Архив
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
ГАРРИ ПОТТЕР: встреча в Воронеже
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Очень благодарна за статьи, которые печатаются в вашей газете. Одна из них недавно помогла в проведении открытого урока.
Прочитав статью Галины Шабалковой «Феномен Гарри Поттера» (№ 32/2002), предложила детям урок по книгам Дж.Роулинг. Ученики приняли на ура мою задумку, хотя я встретила некоторое недоумение со стороны классного руководителя и некоторых родителей, которые посчитали эти книги вредными (затрагивались и отношения со взрослыми, и колдовство и так далее). И честно говоря, мы приостановились. Конечно, я дала детям время почитать книги, но сама была в затруднении, сомнениях. Позже прочитала еще одну статью в вашей газете (№ 44/2002), где нашла ответ на некоторые свои вопросы. И наконец-то в январе мы провели урок внеклассного чтения, на котором присутствовали мои коллеги и классный руководитель седьмого класса. Воспользовавшись материалами вашей газеты (рассказами о писательнице, о книгах, о кинематографическом Гарри Поттере, викторинами, афоризмами), оставив название урока, мы провели его несколько по-другому. (У учеников тоже оказалось много предложений к уроку, причём на глазах раскрывались и новенькие).
1. Викторина. (Каждому факультету досталось по восемь вопросов, на которые ребята отвечали с интересом и быстро. Обсуждая потом с классным руководителем урок, мы отметили, что дети очень хорошо помнят термины, которые и выговорить трудно. И у нас возник вопрос для размышлений: почему же не всегда они так легко запоминают иностранные слова, формулы, словарные слова?!)
2. Рассказ о писательнице (заранее подготовленный ученик).
3. Защита факультета. (По книгам: кому суждено было обучаться на вашем факультете? Ученики не просто читали отрывки из стихотворения, но и называли черты характера, свойственные ученикам их факультетов.)
4. Рассказ о настоящем и будущем книг о Гарри Поттере (заранее подготовленный ученик).
5. Доказательство каждого положения стихотворного отрывка, которое было записано на обратной стороне и прочитано именно на этом этапе урока:
Всегда восторженный герой
Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.
6. Феномен кинематографического Гарри Поттера (заранее подготовленный ученик).
7. Работа с афоризмами — как заключительный этап урока.
Ребята приводили примеры, рассказывая о борьбе добра и зла в произведении, говорили, почему их так заинтересовали книги. На уроке они замечательно подыгрывали мне, подхватывая даже неожиданные идеи, отвечая на странные вопросы. Выдержали испытание и Гарри Поттер, и профессор МакГонагалл, и директор Хогвартса Дамблдор. Дети подготовили и великолепное оформление урока: принесли календари, плакаты, закладки, дневники, тетради с изображением героев книг, вырезки из газет...
Одной ученицей была самостоятельно составлена викторина по книгам, на вопросы которой ученики отвечали с удовольствием. Была необычная выставка книг (по 2–3 экземпляра одной и той же книги). Тем неожиданней стало для моих учеников домашнее задание, когда я попросила ребят дома написать мини-сочинение. Тема — «Размышления о прочитанном. Не сотвори себе кумира». И через день прошел урок-импровизация, который мы впоследствии назвали «Послесловие». Дети оказались более подготовленными к восприятию книг о Гарри Поттере, чем думали взрослые. Ученики говорили о том, что очень важно не потерять в себе личность, что не стоит “растворяться” в образе кумира. И обрадовало меня совсем взрослое суждение: если будешь пытаться во всём следовать за своим кумиром, быть только таким, как он, то при неудаче может произойти надлом в душе, что иногда приводит к страшным последствиям. И мы с классным руководителем, анализируя уроки, отметили, что наши дети относятся критически к прочитанному, к тому, что смотрят и слушают. Так прошли интересные, своеобразные уроки, а идею подсказала мне газета «Литература».