Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2003

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

По литературным музеям Москвы


Музей А.И. Герцена

Небольшой ампирный особняк с мезонином постройки 1820-х годов в переулке Сивцев Вражек рядом с Арбатом хорошо знаком многим москвичам. С 1843 по 1846 год в этом доме жил с семьёй Александр Иванович Герцен. Сквозь окна, выходящие в переулок, видны кабинет, гостиная, в которых уютно расположилась старинная мебель; на стенах висят фамильные портреты, на секретере — книги, рукописи, колокольчик, перчатка. Вот уже более двадцати пяти лет размещается здесь музей А.И. Герцена — филиал Государственного Литературного музея.

История эта началась, когда Иван Алексеевич Яковлев приобрёл сразу три больших владения в аристократических переулках Арбата, где издавна селилось русское барство. В 1824 году он переехал сюда с сыном Александром Герценом (такую фамилию он дал своему “воспитаннику”) и его матерью Луизой Гааг. Дом был куплен И.А. Яковлевым в 1839 году. Ранее он принадлежал герою Отечественной войны 1812 года генералу С.А. Тучкову, поэтому его называли “тучковским”.

В 1843 году в доме на Сивцевом Вражке обосновался уже получивший известность литератор и бывший ссыльный Герцен со своей женой Натальей Александровной и сыном-первенцем Александром. В мезонине “тучковского” дома Герцен закончил роман «Кто виноват?», принёсший ему настоящую славу, написал повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», цикл философских статей «Письма об изучении природы».

Дом на Сивцевом Вражке стал одним из центров интеллектуальной жизни Москвы 1840-х годов. В стенах этого уютного дама вовсю кипели острые споры о судьбах развития России между лучшими представителями литературной и артистической элиты того времени. Здесь бывали “неистовый Виссарион” — критик В.Г. Белинский — и гордость русского театра — М.С. Щепкин; захаживали опальный Чаадаев и молодой литератор Иван Тургенев. Здесь звучали речи убеждённого “западника”, любимца московского студенчества, историка, профессора Московского университета Тимофея Николаевича Грановского и проникновенные монологи поборника русской традиционной культуры “славянофила” Константина Аксакова. “Время наружного рабства” было для них временем “внутреннего освобождения”. В острой полемике западников со славянофилами рождались идеи, вокруг которых и по сей день идут споры.

Всех этих, столь разных по темпераменту и взглядам людей объединяло уважение к хозяину дома — Александру Ивановичу Герцену. Как писал один из завсегдатаев герценовского дома П.В. Анненков, Герцен “уже тогда приобрёл известность как остроумный и опасный наблюдатель окружающей его среды”. Впоследствии, уже будучи признанным писателем и популярным публицистом, организатором вольной русской прессы за рубежом, сам Герцен назовёт время, проведённое в доме в одном из старых арбатских переулков, “самой возмужалой и деятельной полосой своей московской жизни”.

Герцен покинул Москву в 1847 году, отправившись с семьёй за границу. Тогда никто не мог предположить, что эта поездка обернётся для него политическим изгнанием, а Москва и старый “тучковский” дом в Сивцевом останутся в далёком былом.

Сегодня, как и сто пятьдесят с лишним лет тому назад, двери герценовского дома по-прежнему гостеприимно открыты для почитателей таланта одного из интереснейших мыслителей России. Бесценные реликвии — уникальные портреты А.И. Герцена и членов его семьи, его современников, редкие книги с автографами, рукописи и личные вещи — дают возможность посетителям музея окунуться в атмосферу XIX века, почувствовать свою сопричастность далёкому прошлому России. Когда-то Н.А. Герцен писала мужу: “Глядя на твои письма, на портреты, думая о моих письмах, мне захотелось перешагнуть лет за сто и посмотреть, какая будет их участь, разбудят ли они чьё сердце, расскажут ли наши страдания, нашу любовь”. И вот эти реликвии в музее. Многие из них были переданы нам в дар потомками Герцена, живущими за рубежом. Среди них карандашный портрет Герцена 1851 года работы его жены, дагерротипное изображение самой Н.А. Герцен начала 1850-х годов, серия рисунков Таты, дочери Герцена, позволяющая проследить путь её становления как профессиональной художницы — от ученических рисунков до зрелых живописных портретов отца 1865 и 1867 годов — и многое другое.

За каждым экспонатом Музея — своя история и своя судьба. Они повествуют о минутах счастья и трагических потрясениях, выпавших на долю Герцена и его семьи. Так, в одной из витрин можно увидеть маленькую детскую перчатку и записку на пожелтевшем листке бумаги, написанную рукой Н.А. Герцен: “Перчаточка, которую снял Коля в последние минуты 1851-го ноября 16-го в ночь”. Эта перчаточка принадлежала младшему сыну Герцена, трагически погибшему при кораблекрушении. В «Былом и думах» Герцен писал: “Она (Н.А. Герцен) вынимала его маленькую перчатку, которая уцелела в кармане у горничной, и наставало молчание, то молчание, в которое жизнь утекает, как в поднятую плотину”.

В экспозиции можно увидеть родословие Герцена, наглядно показывающее историю его семьи от далёких предков, начиная с XIV века до многочисленных современных потомков. В 1859 году в письме к сыну Александру писатель обращался к своим детям: “Если возможно возвратиться в Россию — возвратитесь — там ваше место”. Судьба распорядилась так, что вернуться им не пришлось. Но вернулись красноречивые свидетели семейных драм и общественных катаклизмов, в центре которых оказался Герцен. Раритеты, бережно хранимые потомками писателя, обрели сегодня свою вторую жизнь в мемориальном Музее А.И. Герцена.

Адрес Музея А.И. Герцена: переулок Сивцев Вражек, дом 27.

Телефон для справок: 241-58-59

Проезд: до станции метро «Арбатская» или «Смоленская»

Рейтинг@Mail.ru