Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
В.Д. Серафимова. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1-я половина ХХ века): Учебник-хрестоматия. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 528 с.; |
||
В.Д. Серафимова. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (2-я половина): Учебные материалы: 10–11 классы: В 2-х частях. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. 288 с.+336 с. |
Формирование исторического мировоззрения старшеклассников возможно при условии объективного исследования литературного процесса. Русскую литературу XX века необходимо рассматривать как полифоническое единство, в котором каждый голос ведёт свою партию, и без неё целое окажется искажённым, не соответствующим действительности. Введение в школьные программы “возвращённой литературы”, литературы русского зарубежья, художественных текстов М.Булгакова, А.Платонова, И.Бабеля, М.Волошина, Н.Гумилёва, Ю.Казакова, И.Шмелёва, В.Набокова, Г.Иванова позволяют полно и с учётом современных требований представить школьникам как писателей ортодоксальной литературы советского периода, так и произведений, “написанных в стол” и лишь теперь пришедших к своему читателю. Изучение творчества отдельного писателя не может быть изолированным от проблем эпохи, историко-литературного контекста. Установка на постижение своеобразия художественного мира писателя, отдельного произведения предполагает его рассмотрение на фоне литературных традиций, в сравнении с предшественниками и современниками писателя, поэта, в рамках отдельного направления, жанра (это намечает «Программа литературного образования в гуманитарных школах и классах»; М.: Логос, 1991).
“Рукописи не горят!” — эта булгаковская фраза действительно стала ёмкой формулой “возвращённой” литературы. Важно научить подростков не громить дубинкой былое, а разобраться и понять правду.
Назрела настоятельная необходимость подумать над принципами, на которых строится современное содержание образования, отказаться от перегруженности программ, их оторванности от реальных потребностей жизни, использовать вариативные учебники.
Как свидетельствуют отзывы учителей-практиков, наиболее целесообразным по русской литературе является такой тип учебника, в котором обзорные главы, статьи монографического характера о творчестве художника сочетались бы, дополнялись учебными материалами разного типа, как-то: автобиографии, материалы о жизненном и творческом пути писателя, письма, отзывы современников. Примером такого издания следует назвать учебник-хрестоматию В.Д. Серафимовой. К каждому разделу автором подобраны фрагменты из художественных произведений, иллюстрирующих творчество каждого писателя и поэта. Разработана система вопросов и заданий, темы для самостоятельных работ, тематика сочинений, рефератов, которые приглашают к диалогу, к самостоятельному поиску. Ценно, что вопросы, задания предваряются авторскими рассуждениями, предложениями старшеклассникам разделить их или опровергнуть. Заслуживает одобрения и то, что рекомендованная литература не просто перечислена, но дана краткая аннотация к каждому разделу: это увлекает ученика, даёт возможность лучше ориентироваться при подборе материалов к сочинению, выступлению, докладу.
Методический аппарат «Учебника-хрестоматии» разработан нетрадиционно, в нём представлена система средств, позволяющих, как писал педагог-новатор Е.Ильин, сделать всё, чтобы ученик самостоятельно общался с книгой и, дойдя до последней страницы, вновь вернулся к первой.
О.В. Иванюхина,
школа № 1206,
Москва