Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
УРОКИ ПЕНЗЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ
Они очень разные, пензенские словесники: молодые и умудрённые опытом, имеющие свой профессиональный стиль или делающие только первые шаги на педагогическом поприще. Но их объединяет одно: стремление учиться (ни в одном регионе России на методическом семинаре не бывает такой многочисленной аудитории), обмениваться опытом с коллегами (уроки, на которых присутствует до полусотни человек, для них не исключение из правил, а скорее норма), активно использовать на уроке достаточно непривычные формы работы, как, например, работу в группах и в парах, ролевую игру и многие-многие другие. Наверное, в своих поисках учителя не свободны от ошибок, но они знают: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А они делают, учат литературе. Как? По-разному. Неповторимый учительский почерк отчётливо проглядывает со страниц конспектов. Они представлены в том виде, как сделаны самими учителями. Правда, в процессе подготовки материала к публикации в них была внесена небольшая стилистическая правка и даны методические комментарии. К сожалению, не все материалы уроков пензенских учителей нашли своё место в этом семинарии, прошу прощения у обойдённых вниманием коллег и обещаю исправиться: подготовить к печати новые уроки учителей из Пензы и познакомить читателей с новыми достойными именами.
Материалы семинария «Уроки пензенских учителей» к публикации
подготовила Елена Романичева (ГПИ, Москва)
Уроки учителя О.Б. Карпеевой (школа № 51)
Урок 1. Христианские мотивы покаяния, прощения, справедливости и суда в русской литературе (сопоставительный анализ фрагментов из поэмы Н.А. Некрасова и романа Л.Н. Толстого «Война и мир». 9-й класс
Цели урока. Выявить религиозные мотивы в творчестве Некрасова и Толстого путём сопоставления произведений; сравнить христианское и народное понимание правды; показать, что мотив правдоискательства — сквозная тема в русской литературе; вспомнить, обобщить сведения о притче и духовном стихе как литературных жанрах.
Подготовка к восприятию
Индивидуальное сообщение: «Русская духовная литература» (на основе обобщения ранее изученного).
Слово учителя о правдоискательстве как народной духовной традиции и образах правдоискателей в русской литературе XIX века.
Индивидуальные сообщения: «Образ Ионы Ляпушкина», «Образ Платона Каратаева».
Можно ли этих героев Некрасова и Толстого считать правдоискателями? Почему?
Работа по теме урока
Как определите жанр прочитанного дома отрывка? (Имеется в виду фрагмент из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», известный как притча Платона Каратаева.) Отметьте черты притчи.
В чём, по-вашему, смысл притчи, рассказанной Платоном Каратаевым? Как воспринимает купец своё наказание? Считает ли его несправедливым? Почему старый купец не держит зла на человека, за которого он страдает безвинно? Какова реакция настоящего убийцы на рассказ купца? Что для него значит покаяние?
Какие чувства вызывает притча у слушателей и у самого рассказчика? Толстой пишет: “Пьер теперь прислушался к ней (к притче), как к чему-то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру”.
Как вы думаете, что испытывал Пьер, услышав в очередной раз притчу Каратаева? Какие слова из рассказа Платона можно считать главными, выражающими идею фрагмента? Какие христианские ценности в нём утверждаются?
Проверка домашнего задания
Толкование слов: грех, страдание, справедливость, искупление. Как понимало эти категории христианство?
Близок ли герой Толстого к библейскому пониманию этих категорий? Поясните.
Как эти же понятия осмыслены в легенде «О двух великих грешниках», включённой Н.А. Некрасовым в поэму «Кому на Руси жить хорошо»? Вспомните отрывок, выражающий идею фрагмента.
Совпадает ли народное (в изображении Некрасова) понятие справедливости и искупления греха с христианским? Чем похоже и чем различается нравственно-духовное содержание этих двух произведений? Ведь оба рассказа — притчи. В чём их таинственный смысл?
Есть ли внутренний спор между этими произведениями Л.Н. Толстого и Н.Н. Некрасова и в чём его суть?
Домашнее задание
Придумать тему своей творческой работы, которая может быть написана на материале урока, и защитить “жанр”, в русле которого она будет создана.
Урок 2. Сюжеты и мотивы русской литературы в новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи». 9-й класс
Цели урока. Сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX века в произведениях И.А. Бунина, Н.Огарёва, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского; показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии вечной темы любви в данных произведениях; развивать логическое мышление учащихся, стимулировать воссоздающее воображение, продолжить развитие монологической устной речи учащихся, навыков выразительного чтения; прививать любовь к русской классической литературе, пробудить интерес к творчеству И.А. Бунина.
Тип урока — семинар
Вступительное слово учителя
На предшествующих уроках мы знакомились с творчеством удивительного писателя и человека И.А. Бунина. “Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души” — так восторженно отозвался о творчестве писателя М.Горький. Думаю, что, читая его произведение «Тёмные аллеи», и вы не остались равнодушными. Какое впечатление произвёл на вас прочитанный рассказ? К какому жанру относится это произведение писателя? Докажите своё мнение.
Вы знаете, что ничто в этом мире не рождается на пустом месте. Так и в литературе: создавая произведения, авторы опираются на предшественников, то есть литературные традиции.
А что в литературе может быть традиционным? (Тема, сюжет, мотив, способ создания характера и так далее.) Какие традиции русской классической литературы XIX века нашли своё воплощение в новелле Бунина?
В каких ещё произведениях русской классической литературы мы встречали подобные традиции?
Сегодня на уроке, последовательно сопоставляя новеллу И.Бунина «Тёмные аллеи» с произведениями Н.Огарёва, И.Тургенева, Ф.Достоевского, мы попытаемся выделить общие для русской литературы сюжеты и мотивы в раскрытии темы любви, увидеть в этих текстах общее и особенное.
Работа в творческих группах
Н.Огарёв. «Обыкновенная повесть» (ход сообщения)
Мы говорили о том, что ничто в мире не возникает на пустом месте. Интересно, что замысел новеллы Бунина «Тёмные аллеи», давшей название всему сборнику рассказов, сложился под впечатлением стихотворения Н.Огарёва. Бунин вспоминал, что ещё в юности был очарован этим стихотворением. 23 февраля 1944 года Бунин в письме к Тэффи: “Вся эта книга называется по 1-му рассказу — «Тёмные аллеи», — в котором «героиня» напоминает своему возлюбленному, как когда-то он всё читал ей стихи про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”. Мы видим, как одно произведение в литературе порождает другое.
Биографическая справка.
Н.Огарёв — виднейший общественный деятель, публицист, талантливый поэт и музыкант.
Имя этого человека прочно вошло в историю русской культуры, вошло оно и в историю Пензенского края. Мы по праву можем гордиться, считая его своим земляком.
Большой период жизни Огарёва связан с Пензой.
Родился в 1813 году. После смерти матери, в 1815 году, был привезён в имение отца Старое Акишко, расположенное в Инсарском уезде Пензенской губернии. Здесь провёл своё детство. Связь со Старым Акишко не прервалась и в зрелый период жизни: почти каждое лето приезжает отдохнуть в имение отца. Природа Пензенского края вдохновляла Огарёва. Пензенские пейзажи запечатлены в его поэзии, музыке, живописи.
В Пензе молодой поэт впервые испытал чувство большого настоящего сердечного влечения. Горячо влюбляется, а затем женится на племяннице пензенского губернатора Марии Львовне Рославлёвой.
Годы ссылки Огарёва за революционную деятельность прошли в Пензе — он служит в это время в канцелярии гражданского губернатора.
Умер Огарёв в 1877 году.
Чтение наизусть стихотворения «Обыкновенная повесть».
Мы видим, что стихотворение Огарёва органично вплетается в содержание бунинской новеллы. Как хороши и молоды были когда-то герои «Тёмных аллей» и «Обыкновенной повести»! Общая тема первой любви звучит в этих произведениях. Можно отметить, что сюжеты произведений схожи. В их основе обыкновенная история о первой любви, которая, как правило, заканчивается разлукой. Недаром стихотворение так и называется — «Обыкновенная повесть».
Можно также выделить и общий мотив — встреча после долгой разлуки. Но как по-разному ощущают и чувствуют герои Огарёва и Бунина! В стихах Огарёва звучит мысль о том, что сожалеть об утраченном счастье бесполезно, потому что жизнь идёт так, как должна идти, и человек не волен внести в неё какие-то перемены. А у Бунина и через много лет волнует встреча, миг счастья не забыт.
Сближает мотив социального различия в любви. Для XIX века эта проблема была злободневной. Огарёв акцентирует внимание читателя: “Я в свете их встретил потом...” Позиция автора выражена в финале стихотворения: как люди могут быть хладнокровными, пережив такую любовь? Звучит авторское удивление. Но ведь это люди светские. Для них любовь — лишь один из моментов жизни.
Та же самая мысль звучит и в новелле Бунина (образ Николая Алексеевича). А вот Надежда — из другой социальной среды. Для простой крестьянки любовь — светлое чувство. Полюбив однажды, она пронесла его через всю жизнь, оставаясь верной своему избраннику.
Размышляя о первой любви, оба автора подчёркивают возвышенность, поэтичность этого чувства. И Бунин, и Огарёв говорят о том, что любовь меняет человека, заставляет смотреть на мир иными глазами. Но любовь — это чувство проходящее, не вечное. Любовь — “лёгкое дыхание”, посетившее мир и готовое в любой миг исчезнуть. Бунин отказывает ей в способности длиться в семье, в браке, в буднях.
И.Тургенев. «Ася» (ход сообщения)
Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина, отмечаем схожесть сюжетов. Но о дальнейшей судьбе тургеневских героев мы не знаем, можем лишь предполагать. Бунин оригинален в том, что случайная встреча героев состоялась через тридцать лет. Мы видим, что первое чувство не забыто, волнует сердце и по прошествии лет. Благодаря такому сюжетному ходу мы узнаём о том, как сложилась судьба бунинских героев.
Сближает эти произведения мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герои не находят личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении. Ася — незаконная дочь барина-аристократа и крепостной крестьянки. Влюбившись в девушку, господин N терзается от того, что не может решиться на ответственный шаг: “Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!”
В финале бунинской новеллы мы видим подобную мысль: “Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” — рассуждает Николай Алексеевич.
И в повести И.С. Тургенева, и в новелле И.А. Бунина отмечаем необычность героинь. Ася — образ-тип “тургеневской девушки”. У неё яркая внешность, сильный характер, она не зависит от предрассудков. Полюбив, “тургеневская девушка” способна первой сказать о своих чувствах. Любовь такой героини — это глубокое чувство, которое героиня способна пронести через всю жизнь.
Подобна тургеневской Асе и Надежда, героиня «Тёмных аллей». Полюбив Николая Алексеевича в юности, она пронесла это чувство через всю жизнь. Но как тяжкую ношу несёт она эту неразделённую любовь. Хотя мы не можем сказать, что Надежда не нашла себя в жизни. Да, не сложилось личное счастье, зато многого смогла достигнуть эта женщина в жизни — стала хозяйкой постоялой горницы, неплохо обеспечивает себя, пользуется уважением. На это способен только человек с сильным характером.
Общий мотив произведений — возвышенность и поэтичность первой любви. Но каждый из авторов воплощает этот мотив по-своему. У Тургенева любовь дарит человеку крылья, поднимает его над миром. Но, как правило, самое сильное чувство бывает в юности, когда человек не умеет ещё любить, слишком беспечно относится к этому дару.
По Бунину, человек живёт в привычном круге обыденности. Лишь изредка улыбнётся ему счастье. Однажды Бунин заметил: “Счастья в жизни нет, есть только зарница его, — цените их, живите ими”. И любовь в понимании писателя — это зарница: вспыхнула и погасла.
Необходимо отметить, что произведения Бунина и Тургенева сближает психологизм в изображении характеров. Чтобы передать душевное состояние героев, оба автора используют приём пейзажа. Счастлив господин N — прекрасная природа, романтическая и таинственная, окружает его. Через всю реку тянется лунный столб — поэтический образ. Но этот мотив традиционен для русской литературы. Луна, лунный свет предвещают разлуку, это знак несчастной любви. По-особому звучит мотив у Бунина. “Низкое солнце жёлто светило на пустые поля”. Эпитет “жёлто” как бы подчёркивает одиночество и пустоту в душе героя новеллы.
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» (ход сообщения)
В повести Достоевского, как и новелле Бунина, звучит мотив первой любви. Для героев Достоевского любовь — возвышенное чувство, делающее человека счастливым. Для мечтателя, как и для Николая Алексеевича, это счастье стало лишь кратким мигом в чреде серых будней.
Мечтатель из повести «Белые ночи» тоже сам отказывается от любви — мотив несчастной любви. Но у Бунина причиной явились предрассудки — неравенство социального положения. Для героя Достоевского причина иная. Любовь мечтателя не является взаимной. Настенька любит другого, мечтает о взаимности со своим прежним жильцом. А значит, для петербургского мечтателя счастливый финал невозможен. Он не способен разрушить счастье любимой ради собственной выгоды. В любви мечтатель честен и благороден. “...Лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные минуты” подарила Николаю Алексеевичу Надежда. И герой Достоевского с благодарностью вспоминает встречи с Настенькой, которые стали для него кратким мигом счастья, вспышкой.
Женщина в любви сильнее, она умеет гибко приспособиться к жизни, найти себя в любых обстоятельствах. Этот мотив сближает «Белые ночи» и «Тёмные аллеи». Юная Настенька не просто мечтает о любви. Главное для неё — стать счастливой в жизни: создать семью с любимым человеком. Нет надежды дождаться жильца, и Настенька готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который её глубоко и искренне любит, ей будет гораздо легче и проще в жизни. А героиня Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Мы видим, что Надежда не сломалась. Жизнь её нельзя назвать пустой и бессмысленной в отличие от Николая Алексеевича.
У Достоевского особый тип героя. Перед нами романтик, мечтатель поневоле. Таким его сделала тяжёлая действительность, спасения от которой он ищет в своих чистых и возвышенных мечтах.
Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Отсюда неумение до конца реализовать себя во взаимоотношениях с Настенькой. Близка Надежда к герою Достоевского. Она верит в бесконечность любовного чувства, поэтому при своей красоте и силе характера не вышла она замуж (“Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”).
Бунин скорее на стороне своего героя — “реалистический” взгляд на чувства (чтение финала). Ошибся ли Николай Алексеевич, отказавшись от любви и преданности Надежды? Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.
Поведение итогов семинара
Выступление экспертов, которые дают оценку работе творческих групп.
Слово учителя, который предлагает прочитать одну новеллу из сборника «Тёмные аллеи» и дать её письменную интерпретацию в любом жанре.