Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Учебное наглядное пособие: Серебряный век (фотопортреты). В 2-х частях. Автор-составитель Е.Рыкова. СПб: Лицей, 2002; Век двадцатый (фотопортреты, биографии). Вып. 1–2. Автор-составитель О.Чумичёва. СПб: Детгиз, 2002. |
Многие словесники, сталкивающиеся с проблемой оформления кабинета литературы, испытывают острую нужду в качественном иллюстративном материале — открытках, плакатах, стендах. Раньше в школьно-издательском деле производству наглядных пособий уделялось большое внимание, теперь ассортимент крайне беден, поэтому приходится выезжать на старых запасах ещё советских времён. В ход идут не только открытки, но и вырезки из журналов («Юности», «Огонька»), старые плакаты с портретами писателей. Многие из них уже изрядно потрёпаны, часть устарела морально (ещё не так давно в одной из центральных школ Москвы мне попалась на глаза картина годов пятидесятых, на которой был изображён Пушкин, одетый в костюм и ботинки явно советского покроя, идущий с гордо выпяченной грудью и вдохновенно горящими глазами мимо вспаханных трактором полей; надпись подо всем этим, естественно, “Товарищ, верь...” — а картина называется «Пушкин на прогулке»). Особенно не хватает материала по литературе XX века, относительно недавно введённой в программу.
Поэтому совершенно естественно, что, когда на глаза мне попалась серия фотопортретов писателей конца XIX–первой половины XX века, выпущенная в свет питерским издательством «Лицей» («Детгиз»), я просто не смог не купить её. Прежде всего, привлекло высочайшее качество издания — это высококлассные фотографии, прекрасно изданные и стильно оформленные. Затем — и это весьма немаловажно — в комплект из четырёх наборов (в каждом по двенадцать фотографий) входят портреты не только известных писателей рубежа веков и советской эпохи, но и таких нечасто представленных в наглядных пособиях, как А.Аверченко, Н.Тэффи, С.Чёрный, И.Анненский, М.Кузмин, И.Бабель, В.Вишневский, А.Грин, Б.Пильняк, Е.Замятин, Э.Багрицкий и многие-многие другие. Все фотопортреты снабжены биографическими сведениями (в одних наборах — более пространными, включающими и элементы анализа творчества, в других — краткими) и перечнем основных произведений. Не надо рассказывать, как удобны эти портреты для оформления стендов, для подготовки учащихся к докладам.
Лучше скажу, что цена издания более чем приемлемая — одна открытка размером в половину нашей страницы, выполненная, кстати, на очень толстой глянцевой бумаге, стоит около десяти рублей. Жаль, что тираж невелик, всего 5000 экземпляров. Но, думается, что эти наглядные пособия будут иметь несомненный успех и переиздание не заставит себя ждать.
С.Волков