Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2003

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Светлана РЫЖОВА,
п. Ферзиково,
Калужская область


Литературная викторина для учащихся 11-х классов

Данная викторина может быть использована для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учёбе. Она может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе. В викторине принимают участие две-три команды произвольной численности. В число зрителей могут входить родители учеников, их одноклассники, друзья и знакомые. Первые три тура — очные, участники каждой из команд выполняют задания в присутствии зрителей, стараясь опередить друг друга. Четвёртый тур проходит накануне, результаты его объявляются перед началом основной части конкурса. За неделю до проведения викторины учитель знакомит участников с правилами игры, критериями оценки её результатов, даёт список рекомендуемой литературы. Список источников информации приводится в конце викторины.

I тур

Задание. Необходимо быстрее соперников угадать фамилию классика русской литературы с помощью приведённых ниже фактов его биографии, творческой деятельности.

Оценка. Если команда даст правильный ответ после первого вопроса, на её счёт поступает 5 баллов, за правильный ответ после второго вопроса — 4 балла, после третьего — 3 балла, четвёртого — 2 балла, пятого — 1 балл.

№ 1.

1. Волосы этого поэта были тёмно-каштановыми, почти чёрными, но посредине темени была прядь светлых волос, поэтому некоторые (например, немецкий поэт Боденштедт) считали его блондином.

2. О нашем герое его убийца отзывался следующим образом: “умственное развитие его было настолько выше других, что и параллели между ними провести невозможно... Тогда как другие только всматривались в жизнь, он уже изучил её со всех сторон. Если вспомнить, как мало окружающая его обстановка способствовала к серьёзным занятиям, то становится едва понятным, как он мог достигнуть тех блестящих результатов при столь малом труде и в таких ранних годах”.

3. В своей повести «Большой свет», написанной по заказу великой княгини Марии Николаевны (дочери Николая I), автор — граф В.А. Соллогуб — изобразил “истинное светское значение” нашего героя в образе Леонина: ничтожный человек, пробирающийся в круг петербургской знати. Согласно повести, единственным положительным качеством его являлась любовь к бабушке, при этом указывалось, что своими потугами к светской жизни он едва не разорил её.

4. Судьбу нашего героя решил выпавший “решёткой” вверх полтинник, который он бросил по дороге из Ставрополя в крепость Георгиевскую.

5. Дантес уверял, что если бы он в 1837 году находился на свободе, то непременно вызвал бы нашего героя на дуэль.

Ответ: М.Ю. Лермонтов.

№ 2.

1. Со ставшим впоследствии знаменитым революционером-анархистом М.А. Бакуниным он изучал философию Гегеля в Берлинском университете, с Герценом он был очевидцем французской революции 1848 года, а с Гюго в 1878 году руководил работой международного литературного конгресса в Париже.

2. Он был первым русским писателем, получившим широкую известность на Западе, своё впечатление от его творчества Флобер выразил словами: “Видишь и — мечтаешь!”

3. В составе министерства внутренних дел он изучал вопрос о возможности освобождения крестьян.

4. Он был западником, что не помешало ему изобразить своего литературного героя-единомышленника достаточно иронично. (0,5 балла дополнительно за имя героя — П.П. Кирсанов.)

5. Он был арестован за статью, посвящённую памяти Н.В. Гоголя.

Ответ: И.С. Тургенев.

№ 3.

1. Этот русский поэт был другом Гейне и Шеллинга.

2. Он был дипломатом и камергером, но за самовольный выезд в Швейцарию для венчания лишён звания и отставлен от службы на пять лет. Вернувшись в Россию, занимал там должность председателя Комитета иностранной цензуры.

3. Его остроты, афоризмы и изречения имели большой успех в обществе, впоследствии они были изданы отдельной брошюрой.

4. Он был последним русским романтиком, творившим в эпоху реализма, Некрасов и Тургенев ставили его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, а школа русских символистов провозгласила его своим предшественником.

5. Славянофил и панславист, он писал своей жене: “Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой Родины”, а его знаменитую строку “Умом Россию не понять” постоянно цитируют — то с гордостью, то иронично.

Ответ: Ф.И. Тютчев.

№ 4.

1. Этот камер-юнкер и церемониймейстер Двора постоянно заступался за врагов существующего строя — Чернышевского, Шевченко; выступал в защиту Тургенева.

2. Во время Крымской войны он вступил в армию, но в боевых действиях участия не принимал, так как под Одессой заболел тифом.

3. Более половины его стихов положены на музыку, некоторые — неоднократно.

4. Ему А.А. Перовский (А.Погорельский) посвятил сказку «Чёрная курица».

5. Со своими двоюродными братьями он создал знаменитую литературную маску Козьмы Пруткова. (Дополнительно 0,5 балла за фамилию братьев — Жемчужниковы.)

Ответ: А.К. Толстой.

№ 5.

1. Он невольно стал виновником широкой популярности И.Северянина: когда в печать попал резко отрицательный отзыв нашего героя о стихах этого поэта, возник интерес к его творчеству.

2. “Гладко было на бумаге, да забыли про овраги” — ставшая пословицей фраза принадлежит этому писателю и является частью стихотворения, написанного во время Крымской войны в форме солдатской песни.

3. «Азбуку», написанную им, продавали на вес и гонорар присылали за каждый проданный пуд.

4. В 1896 году о нашем герое в Филадельфии вышла книга «Русский апостол».

5. Узнав о начале Первой мировой войны, Т.Манн сказал: “Странная вещь, но будь старик ещё жив — и этого не случилось бы, это бы не посмело случиться”.

Ответ: Л.Н. Толстой.

№ 6.

1. Этот активный сотрудник журнала «Московитянин», один из основателей «Литературного фонда» и «Артистического кружка», несмотря на признание, всю жизнь жил в бедности и вынужден был, помимо литературной деятельности, работать в Московском совестном и коммерческом судах.

2. За первое опубликованное произведение он был отдан под негласный надзор полиции.

3. Не все знают, что у него есть произведения, написанные в соавторстве. Кроме того, он работал и над переводами и умер за письменным столом, переводя пьесу Шекспира «Антоний и Клеопатра».

4. Имя персонажа одной из его пьес по фамилии Брусков стало нарицательным для купцов-самодуров. (0,5 балла дополнительно за имя — Тит Титыч.)

5. Он справедливо считается основоположником русского национального театра. Памятник ему установлен в Москве у Малого театра.

Ответ: А.Н. Островский.

№ 7.

1. Фамилию наш герой получил от отца — потомка врача царя Алексея Михайловича, прибывшего в Россию из Германии. Его дед по материнской линии, А.И. Бекетов, был ректором Петербургского университета и являлся инициатором создания Высших женских курсов, несправедливо названных “Бестужевскими” — по имени племянника повешенного декабриста Бестужева-Рюмина, которого назначили официальным шефом этого учебного заведения.

2. Этот поэт в 1917 году занимал должность секретаря Чрезвычайной следственной комиссии по делам о преступлениях старого режима.

3. Находясь в эмиграции, И.Бунин, желая оскорбить, неожиданно сделал нашему герою комплимент, сравнив отдельные места главной поэмы его жизни со строками В.Хлебникова и К.Рылеева — ведь мастерская стилизация является достоинством, а не недостатком.

4. По мнению М.Волошина, первое, что должны были сделать “буржуи”, взяв Москву, — повесить М.Горького и расстрелять этого поэта, а М.Цветаева считала, что после смерти он должен был стать ангелом.

5. М.Волошин писал: “При встрече В.Иванова можно принять за профессора, А.Белого — за бесноватого, Бальмонта — за знатного испанца, путешествующего инкогнито по России без знания языка, Брюсова — за цыгана, и только относительно ... не может быть никаких сомнений в том, что он поэт”. О ком эти строки?

Ответ: А.Блок.

№ 8.

1. Наш герой являлся единственным поэтом-символистом, вступившим в коммунистическую партию.

2. По мнению А.Ахматовой, этот поэт “знал секреты, но не знал тайны”.

3. Он был не только поэтом, но и филологом, переводчиком, писал прекрасную историческую прозу.

4. Бунин очень не любил символистов и в воспоминаниях о них в выражениях не стеснялся, но про этого поэта ничего плохого, кроме того, что он был сыном купца 3-й гильдии, торговавшего в Москве пробками, и страдал манией величия, сказать не смог.

5. Этого поэта А.Белый называл “Тайным Рыцарем Жены, Облечённой в Солнце”, а А.Блок — “законодателем русского стиха”, “Кормщиком в тёмном плаще” и “Путеводной Зелёной Звездой”.

Ответ: В.Брюсов.

№ 9.

1. В Москве меценатом этого поэта был известный купец-булочник Филиппов.

2. У нашего героя слава “поэта поэтов”, “поэта для производителей стихов”.

3. Самыми известными строками этого поэта являются: “Русь, ты вся поцелуй на морозе!” и “Свобода приходит нагая”.

4. Он придумал не только своё имя, но и многие другие слова, например, ”заумный”.

5. Он “работал” “Председателем Земного Шара”.

Ответ: В.Хлебников.

№ 10.

1. Отцом нашего героя был известный художник, профессор училища живописи, ваяния и зодчества, автор первых иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Воскресение».

2. По словам Мандельштама, стихи этого поэта при чтении вслух должны быть целебны от туберкулёза, его же в телефонном разговоре Сталин упрекнул за то, что он не заступился за репрессированного Мандельштама.

3. И М.Цветаева, и А.Вознесенский считали, что после гибели Маяковского лучшим поэтом России стал он.

4. Последняя часть его знаменитого романа представляет собой сборник стихов.

5. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался.

Ответ: Б.Пастернак.

II тур

Задание. Необходимо определить авторов ставших “крылатыми” фраз и произведение, которое сделало эти фразы знаменитыми.

Оценка. По 2,5 балла за каждого правильно названного автора и каждое правильно названное произведение.

1. “Как зюзя пьяный”.

Ответ: А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».

2. “Глазами съесть”.

Ответ: И.А. Крылов, «Волк на псарне».

3. “Гений чистый красоты”.

Ответ: В.А. Жуковский, «Лалла Рук» (Пушкин только процитировал эту строчку — “Как гений чистой красоты”).

4. “Счастливые часов не наблюдают”.

Ответ: А.С. Грибоедов, «Горе от ума».

5. “Покой нам только снится”.

Ответ: А.Блок, «На поле Куликовом».

6. “Небо в алмазах”.

Ответ: А.П. Чехов, «Дядя Ваня».

7. “Тащить и не пущать”.

Ответ: Г.Успенский, «Будка».

8. “Растекаться мыслью по древу”.

Ответ: Автор неизвестен, «Слово о полку Игореве».

9. “Поэт в России больше чем поэт”.

Ответ: Е.Евтушенко, «Братская ГЭС».

10. “Что имеем — не храним; потерявши — плачем”.

Ответ: К.Прутков, «Плоды раздумья» (мысли и афоризмы).

III тур

Задание. Необходимо правильно определить произведение, о котором рассказано в вопросе.

Оценка. 2,5 балла за каждое правильно названное произведение.

1. Именно это произведение А.С. Пушкина В.Г. Белинский назвал “энциклопедией русской жизни”.

Ответ: «Евгений Онегин».

2. И.С. Тургенев утверждал, что “пока останется один русский — до тех пор будут помнить героя этого произведения”.

Ответ: «Обломов», И.А. Гончаров.

3. Н.В. Гоголь писал: “Сравнительно с ... все наши романы и повести кажутся приторной размазнёй”. Какое из произведений А.С. Пушкина имеется в виду?

Ответ: «Капитанская дочка».

4. Комедийная пьеса, которую, по мнению автора (А.П. Чехов), безнадёжно испортил МХТ своей постановкой. И вот ведь что обидно: именно так её до сих пор и ставят.

Ответ: «Вишнёвый сад».

5. В.Г. Белинский утверждал, что в этой пьесе “нет сцен лучших, потому что нет худших”.

Ответ: «Ревизор», Н.В. Гоголь.

6. А.С. Пушкин подарил Гоголю сюжеты пьесы «Ревизор» и этого произведения.

Ответ: «Мёртвые души».

7. Прочитав это произведение, Екатерина II пришла к выводу, что его автор — бунтовщик хуже Пугачёва.

Ответ: «Путешествие из Петербурга в Москву», А.П. Радищев.

8. За этот роман И.С. Тургенев получил комплименты врагов и критику друзей.

Ответ: «Отцы и дети».

9. В письме к Бестужеву А.С. Пушкин писал об этом произведении: “О стихах не говорю: половина — должны войти в пословицы”.

Ответ: «Горе от ума». А.С. Грибоедов.

10. Чтобы поверили, что этот роман был им написан, М.Булгаков отрезал и сжёг только половинки страничек, оставив корешки.

Ответ: «Мастер и Маргарита», возможно, отсюда происхождение выражения “рукописи не горят”.

IV тур

За день до проведения викторины команды собираются и решают предложенные здесь кроссворды: на каждый даётся один час. Результаты объявляются перед началом основного конкурса.

Оценка. По 0,5 балла за каждый правильный ответ и 5 баллов за выполнение дополнительного задания второго кроссворда.

Кроссворд № 1

По горизонтали: 5. Часто цитируемый, но, увы, никогда не существовавший автор. 6. Случай в советской литературе исключительный: этот герой ведёт богословский диспут с сатаной. 10. Эпиграф этого произведения таков: “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива”. 11. Чаадаев повторил судьбу Чацкого, а этот литературный герой пытался подражать Чаадаеву. 12. Вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но предваряющее его. 16. Рассказывают, что писатель А.Ф. Воейков (1778–1839), увидев портрет этого литературного деятеля в доме издателя Владиславлева, спросил хозяина: “Решили дать ему до виселицы повисеть на гвоздике?” Назовите фамилию “повешенного”. 17. Вид народного творчества и литература бытового комедийно-сатирического содержания. 19. Простейшая единица сюжетного развития. 20. При жизни этого русского писателя многие называли его подражателем Ги де Мопассана, “певцом сумерек”, жертвой безвременья”, “приверженцем теории малых дел”. Кто он? 21. Этот писатель поведал нам о потрясающей любви к жизни. 22. Партию этого пушкинского персонажа в опере М.Глинки «Руслан и Людмила» должен исполнять хор из 40 человек. 25. Идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения. 26. Название главы эпической поэмы. 27. Программное стихотворение М.Ю. Лермонтова. 28. Отдельная строка стихотворения. 32. Персонаж, считающий, что “в человеке всё должно быть прекрасно”. 35. Персонаж, следуя за которым, Алиса попала в Страну Чудес. 36. Герой, который, по мнению Лермонтова, составлен из пороков целого поколения. 37. Если судить по дословному переводу с латинского, это — “неизданное” литературное произведение. 38. Главная героиня пьесы А.Н. Островского «Поздняя любовь».

По вертикали: 1. Писатель, написавший «Путешествие из Москвы в Петербург». 2. Стихотворение, возникшее в XIII веке в Италии и состоящее из 14 строк. 3. По Лермонтову он — “счастливый первенец творенья”, а Врубель считал, что это имя означает “Душа” и не хотел, чтобы его путали с чёртом или дьяволом. 4. “Вездесущий” литературный персонаж. 7. В его кабинете всегда лежала какая-то книга, заложенная на 14-й странице, которую он читал уже два года. 8. Самый “забытый” литературный персонаж. 9. Заключительная, торжественная массовая сцена пьесы, спектакля. 13. Русский писатель, погибший на дипломатической службе. 14. Рассказ Чехова, в котором говорится, что человеку нужен не клочок земли, а весь мир. 15. Советский поэт, сказавший новое слово о производстве гвоздей. 18. Название стихотворного цикла А.Ахматовой. 23. “На всех московских есть особый отпечаток”, “ученье — вот чума”, “как не порадеть родному человечку” (персонаж). 24. Героиня поэмы С.Есенина. 29. Литературный псевдоним Ж.Б. Поклена. 30. В узком кругу В.Маяковский признавался: у этого поэта “из десяти стихов восемь плохие, но два таких, что мне не написать”. 31. Поэт-символист, названный М.Горьким “самым культурным писателем на Руси”. 33. «Привычное дело», «Плотницкие рассказы» (автор). 34. Именно он является главным героем романа булгаковского Мастера.

Кроссворд  1

Ответы

По горизонтали: 5. Прутков. 6. Берлиоз. 10. «Ревизор». 11. Онегин. 12. Пролог. 16. Греч. 17. Фарс. 19. Мотив. 20. Чехов. 21. Лондон. 22. Голова. 25. Пафос. 26. Песнь. 27. «Поэт». 28. Стих. 32. Астров. 35. Кролик. 36. Печорин. 37. Анекдот. 38. Шаблова.

По вертикали: 1. Пушкин. 2. Сонет. 3. Демон. 4. Фигаро (который и здесь, и там). 7. Манилов. 8. Фирс (“Человека забыли...”). 9. Апофеоз. 13. Грибоедов. 14. «Крыжовник». 15. Тихонов (“Гвозди бы делать из этих людей...”). 18. «Реквием». 23. Фамусов. 24. Снегина. 29. Мольер. 30. Блок. 31. Брюсов. 33. Белов. 34. Пилат.

Кроссворд № 2

Задание. Найти ответ и подчеркнуть; слово может продолжаться в любом направлении. Из оставшихся неиспользованными 15 букв составить ответ молодого Маяковского на вопрос Горького: “Чего вы хотите?”

kross2a.gif (14746 bytes)

1. Растение, больше всего удивившее А.П. Чехова на острове Сахалин. (5 букв.)

2. Этот лицейский друг А.С. Пушкина однажды вызвал на дуэль служившего в 1806–1811 годах в русской армии, а с 1811 по 1814 год — во французской армии Ф.Булгарина и получил следующий ответ: “Передайте барону, что я на своём веку видел больше крови, нежели он чернил”. (7 букв.)

3. Русский писатель XIX века, который в своих «Письмах в будущее» предсказал путь России в XX веке гораздо точнее Нострадамуса. (6 букв.)

4. Великий русский поэт, который, по свидетельству современников, легко завязывал руками шомпола. (9 букв.)

5. Назовите литературный псевдоним поэта-символиста Б.Н. Бугаева. (5 букв.)

6. “Что это на вас за гетры такие?” — спросила С.Есенина о валенках эта модная поэтесса. (7 букв.)

7. Цепь событий, составляющая сюжет в их причинно-временной последовательности. (6 букв.)

8. Этот поэт-символист был исключён из гимназии за участие в революционном кружке, за стихотворение «Маленький султан» (1901) лишён права проживания в столицах, в период первой русской революции сотрудничал в большевистской газете «Новая жизнь», с 1905 по 1913 год находился в эмиграции. В эмиграции он оказался и в 1920 году. (8 букв.)

9. Знаменитый немецкий поэт, занимавший на родине пост премьер-министра. (4 буквы.)

10. “Как Фет Вы имели имя, теперь Вы имеете только фамилию”, — заявил ему И.С. Тургенев. Какую? (6 букв.)

11. Двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. (5 букв.)

12. В этом чине принял участие в Аустерлицком сражении Н.Ростов. (5 букв.)

13. Изображение людей и предметов в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. (7 букв.)

14. В отличие от одноимённого стихотворения, эта пьеса А.Блока мало известна широкому читателю. (10 букв.)

15. Намеренное преувеличение. (9 букв.)

16. Чехов мечтал до смерти успеть написать хороший водевиль и такую же вещь, как эта, лермонтовская. (6 букв.)

17. Небольшой рассказ, содержащий поучение в аллегорической форме. (6 букв.)

18. Этот литературный персонаж известнейшего сатирического произведения 30-х годов писал пятистопным ямбом. (8 букв.)

19. Этого поэта А.С. Пушкин назвал “гением перевода”. (9 букв.)

20. Литературный приём, использованный Некрасовым: “Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты и бессильная...” (8 букв.)

21. Персонажи-однофамильцы у Тургенева и Чернышевского. (8 букв.)

22. Этот великий немецкий поэт назвал любовь “зубной болью в сердце”, а Солнце и Луну — “скамеечками, на которых Бог греет свои дряхлеющие ноги”. (5 букв.)

23. Пушкинский герой, совершенно официально несколько лет назад оправданный судом в Милане. (7 букв.)

24. Тургеневский герой, погибший на баррикадах в Париже. (5 букв.)

25. Именно эту песню “играл эскадрон смычками страданий на скрипках времён” в знаменитом стихотворении М.Светлова. (7 букв.)

26. Самое революционное стихотворение в прозе Тургенева. (5 букв.)

27. Русский поэт, начавший службу рядовым, участвовавший в дворцовом перевороте 1762 года и в подавлении восстания Пугачёва. (8 букв.)

Ответы: 1. Лопух. 2. Дельвиг. 3. Герцен. 4. Лермонтов. 5. Белый. 6. Гиппиус. 7. Фабула. 8. Бальмонт. 9. Гёте. 10. Шеншин. 11. Хорей. 12. Юнкер. 13. Гротеск. 14. «Незнакомка». 15. Гипербола. 16. «Тамань». 17. Притча. 18. Лоханкин. 19. Жуковский. 20. Антитеза. 21. Кирсанов. 22. Гейне. 23. Сальери. 24. Рудин. 25. «Яблочко». 26. «Порог». 27. Державин.

Ответы к кроссворду 2

Ответ Маяковского: “Будущего сегодня”.

Литература

1. Русские писатели. Библиографический справочник / Под ред. П.А. Николаева.  Ч. 1, 2. М., 1990.

2. Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника. М., 1995.

3. А.С. Пушкин об искусстве. М., 1990. Т. 1. С. 297.

4. Карсалова Е.В. и др. Серебряный век русской поэзии. М., 1996. С. 71–72, 76, 79.

5. Английская поэзия в русских переводах. М., 1981. С. 601.

6. Висковатый П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1989. Т. 1.

7. Бунин И. Воспоминания, статьи. М., 1990. С. 191, 178, 200, 225.

8. В Политехническом «Вечер новой поэзии» (стихи, статьи, манифесты, воспоминания). М., 1987. С. 389.

9. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. М., 1988. С. 289.

10. Волошин М. Путник по вселенным (мемуарная проза). М., 1990.

11. Календарь знаменательных дат 2000 года / Под ред. Ю.В. Мухачёва.  М., 1999. С. 17.

12. Гусарова А. Михаил Врубель. М., 1997. С. 16.

13. Ларец острословов. М., 1991. С. 129–130. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. М., 1995. С. 310, 343, 344, 350, 362.

14. Безелянский Ю. От Рюрика до Ельцина: Календарь российской истории. М., 1993. С. 308.

15. Цветаева М. Маяковскому. Ч. 6.

16. Вознесенский А. Разговор с эпиграфом.

17. Вознесенский А. Мне 14 лет // Ров. М., 1989. С. 389.

18. Пашнев Э. Неистовое движение // Московская правда (приложение «Книга в Москве»). 13 апреля 1997. С. 5.

19. Еникеева Д. Делай, что должно... // Московская правда. 9 сентября 2000. С. 5.

Рейтинг@Mail.ru