Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Ольга Ерёмина
Уроки Пришвина. 6-й класс
Урок 1. М.М. Пришвин: cтановление писателя. «Кладовая солнца»
I. М.М. Пришвин: становление писателя
Огромное наследие Пришвина ещё не осмыслено нашими современниками. Двадцать пять томов “потаённых” дневников писателя открывают нам Пришвина — летописца своей эпохи, глубокого религиозного мыслителя, представителя русского космизма. Писатель прожил большую жизнь, вместившую огромное количество встреч и событий. Но для рассказа о писателе, адресованного шестиклассникам, выберем факты, говорящие о становлении этого неповторимого художника слова. Не обязательно стремиться к тому, чтобы ученики запомнили эти факты. Важнее увлечь детей рассказом о том, как будущий писатель шёл к раскрытию своего таланта.
Слово учителя
Для того чтобы начать разговор о Пришвине, нам придётся вернуться в XIX век. М.М. Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье, и ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.
Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: “безнадёжен по малоспособности”.
В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в “Азию”. Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре станет известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в “Азию”. Но именно после оскорбления Розанова Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — “с волчьим билетом”. Тогда Пришвину было шестнадцать лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось двадцать лет.
В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в “школе пролетарских вождей”. В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
В двадцать семь лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Иенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физикохимика и философа В.Ф. Оствальда.
Итак, Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика — академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные статьи, например, на такую тему: «Как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье — в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. Тридцать восемь сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.
Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны.
Сколько лет было писателю?
Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы.
— Прочитаем, что говорил о М.М. Пришвине К.Г. Паустовский (с. 33)*. Ответим на вопросы (с. 34).
* Все задания относятся к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной (программа под редакцией В.Я. Коровиной).
II. «Кладовая солнца»
«Кладовая солнца» — одно из лучших произведений русской литературы для детей. Оно обязательно должно звучать вслух на уроке в чтении учителя или учеников. Обратим внимание детей на то, что сказка-быль в учебнике-хрестоматии дана в сокращении, и порекомендуем им найти в библиотеке и прочитать полный текст произведения. Посоветуем им также прочитать повесть-сказку «Корабельная чаща», в которой действуют те же герои, что и в «Кладовой солнца».
После рассказа о жизни и творчестве Пришвина учитель начинает чтение «Кладовой солнца».
Домашнее задание. Прочитать сказку-быль до конца.
Урок 2. «Кладовая солнца» работа с текстом
I. Чтение в классе
В начале урока спросим детей о впечатлении, которое возникло у них после прочтения сказки-были. Какие эпизоды больше всего поразили учеников, пробудили в их душах волнение и чувство сопереживания? Выясним, поняли ли они, где и когда происходит действие, похожа ли, по их мнению, «Кладовая солнца» на настоящую сказку. Есть ли в ней зачин?
Затем предложим ученикам продолжить чтение сказки-были в классе.
II. Самостоятельная работа
Составление плана произведения
Предложим шестиклассникам озаглавить части произведения. Более слабым ученикам можно предложить составить простой план, более сильным — цитатный план. По окончании работы ученики прочитают несколько вариантов планов.
Домашнее задание. Подготовить ответы на вопросы 1–6 рубрики «Разберёмся в прочитанном» (с. 63).
Урок 3. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»
I. Беседа по вопросам
— Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.
— Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.
— Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше.
Отношение автора к детям помогает понять сравнения и эпитеты, с помощью которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.
— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.
— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
— О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?
— Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.
— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
— Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад...”
— Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?
Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.
Учителю важно подвести детей к осознанию главной проблемы, которая лежит в основе произведения — проблемы выбора своего пути. Первый звоночек, который сигнализирует об этом — Настин поступок во время рассказа Митраши о словах отца. Настя заботилась о пище, а Митраша, “думая, что сестра всё стоит за спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке”. И вот дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, то есть в ситуации выбора. Камень имеет своё имя — Лежачий камень. На нём не написано: “Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — сам пропадёшь”. Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути.
— Перескажите своими словами спор Насти и Митраши. Можно ли догадаться, на чьей стороне автор?
Симпатии автора на стороне брата. Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе своего пути, а не просто ходить и делать то, что все люди.
— Найдите и прочитайте описания солнца. Как изменяется солнце? В каком произведении мы сталкиваемся с подобным по характеру описанием?
— Прочитайте описание природы после ссоры детей со слов “Тогда серая хмарь плотно надвинулась...” до “...завыли, застонали”. Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.
— Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории?
Анализируя методические пособия, мы встречали различные точки зрения на этот вопрос. Существует и такое мнение: уход Митраши с протоптанной людьми тропинки означает “пренебрежение опытом поколений, влекущее за собою опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (лёгкий) путь”*.
На наш взгляд, утверждение авторов указанного пособия однобокое, оно искажает позицию самого автора. Не забудем, что сам Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропинке означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового. Короткий путь исследователя отнюдь не является лёгким, но требует, действительно, учитывать опыт, накопленный людьми. Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по тонкой тропинке. Но он пока ещё был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: “И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погружённого в болото маленького человечка”. Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: “Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы”. Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти.
— Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше?
Настя пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.
Вернёмся ещё раз на распутье, к Лежачему камню. Пришвин нам показал не только момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли. Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперёд по бездорожью, чтобы проложить путь будущим поколениям. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца». Этот вывод нельзя смазать, его обязательно надо донести до учеников и показать, что качества исследователя закладываются в человеке с раннего детства. Позже мы подчеркнём это ещё раз, говоря о детстве Э.Сетона-Томпсона.
II. Рассказ о сосне и ели, растущих вместе
Подготовка к выразительному чтению прозаического отрывка
Ученики под руководством учителя готовят выразительное чтение наизусть отрывка из «Кладовой солнца» со слов “Лет двести тому назад...” до слов “...а волк выл от неизбывной злобы к нему”.
При работе над выразительным чтением важно воскресить знания о том, что такое ритм, как проявляется ритм в прозаическом произведении, показать детям параллелизм синтаксических конструкций (не употребляя этого термина).
Предложим им записать два-три предложения как стихотворение:
С тех пор уже лет, может быть, двести
эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись,
их стволы тянулись вверх рядом к свету,
стараясь обогнать друг друга.
Деревья разных пород боролись между собой
корнями за питанье, сучьями — за воздух и свет.
Поднимаясь всё выше,
толстея стволами,
они впивались сухими сучьями в живые стволы
и местами насквозь прокололи друг друга.
Если потребуется, то таким образом можно записать весь абзац (если позволит время). Самое важное в этой работе — чтобы ученики почувствовали ритмичность пришвинской прозы и попытались передать характер сказки-были. Работать над выразительностью можно путём коллективного чтения.
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть прозаического отрывка. Подготовить ответы на 7-й, 8-й, 10-й вопросы рубрики «Разберёмся в прочитанном», на 1–3-й вопросы рубрики «Сделаем выводы».
Принести на урок отдельные издания «Кладовой солнца» с иллюстрациями.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о Травке и Антипыче.
Урок 4. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы
I. Выразительное чтение наизусть прозаического отрывка
Выслушаем нескольких, возможно, самых подготовленных учеников. Остальных спросим на следующих уроках.
II. Беседа по вопросам
— Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героя?
Возможно, он даёт этим понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака — друг человека — и волк — враг человека. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.
Возможны и другие ответы учеников на этот вопрос. Учителю важно побудить детей к самостоятельным рассуждениям.
— Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова “кладовая солнца”?
С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
— Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
— Какой смысл вложил писатель в выражение “сказка-быль”?
“Сказка-быль” — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и в более широком смысле.
Слушаем рассказ подготовленного ученика о прежней жизни Травки и Антипыча и о жизни Травки без хозяина, о её противоборстве с волком.
— Какой эпизод является решающим в этом произведении?
Прочитаем выразительно кульминационный эпизод, когда Травка вытаскивает нового Антипыча из Слепой елани.
— Почему Травка пришла на помощь человеку? Почему она после смерти Антипыча в каждом человеке пыталась увидеть своего хозяина?
— Как вы понимаете выражение: “Маленький человек остановил в себе большое сердце”?
Митраша маленький по возрасту, но душа у него, как у взрослого сильного и душевного человека. О таких людях говорят, что у них большое сердце.
— Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок... да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?
Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.
— Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?
Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.
III. Работа с иллюстрациями
С иллюстрациями Е.Рачёва, включёнными в учебник, можно работать по ходу чтения или анализа произведения по вопросам рубрики «Литература и живопись» (с. 64).
Предложим ученикам открыть отдельные издания «Кладовой солнца» и сравнить иллюстрации различных художников к произведению Пришвина.
Ответ ученика может быть таким:
— В библиотеке мне предложили издание «Кладовой солнца» с иллюстрациями Ивана Бруни (М.: Советская Россия, 1983). Рисунки выполнены акварелью. Крупным планом даны портреты детей: Настя на фоне хозяйственной утвари, Митраша на фоне бондарных инструментов. В книге много рисунков, изображающих птиц: глухарей, бекаса, кулика, куропатку, журавлей, ворон, сорок. Как живая нарисована собака Травка со стариком Антипычем в старой избе, волки, лисы, заяц и лось-великан.
Мы видим загадочные, сказочные деревья и закат на Блудовом болоте. Художник изобразил, как тонет в болоте Митраша, как подходит к нему Травка, как Настя собирает ягоду. Мы видим, как дети сидят ночью у костра, а утром идут в деревню с корзиной на плече.
Иллюстрации Е.Рачёва динамичны, в них много движения.
Рисунки Ивана Бруни красочные и яркие, но при этом более статичные.
Можно спросить у детей, какие эпизоды «Кладовой солнца» не включены в учебник-хрестоматию, что нового можно узнать из этих эпизодов. Напомним, что повесть-сказка «Корабельная чаща» — продолжение истории Насти и Митраши.
Домашнее задание. Первое задание рубрики «Для внеклассного чтения»: прочитать рассказы М.М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг» и другие, об одном из рассказов написать отзыв. В качестве дополнительного задания можно предложить некоторым ученикам нарисовать иллюстрации к прочитанным рассказам Пришвина.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение рассказа Пришвина «Столбы».
Урок 5. В мастерской художника. Рассказы «Золотой луг», «Синий лапоть», «Таинственный ящик», «Столбы» (Урок внеклассного чтения)
I. Беседа по рассказам М.М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг» и другим
Ученики делятся впечатлениями, зачитывают отзывы, показывают нарисованные иллюстрации.
Рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» входит в цикл «Лесной хозяин». В нём повествуется о том, что дети срывали одуванчики сначала только для забавы. Потом они обнаружили, что одуванчики на ночь закрывают свои лепестки. “С тех пор, — пишет автор, — одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали”.
«Синий лапоть» входит в цикл «Рассказы охотника». Автор с юмором рассказывает случай из жизни охотников. В лесу вырубили просеку, большие деревья увезли, а мелкие ветки сложили кучами. Зайцы со всего леса стали зимовать в этих кучах — в грачевнике.
Охотник Родионыч называл зайца “синий лапоть”. Именно он обнаружил, где скрываются зайцы. Когда на охоте все подошли к грачевнику, Родионыч стал тыкать палкой, но заяц не выскочил. Тогда старый охотник присел в сторонке и вдруг заметил, что заяц прячется на самом верху кучи в снегу. Рассказчик и Родионыч удивились умному зайцу. Родионыч кинул в него снежком, заяц подскочил и как будто с неба упал на охотников. Охотники выстрелили разом и промахнулись. Заяц скрылся в кустах.
Пришвин с такой любовью описывает зайца, что читатель понимает: автор ходит на охоту не для того, чтобы подстрелить дичь, а чтобы лучше познакомиться с жизнью животных.
Рассказ «Таинственный ящик» входит в цикл «Звери». Рассказчик передаёт историю, услышанную от сибирского охотника, “имеющего большую награду за партизанскую войну”. Эта история посвящена находке и смекалке храброго человека.
Однажды три охотника отправились на волков с поросёнком. Сели в сани, в большой ящик посадили поросёнка. Дёргают его кто за хвост, кто за ухо. Поросёнок визжит, а волки со всей степи на этот визг сбегаются. Лошадь с испугу понесла, поросёнок с ящиком и один охотник без ружья вывалились из саней. Волки быстро съели поросёнка, а охотник спрятался под ящик и пополз с дороги в снег. Один волк просунул нос сквозь доски, охотник “словом своим человеческим дунул”, и волки разбежались. А тут и двое товарищей подоспели.
“— Какое же это слово такое он знал против волков?
— Обыкновенное слово, — сказал партизан. — Какие слова говорят в таких случаях: «Дураки вы, волки», — сказал, — и больше ничего”.
Так завершает Пришвин свой рассказ о том, что сильный духом человек, который сумел не поддаться страху, не растеряться в трудную минуту, сможет найти выход из самой трудной ситуации.
Эти рассказы отличаются от «Кладовой солнца»: перед нами короткие зарисовки, в которых описывается одно явление или один конкретный эпизод. А сказка-быль — это крупное произведение с несколькими сюжетными линиями и глубоким смыслом. Эти рассказы и «Кладовую солнца» объединяет любовь автора к людям и природе.
II. В мастерской художника. Рассказ «Столбы»
В учебнике-хрестоматии дан рассказ писателя В.Важдаева о том, как работал Пришвин (с. 65–66). Статья «В мастерской художника» даёт нам возможность приоткрыть тайну творчества большого мастера. Прочитаем выразительно эту статью.
Чтобы сравнить сюжет, который дала художнику жизнь, и произведение, которое получилось в результате творческого осмысления этого сюжета, учитель или подготовленный ученик прочитают рассказ М.М. Пришвина «Столбы». После этого зададим детям вопросы:
— Что же такое рассказ: реальность или фантазия художника?
— С помощью чего случай из жизни превратился в художественное произведение?
— На следующем уроке мы будем писать сочинение. Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, может быть, из жизни ваших домашних животных и подумайте, что нужно сделать, чтобы этот случай превратился в рассказ.