Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Лариса СОЛОВЬЁВА,
г. Сургут
Изучение стихотворений А.Блока в 9-м классе
Девятиклассники, изучающие литературу по программе Т.Ф. Курдюмовой, впервые знакомятся с поэзией А.А. Блока (в 5-м классе — лишь эпизодично в разделе «Образ Родины»). Они ещё не могут интерпретировать стихотворения величайшего “тенора эпохи” с историко-литературной позиции, хотя бы ввиду ограниченности во времени рамками насыщенной программы. В этих условиях интересным представляется герменевтический подход.
Предложенный путь первичного анализа служит хорошей базой для подготовки учащихся к собственной интерпретации текста.
О чём стихотворение Блока «О, весна без конца и без краю...» из цикла «Заклятие огнём и мраком»? Давайте подумаем вместе, следуя за автором...
Начнём с эпиграфа из М.Ю. Лермонтова:
За всё, за всё тебя благодарю я...
Тема благодарения... За что?
— За мучения, за слёзы, за “отраву поцелуя”, за месть, за клевету...
Почему это достойно благодарения и достойно ли?
— Любовь, даже несчастная, — благо; враги и друзья — опыт жизни; “жар души” — талант, дар небес...
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Речь идёт о времени года?
— Это не календарное время года — это время, когда сбываются самые немыслимые мечты.
Выстраиваем тематическую цепочку: весна–мечта...
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Итак: весна–мечта–жизнь! Герой открыт жизни, принимает её, приветствует... “звоном щита”!
Какие ассоциации рождает слово “щит”?
— Защита...
Принимает и защищается?!
— Рыцарь в доспехах...
Да! Мотив рыцарства. У Блока, и не только периода «Прекрасной Дамы», — это основной мотив. Он ещё в доспехах рыцаря, но уже готов к новым подвигам.
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
Что открывается поэту в новой жизни?
— Неудача и удача, плач и смех... (Достраивается тематическая цепочка.)
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Но они ему ещё не совсем открылись: плач и смех — “тайные области”, хотя и в них уже нет “позорного”, стыдного... Лирический герой ещё не знает, отчего плачут и смеются, но уже готов это постигнуть.
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах тёмных окна,
Чтоб мои воспалённые взоры
Раздражала, пьянила весна!
Обратим внимание на качество прилагательных и причастия.
— Бессонные — полные жизненной активности, неутомимые...
— Тёмные — здесь “тайные”, сокровенные, из глубины сознания...
— Воспалённые — палить (огнём!) — огненные — стихия огня!
— Тёмные — мрак, воспалённые — огонь: заклятие огнём и мраком! Смысловая антитеза, заключающая в себе некое таинство!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Откуда города могут казаться колодцами, а веси (сёла, деревни — общесл. — книжная, высокая лексика) — пустынными?
— Сверху, если смотреть с неба...
— Да! Лирический герой ещё в своей башне, где совершает обряд поклонения Прекрасной Даме, но уже готов спуститься и окунуться в земную стихию (стихию огня!).
Осветлённый простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
Продолжите тематическую цепочку.
— Небо (“простор поднебесий”) и землю с её “рабьим трудом” принимает поэт.
— Небо, символизирующее свободу, и земля — рабство, оказываются соединёнными в представлении лирического героя.
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах...
Какой образ появляется?
— Женский — на это указывает местоимение “тебя”, “змеиные кудри”...
— О ней (сравните: Прекрасная Дама, Она...) уже с маленькой буквы — земная женщина.
Почему у порога?
— Порог, по мифологическим представлениям, мыслится как переходный момент: далее — чужой мир. Она у порога... Ситуация пороговая, то есть пограничная, далее — другой мир, где змеиные кудри оплетают, буйный ветер уносит... Куда?
Проследим, как усиливается мотив враждебности другого мира.
— Её губы не знают имени Бога, они холодны, то есть порочны, враждебны (холод–враждебность)...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами — хмельная мечта!
— Усиление мотива враждебности, оттого снова появляется тема щита... но и она никогда не откроет плечи (сжатые, холодные губы, закрытые плечи...) — она недосягаема, закрыта для лирического героя! Остаётся только мечтать!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!
— Это любовь — страсть к той, чьи уста не знают имени Бога! Впереди мученья и, может быть, смерть...
(Тематическая цепочка замкнулась.)
Какой ответ даёт лирический герой всему этому, именуемому жизнью?
— Утвердительный, жизнеутверждающий!
Как видим, в одном стихотворении прослеживается эволюция лирического героя: от рыцаря Прекрасной Дамы к страстно влюблённому в Снежную Маску — земную, грешную женщину, грозящую гибелью.