературе. Отметка по русскому языку выставляется за орфографическую и пунктуационную грамотность, а также за речевое оформление всей работы.
Отметка по литературе выставляется за содержание изложения и творческой части работы, которое можно оценить одной или двумя отметками, при этом приоритет сохраняется за отметкой, поставленной за творческую часть экзаменационной работы.
При оценке изложения необходимо учитывать полноту изложения исходного текста (подробное изложение) или точность воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое изложение), а также достоверность высказывания (отсутствие фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исходного текста), последовательность изложения (отсутствие неоправданных повторов мысли, нарушение логики), уровень речевого оформления.
При оценке творческого задания проверяется знание учащимися содержания художественного произведения, владение теоретико-литературными понятиями, умение дать аргументированный ответ на проблемный вопрос, речевое оформление работы. Творческое задание (если оно представляет собой отдельную часть экзаменационной работы) должно составлять не менее 3-4 страниц письменного текста.
Итоговые отметки по русскому языку и по литературе выставляются с учетом отметок, полученных за изложение с творческим заданием и годовых отметок по названным предметам.
Приложение:
- Список рекомендуемой литературы.
- Образцы текстов для проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием.
Руководитель Департамента
А.В. Баранников
Приложение № 1
Список рекомендуемой литературы
1. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе. М.: Ленинград, 1960.
2. Ивченков П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1995.
3. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения М.: Просвещение, 1984.
4. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1998.
5. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., М.: Просвещение. 1991.
6. Методическое письмо МО РФ от 22.05.96 № 478/11 «Изложение с элементами сочинения – аттестационная форма контроля».
Методика обучения изложению, а также его проведения подробно описана в методической литературе (см. работы Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, М.Т.Баранова, Т.А.Новожиловой, Т.М. Фалиной).
Приложение № 2
Образцы текстов для проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием1
1 Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе в ряде случаев предоставляет учителю выбор произведений художественной литературы для обязательного изучения: «Гроза» или «Бесприданница»; «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо»; «Преступление и наказание» или «Идиот», «Вишневый сад» или «Три сестры»; «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»; «Тихий Дон» или «Поднятая целина». В этом случае Минобразование России готовит экзаменационный материал по обоим произведениям, названным в указанном документе.
№1
Когда пришла революция, Блок встретил ее с какой-то религиозною радостью, как праздник духовного преображения России. Он стоял под ураганом клевет и обид — ясный, счастливый и верующий. Сбылось долгожданное, то, о чем пророчествовали ему кровавые зори. Он радостно вышел один против всех, так как чувствовал себя в полной гармонии с хаосом.
Не поразительно ли, что всю поэму «Двенадцать» он написал в два дня? Он начал писать ее с середины, со слов: "Уж я ножичком /Полосну, полосну!" — потому что, как рассказывал он, эти два ж в первой строчке показались ему весьма выразительными. Потом перешел к началу и в один день написал почти все: восемь песен, до того места, где сказано: "Упокой, Господи, душу рабы твоея. /Скучно".
Почти всю поэму — в один день! Необыкновенная энергия творчества! За полгода до смерти он показывал мне ее черновик, и я с удивлением смотрел на опрятные, изящные, небольшие листочки, где в такое короткое время, так легко и свободно, карандашиком, почти без помарок, он начертал эту великую поэму. Никакой натуги, никаких лишних затрат вдохновения! Творить ему было так же легко, как дышать.
Написав «Двенадцать», он все три с половиною года старался уяснить себе, что же у него написалось.
Многие помнят, как пытливо он вслушивался в то, что говорили о «Двенадцати» кругом, словно ждал, что найдется такой человек, который, наконец, объяснит ему значение этой поэмы, не совсем понятной ему самому. Словно он не был виноват в своем творчестве, словно поэму написал не он, а кто-то другой, словно он только записал ее под чужую диктовку.
Помню, как-то в июне в 1919 году Гумилев, в присутствии Блока, читал в Институте Истории Искусств лекцию о его поэзии и между прочим сказал, что конец поэмы "Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект.
Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:
— Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя:
к сожалению, Христос.
Гумилев смотрел на него со своей обычной надменностью: сам он был хозяином и даже командиром своих вдохновений и не любил, когда поэты ощущали себя безвольными жертвами собственной лирики. Но мне признание Блока казалось бесценным: поэт до такой степени был не властен в своем даровании, что сам удивлялся тому, что у него написалось, боролся с тем, что у него написалось, сожалел о том, что у него написалось, но чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от его желаний, и уважал эту правду больше, чем свои личные вкусы и верования.
(По К. Чуковскому)
(444 слова)
Задание.
1. Перескажите (подробно или сжато) фрагмент статьи К. Чуковского "Александр Блок как человек и поэт".
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Каковы возможные трактовки финала поэмы А. Блока "Двенадцать"?
При выполнении задания № 2 выпускник может пользоваться текстом поэмы АА.Блока «Двенадцать».
№ 2
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
<…>Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
— Что ему, черту, делается, меренина здоровенный,— говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
— Что, брат, не будешь? Али скрючило? — смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.
(Л.Н. Толстой)
(438 слов)
Задание.
1. Перескажите (подробно или сжато) фрагмент романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (т.IV, ч.3, гл.V).
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Как в образе Тихона Щербатого воплотилась "грозная и величественная сила народной войны"?
УТВЕРЖДАЮ Руководитель Департамента общего образования А.В. Баранников |
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году
Темы сочинений по литературе ХIХ века
1. Стихотворение В.А. Жуковского "Песня" ("Минувших дней очарованье…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение В.А. Жуковского "Море" (восприятие, истолкование, оценка)1
2. Какие темы определяют своеобразие поэзии В.А. Жуковского?2
1 Некоторые темы, включенные в
«Перечень…», выпускник школы с родным
(нерусским) языком обучения может заменить на
выделенный курсивом вариант, такие темы даны в
«Перечне…» под одним номером.
2 Темы сочинений, связанные с поэзией,
раскрываются на примере не менее 2-3
стихотворений. Темы сочинений, связанные с
произведениями малой эпической формы,
раскрываются на примере 1-2 произведений (их число
может быть увеличено по усмотрению выпускника).
Каковы основные мотивы романтических стихотворений В.А.Жуковского «Море» и «Вечер»?
3. Природа и человек в романтической лирике В.А. Жуковского.
4. Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана».
5. "На всех московских есть особый отпечаток". (Старая Москва в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
6. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
7. Поколение "отцов" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
8. Фамусов и жизненная философия "отцов" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
9. Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
10. Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
11. В чем смысл финала комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?
12. «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
13. Жанровое своеобразие пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума».
14. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума").
15. Сплетня о сумасшествии Чацкого. (Анализ явлений 14-21 III действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
16. Стихотворение А.С. Пушкина "Отцы пустынники и девы непорочны …". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.С. Пушкина «К морю». (Восприятие, истолкование, оценка.)
17. Стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил: любовь еще быть может…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
18. Стихотворение А.С. Пушкина "Поэту" (восприятие, истолкование, оценка).
19. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
20. В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина?
21. Философские мотивы лирики А.С. Пушкина.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.
22. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
23. "Нет: рано чувства в нем остыли…" (Образ разочарованного героя в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин").
24. "Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы" (Ф.М.Достоевский).
25. Образ «страдающего эгоиста» в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
26. Образ Онегина в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
27. Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
28. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
29. "…Онегин — добрый малой, но при этом недюжинный человек…" (В.Г. Белинский).
30. "Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная…" (В.Г.Белинский).
31. Каковы причины и последствия "хандры" Онегина? (По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".)
32. Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода 4 главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".)
33. Сон Татьяны. (Анализ эпизода из 5 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".)
34. Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
35. Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
36. Как раскрывается тема "русского бунта" в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"?
37. Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".)
38. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина". (Восприятие, истолкование, оценка.)
39. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума" (восприятие, истолкование, оценка).
40. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Пророк" (восприятие, истолкование, оценка).
41. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума». (Восприятие, истолкование, оценка.)
42. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Как часто, пестрою толпою окружен…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
43. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Молитва" («В минуту жизни трудную…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». (Восприятие, истолкование, оценка.)
44. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
45. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине "странной"?
46. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю. Лермонтова.
47. Образ возлюбленной в лирике М.Ю. Лермонтова.
48. "Одинок я — нет отрады…" (Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.)
49. Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Образ горянки в повести «Бэла». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
50. Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
51. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени».)
52. В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
53. "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…" (В.Г. Белинский).
54. Печорин и контрабандисты. (Анализ главы "Тамань" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
55. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы "Фаталист" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)
56. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы "Княжна Мери" романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".)
57. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".)
58. Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"?
Чичиков и Ноздрев: в чем противоположность двух характеров? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертые души».)
59. "Каждое лицо в "Мертвых душах" есть в то же время вывод из целой категории людей…" (В.Н. Майков).
60. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".)
61. Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
62. Быт и нравы губернского города NN.(По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".)
Знакомство Чичикова с городом NN. (По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".)
63. "…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни" (А. Белый).
64. Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
65. Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".)
66. Столкновение экипажей. (Анализ эпизода главы 5 первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».)
Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода главы 6 первого тома поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".)
67. Оформление купчей в гражданской палате. (Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".)
Беседа Чичикова с Маниловым. (Анализ эпизода 2 главы первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».)
68. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".)
69. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
70. "Собрать в кучу все дурное…" (Сатирическое звучание комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".)
71. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)
Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
72. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)
б) Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского "Бесприданница".
73. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".
б) Драма "горячего сердца" в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница".
74. а) Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (По пьесе Н.А.Островского «Гроза».)
б) В чем причина драмы героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница"?
75. а) Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)
б) Паратов и Карандышев. (По драме А.Н. Островского «Бесприданница».)
76. а) Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского "Гроза".
б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница".
77. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)
б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ сцены из 2 действия драмы А.Н.Островского "Бесприданница".)
78. Стихотворение А.А. Фета "Еще майская ночь…" (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка).
79. Стихотворение А.А. Фета "Еще весны душистой нега…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
80. Стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
81. Стихотворение А.А.Фета «Поэтам». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.С.Пушкина «К морю». (Восприятие, истолкование, оценка.)
82. Тема любви в лирике А.А.Фета.
83. "Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…" (К.Д.Бальмонт).
84. Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета.
85. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
86. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной …". (Восприятие, истолкование, оценка.)
87. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас — и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)
88. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).
89. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?
90. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.
91. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
92. Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин». (Восприятие, истолкование, оценка.)
93. Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).
94. Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Н.А. Некрасова "О Муза! Я у двери гроба…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
95. Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
96. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
97. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
98. "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).
99. "Некрасов — поэт страдания" (Ф.М. Достоевский).
100. Как представлена тема женской доли в лирике Н.А.Некрасова?
101. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".
102. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Образы народных заступников в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
103. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
104. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?
105. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
106. Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
107. "В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…" (И.С. Тургенев).
108. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Основная проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
109. Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
110. Смешны или грустны финалы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
111. Мир обывателя в сатирических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие.
112. Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
113. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова "Обломов".)
114. Андрей Штольц как "человек действия". (По роману И.А. Гончарова "Обломов".
115. Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов».
116. Женские образы в романе И.А. Гончарова "Обломов".
Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова. (По роману И.А.Гончарова «Обломов».)
117. "Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так, как мы его теперь знаем…" (А.В.Дружинин).
118. "Обломов, без своего "Сна", был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас…" (А.В. Дружинин).
119. Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ 10 главы второй части романа И.А.Гончарова "Обломов".)
Сон Обломова (Анализ IX главы первой части романа И.А.Гончарова "Обломов".)
120. а) Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
б) Тема любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо".
121. а) Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.
б) Образ тургеневской девушки в романе "Дворянское гнездо".
122. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По одному из романов: "Отцы и дети" или "Дворянское гнездо".)
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
123. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо".
124. а) Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
б) Смысл названия и проблематика романа И.С.Тургенева "Дворянское гнездо".
125. а) Нужен ли России Базаров? (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
б) Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И.С. Тургенева "Дворянское гнездо".)
126. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Тема любви в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
127. Образ русского воина-труженика в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Партизанская война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
128. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
129. "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).
130. Картины жизни большого света в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
131. Правда о войне в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
132. Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
133. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
134. "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).
135. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
136. Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
137. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
138. "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).
139. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
140. "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".)
Военные эпизоды в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
141. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)
Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого "Война и мир", том 1, часть 3, глава 19.)
142. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").
143. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)
Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное. (Анализ эпизода из главы 1, части 3, тома 2 романа Л.Н.Толстого «Война и мир».)
144. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
145. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)
Наташа в гостях у дядюшки. (Анализ эпизода из главы 8, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».)
146. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
147. "Достоевский — художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).
148. «Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум» (Н.Н. Страхов). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
149. "Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).
150. Красота человеческого поступка. (По одному из романов Ф.М. Достоевского: "Преступление и наказание" или "Идиот".)
Столкновение теории и жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
151. а) В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
б) Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф.М. Достоевского "Идиот".)
152. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По одному из романов: "Преступление и наказание" или "Идиот".)
Тема «маленького человека» в романе Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание».
153. а) В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
б) В чем своеобразие характера главного героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот"?
154. Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского. (На примере одного из романов: "Преступление и наказание" или "Идиот".)
155. а) Образ "вечной Сонечки" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
б) Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М.Достоевского "Идиот".
156. Нравственный идеал в произведениях Ф.М. Достоевского. (По одному из романов: "Преступление и наказание" или "Идиот".)
157. а) Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
б) Сцена чтения пушкинского стихотворения. (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф.М. Достоевского "Идиот".)
158. а) Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
б) Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным. (Анализ эпизода из главы 10, части 4 романа Ф.М. Достоевского "Идиот".)
159. "Чехов — странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна" (Л.Н. Толстой).
160. "Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней" (К.И.Чуковский).
161. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л.Н. Толстой).
162. Каково отношение А.П.Чехова к формуле: "среда заела"?
163. В плену каких иллюзий чаще всего находятся герои чеховских рассказов?
164. Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова.
Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
165. Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.
Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова «Ионыч».
166. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова.
Человек и среда в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».
167. а) Образ "вечного студента" Трофимова в комедии А.П. Чехова "Вишневый сад".
б) Тема времени в пьесе А.П. Чехова "Три сестры".
168. а) Кто виновен в гибели вишневого сада? (По комедии А.П. Чехова "Вишневый сад".)
б) К чему стремятся и в чем разочаровываются героини пьесы А.П. Чехова "Три сестры"?
169. Герои-«недотепы» в драматургии А.П. Чехова. (По одной из пьес: "Вишневый сад" или "Три сестры".)
Комические образы и ситуации в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
170. а) Место образа Лопахина в комедии А.П.Чехова "Вишневый сад".
б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А.П. Чехова "Три сестры"
171. "Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…" (Ф.М.Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
172. "Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…" (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
173. "Человек — целый мир…" (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
174. "Счастье есть дело судьбы, ума и характера…" (Н.М.Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
175. "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…" (А.С.Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
176. "Воспитание — великое дело: им решается участь человека…" (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
177. "Человек – это … – живая загадка" (С.Н. Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
178. "Жизнь скучна без нравственной цели…" (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
179. "Великие истины понятны и доступны каждому…" (Д.И. Писарев). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
180. "Родник поэзии есть красота…" (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
181. "Ум – способность только материальная, душа же живет тем, что нашептывает ей сердце…" (Ф.М.Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
182. "Человек – существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать" (Н.А. Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
183. "Счастья в жизни нет, есть только зарницы его" (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
184. "Мещанство – ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге" (М.Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
185. "Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством…" (В.П.Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
186. "Сила влияния нравственного выше всяких сил…" (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
187. "Нет счастья в бездействии…" (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
188. "Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…" (Н. Федоров). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
189. "Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно…" (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
190. "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…" (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
191. "Эгоизм умерщвляет великодушие…" (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
192. "Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем целые годы" (Ф.М.Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
193. "Настоящее зло … ходит всегда на костылях добродетели…" (М.М.Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
194. "Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную "суть души", ее рисунок, ее тяготение…" (М.Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
195. "У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец…" (В.Г.Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
196. "Искусство – одно из средств различения доброго от злого…" (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
197. "Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь" (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
198. "Справедливость требует вступаться за людей страдающих" (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
199. "…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
200. "Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства…". (Ф.М.Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
201. "Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…" (В.Г.Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
202. "…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…" (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
203. "Себялюбие — самоубийство. Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево…" (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
204. "Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…" (М.Е. Салтыков- Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
205. "Общественное значение писателя… в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…" (М.Е.Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
206. "Простота есть необходимое условие прекрасного" (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
207. "Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…" (А.И.Солженицын). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
208. "Честь нельзя отнять, ее можно потерять…" (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
209. "Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге" (А.А. Блок). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
210. "Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования…" (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
211. "Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете…" (И.А. Гончаров). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
212. «Душно! без счастья и воли…» (Н.А. Некрасов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
213. "Без страстей и противоречий нет жизни…" (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
214. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия» (Н.А. Некрасов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
* * *
Темы сочинений по литературе ХХ века
215. Стихотворение И.А. Бунина «Ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение И.А. Бунина «Летняя ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.)
216. Стихотворение И.А. Бунина "Крещенская ночь" (восприятие, истолкование, оценка).
217. Женские образы в рассказах И.А. Бунина.
Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».
218. Тема жизни и смерти в прозе И.А.Бунина.
Тема обреченности буржуазного мира. (По рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».)
219. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".
Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И.А. Бунина.
220. "Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души" (М.Горький). (По творчеству И. А. Бунина.)
221. "Так знать и любить природу, как умеет Бунин – мало кто умеет" (А.А.Блок).
222. Образ России в прозе И.А. Бунина.
Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».
223. Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А.Бунина.
224. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М. Горького).
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
225. Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль".
226. Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
227. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького.
228. "…По роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений… и по масштабу своей душевной муки, — Горький — русский писатель" (А.А. Блок).
229. Социальная проблематика пьесы М.Горького "На дне".
Нравственная проблематика пьесы М.Горького «На дне».
230. Тема веры и безверия в драме М.Горького "На дне".
231. Раздумья о Человеке в пьесе М.Горького "На дне".
232. "Горький нагромоздил гору жесточайших страданий… и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости" (Л.Н.Андреев о пьесе «На дне»).
233. Тема любви в пьесе М.Горького "На дне".
234. Роль женских образов в драме М.Горького "На дне".
235. Люди "дна": характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького "На дне".)
236. Образы "хозяев жизни" в драме М. Горького "На дне".
237. Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ первой сцены пьесы М.Горького "На дне".)
238. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М.Горького "На дне".)
239. Рассказ Луки про "праведную землю". (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького "На дне".)
240. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы М.Горького "На дне".)
241. Анализ IV действия пьесы М. Горького "На дне".
242. Стихотворение А.А. Блока "На железной дороге". (Восприятие, истолкование, оценка.)
243. Стихотворение А.А. Блока "Ты — как отзвук забытого гимна…" (из цикла "Кармен") (восприятие, истолкование, оценка).
244. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока
245. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.
246. Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока.
247. Образ Руси в поэзии А.А.Блока.
248. "В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем" (В.Я. Брюсов).
249. "От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью" (В.М.Жирмунский).
250. Какой предстает Россия в лирике А.А.Блока?
251. Лики "страшного мира" в поэзии А.А.Блока.
252. Тема святости и греха в поэме А.А.Блока "Двенадцать".
253. Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".
254. Роль символов в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
255. Что услышал Блок в "музыке революции"? (По поэме "Двенадцать".)
Какова символика образа вьюги в поэме А.А.Блока «Двенадцать»?
256. "Старый мир" в поэме А.А. Блока "Двенадцать".
257. Особенности композиции поэмы А.А. Блока "Двенадцать".
258. Христианские мотивы в поэме А.А. Блока "Двенадцать".
Изображение «мирового пожара» — стихии революционного переустройства жизни в поэме А.А. Блока "Двенадцать".
259. "Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать".
260. Анализ финальной главы поэмы А. Блока "Двенадцать".
261. Стихотворение С.А. Есенина "Мы теперь уходим понемногу…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери». (Восприятие, истолкование, оценка.)
262. Стихотворение С.А. Есенина "Русь". (Восприятие, истолкование, оценка.)
263. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
Лирический герой поэзии С.А.Есенина.
264. Человек и природа в лирике С.А. Есенина.
265. Тема любви в лирике С.А.Есенина.
Образ любимой женщины в творчестве С.А.Есенина.
266. Мир природы в лирике С.А. Есенина.
267. Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина.
268. "Гой ты Русь, моя родная…". (По лирике С.А. Есенина.)
269. "На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше" (М.К. Осоргин).
270. Стихотворение В.В. Маяковского "Нате!" (Восприятие, истолкование, оценка.)
271. Стихотворение В.В. Маяковского "Письмо Татьяне Яковлевой". (Восприятие, истолкование, оценка.)
272. Стихотворение В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение В.В. Маяковского "О дряни". (Восприятие, истолкование, оценка.)
273. Стихотворение В.В. Маяковского "Сергею Есенину". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение В.В. Маяковского "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви". (Восприятие, истолкование, оценка.)
274. "Адище города" в ранней лирике В.В. Маяковского.
Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В.Маяковского «Во весь голос».
275. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.
Своеобразие сатиры В.В.Маяковского (На примере 2-3 произведений).
276. Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.
Тема назначения поэта в обществе в лирике В.В.Маяковского.
277. "Революцией мобилизованный и призванный…" (Образ поэта в лирике В.В.Маяковского.)
Тема сочувствия и доброты в лирике В.В. Маяковского.
278. Герой и толпа в лирике В.В.Маяковского.
279. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В.Маяковского?
Как вы понимаете слова В.В.Маяковского «Поэт всегда должник вселенной…»? (По стихотворению В.В.Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии».)
280. Тема любви в лирике В.В.Маяковского.
281. "Гримасы быта" в сатирической поэзии В.В. Маяковского.
В.В. Маяковский – сатирик.
282. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В.Маяковского "Облако в штанах"?
283. Тема будущего в лирике В.В. Маяковского.
Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.
284. Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского.
285. "Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных" (О.Э.Мандельштам).
286. "Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю.Н.Тынянов).
287. Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского "Облако в штанах".
288. Анализ второй главы поэмы В.В. Маяковского "Облако в штанах".
Анализ рассказа В.М.Шукшина «Чудик».
289. а) Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
б) Образ Города в романе М.А.Булгакова "Белая гвардия".
в) «Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».)
290. а) Кто из героев романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" становится жертвой свиты Воланда и почему?
б) Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"?
в) Каково нравственное значение рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?
291. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова. (По романам "Мастер и Маргарита" или "Белая гвардия".)
Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
292. "Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши" (К.Паустовский).
293. а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия".
Нравственная проблематика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
294. а) Сатирические мотивы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
б) Тема семьи и дома в романе М.А.Булгакова "Белая гвардия".
Образ профессора Преображенского. (По повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».)
295. а) Образ Понтия Пилата и проблема совести. (По роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
б) Сны героев и их связь с проблематикой романа М.А.Булгакова "Белая гвардия".
Черты революционной эпохи в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
296. а) Мастер и его ученик в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
б) Люди долга и чести в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия".
Образ учительницы в рассказе А.П.Платонова «Песчаная учительница».
297. а) Как в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" доказано утверждение: "трусость — самый страшный порок"?
б) Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова "Белая гвардия".)
Какой предстает «лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А.И.Куприна?
298. Герой-интеллигент в прозе М.А. Булгакова. (По одному из романов: "Мастер и Маргарита" или "Белая гвардия".)
299. а) "Раздвоение Ивана". (Анализ 11 главы романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита).
б) Начало романа М.А. Булгакова "Белая гвардия". (Анализ 1 главы первой части).
в) Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».)
300. а) Знакомство Берлиоза и Бездомного с "иностранцем". (Анализ главы 1, части 1. романа М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита".)
б) Тайники инженера Лисовича. (Анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М.А. Булгаков "Белая гвардия".)
в) Результаты швондеровского воспитания Шарикова. (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».)
301. а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ эпизода из главы 7 части 1 романа М.А.Булгакова "Белая гвардия".)
в) Порядки в коммуне «Дружба бедняка». (Анализ эпизода из романа А.П.Платонова «Чевенгур».)
302. а) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25, части 2 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
б) Бегство Тальберга. (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М.А. Булгакова "Белая гвардия".)
Анализ рассказа М.Зощенко (по выбору учащегося).
303. а) Знакомство Ивана Бездомного с мастером. (Анализ главы 13 "Явление героя" части I романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
б) Гибель Най-Турса и спасение Николки. (Анализ эпизода из 11 главы части II романа М.А. Булгакова "Белая гвардия".)
304. Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)
Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)
305. Стихотворение Б.Л. Пастернака "Про эти стихи". (Восприятие, истолкование, оценка.)
306. Стихотворение Б.Л. Пастернака "Любить иных — тяжелый крест…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Б.Л. Пастернака "Никого не будет в доме…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
307. Стихотворение Б.Л. Пастернака "Снег идет". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Б.Л.Пастернака «Никого не будет в доме…». (Восприятие, истолкование, оценка).
308. Каковы особенности поэзии Б.Л.Пастернака?
309. Каким предстает мир природы в лирике Б.Л.Пастернака?
310. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака.
311. «Быть знаменитым некрасиво…» (Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака.)
Тема России в поэзии М.И.Цветаевой.
312. Стихотворение А.А.Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.А.Ахматовой "Двадцать первое. Ночь. Понедельник…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
313. Стихотворение А.А. Ахматовой "Песня последней встречи". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.А. Ахматовой "Сегодня мне письма не принесли…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
314. "Не с теми я, кто бросил землю…". (Патриотическая тема в лирике А.А.Ахматовой.)
Мир женской души в лирике А. Ахматовой.
315. "Она <Ахматова> первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично…" (К.И.Чуковский).
316. "Поэзия Ахматовой – лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи" (А.Т.Твардовский).
317. Поэт и родина в лирике А.А.Ахматовой.
318. "Я научилась просто, мудро жить…". (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой.)
Тема Петербурга в творчестве А.А.Ахматовой.
319. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой "Реквием".
320. Как разворачивается трагическая тема в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»?
321. Тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой "Реквием".
322. "Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века" (О.Мандельштам)
323. а) Тема войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон".
б) Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина".
324. Любовь в жизни героев М.А. Шолохова. (По одному из романов писателя.)
Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
325. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По одному из романов: "Тихий Дон" или "Поднятая целина".)
Образ воина-труженика в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»
326. Пейзаж в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: "Тихий Дон" или "Поднятая целина".)
Тема природы в повести В.П.Астафьева «Царь-рыба».
327. а) Какое место в жизни Григория Мелехова занимает любовь? (По роману М.А.Шолохова "Тихий Дон.)
б) Что объединяет и что разнит активистов Гремячего Лога? (По роману М.А. Шолохова "Поднятая целина".)
в) Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».)
328. а) Трагедия гражданской войны. (По роману М.А.Шолохова "Тихий Дон".)
б) Давыдов и Половцев в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина".
в) Анализ финала рассказа М.А.Шолохова» Судьба человека».
329. а) Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М.А.Шолохова "Тихий Дон.)
б) Почему Половцев проигрывает "битву за мужика"? (По роману М.А.Шолохова "Поднятая целина".)
В чем необычность главного героя рассказа В.И.Белова «Привычное дело»?
330. Значение массовых сцен в прозе М.А. Шолохова. (По одному из романов: "Тихий Дон" или "Поднятая целина".)
331. Тема поиска правды в прозе М.А.Шолохова. (По одному из романов: "Тихий Дон" или "Поднятая целина".)
332. Проблема нравственного выбора человека в прозе М.А. Шолохова. (По одному из романов: "Тихий Дон" или "Поднятая целина".)
Проблема нравственного выбора человека в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».
333. Быт и нравы казачества в прозе М.А. Шолохова. (По одному из произведений писателя: "Тихий Дон" или "Поднятая целина".)
334. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М.А.Шолохова "Тихий Дон": том 4, часть 8, глава 18.)
б) Сцена "бабьего бунта" в романе М.А.Шолохова "Поднятая целина". (Анализ фрагмента главы 33, книги первой.)
335. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2, части 8, тома 4 романа М.А.Шолохова "Тихий Дон".)
б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М.А.Шолохова "Поднятая целина".)
в)Автор в доме Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К.Г.Паустовского «Зарубки на сердце».)
336. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М.А.Шолохова "Тихий Дон": том 4, часть 8, глава 18.)
б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А.Шолохова "Поднятая целина" книга первая, глава 7).
в) Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. (Анализ эпизода рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».)
337. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16, части 6, тома 3 романа М.А.Шолохова "Тихий Дон".)
б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М.А. Шолохова "Поднятая целина".)
338. Тема русского характера в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».
339. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова.
Сила женского характера в рассказе А.П.Платонова «Песчаная учительница».
340. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.
341. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского.
342. Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена тема войны?
343. Образ "русского труженика-солдата" в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин".
344. "«Василий Теркин» Твардовского – поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык" (И.А.Бунин).
345. Стихотворение Н.А. Заболоцкого "О красоте человеческих лиц". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Метаморфозы». (Восприятие, истолкование, оценка.)
346. Стихотворение Н.А. Заболоцкого "Читая стихи". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Н.А. Заболоцкого "Все, что было в душе…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
347. Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого.
348. Проблема человека и власти в прозе А.И.Солженицына.
349. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".)
Крестьянская тема в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».
350. Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)
Правда о войне в произведениях современных писателей. (По 1-2 произведениям русской и родной литературы)
351. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.
Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1-2 произведениям русской и родной литературы.)
352. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений.)
Тема русской деревни в современной прозе. (На примере 1-2 произведений русской и родной литературы.)
353. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.
354. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий.
Тема природы в творчестве В.Распутина.
355. Кто он, "герой нашего времени"? (По одному из произведений современной отечественной литературы.)
Кто он, «герой нашего времени»? (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти ХХ века)
356. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?
357. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере одного — двух произведений.)
358. "Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора…" (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
359. "Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…" (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
360. "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…" (В.Г.Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
361. "Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…" (Ф.М.Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
362. "Искусство стремится непременно к добру…" (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
363. "Школа несчастья есть самая лучшая школа…" (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
364. "Любить истинно может только вполне созревшая душа…" (В.Г.Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
365. "Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя" (А.П.Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
366. "Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…" (А.П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
367. "Поэзия — плуг, взрывающий время…" (О.Э. Мандельштам). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
368. "В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно…" (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям и русской литературы XX века.)
369. "Мужество есть великое свойство души" (Н.М.Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
370. "Сильные люди всегда просты" (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
371. "Счастье и радость жизни… в правде..." (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
372. "Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…" (Ф.М.Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
373. "Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…" (Н.В.Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
374. "Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…" (Ф.М.Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
375. "Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…" (В.Г.Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
376. "Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…" (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
377. "Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей" (Н.А.Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
378. "Общество находит в литературе свою действительную жизнь…" (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
379. "Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством" (В.Г.Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
380. "Болезнь любви неизлечима…" (А.С.Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
381. "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С.Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
382. "Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди" (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
383. "Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца" (Ф.М.Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
384. «Избавиться от мысли люди не могут…» (К.С.Аксаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
385. "Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
386. "Хорош божий свет. Одно только нехорошо — мы". (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
387. "То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все" (В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
388. "Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни" (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)
389. "Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе — мы убьем свободу своими же руками…" (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
390. "Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…" (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
391. "Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство" (Б.Окуджава). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
392. "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…" (Б.Л.Пастернак). (По одному из произведений русской литературы XX века.)