Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
УРОКИ ПЕНЗЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ
Они очень разные, пензенские словесники: молодые и умудрённые опытом, имеющие свой профессиональный стиль или делающие только первые шаги на педагогическом поприще. Но их объединяет одно: стремление учиться (ни в одном регионе России на методическом семинаре не бывает такой многочисленной аудитории), обмениваться опытом с коллегами (уроки, на которых присутствует до полусотни человек, для них не исключение из правил, а скорее норма), активно использовать на уроке достаточно непривычные формы работы, как, например, работу в группах и в парах, ролевую игру и многие-многие другие. Наверное, в своих поисках учителя не свободны от ошибок, но они знают: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А они делают, учат литературе. Как? По-разному. Неповторимый учительский почерк отчётливо проглядывает со страниц конспектов. Они представлены в том виде, как сделаны самими учителями. Правда, в процессе подготовки материала к публикации в них была внесена небольшая стилистическая правка и даны методические комментарии. К сожалению, не все материалы уроков пензенских учителей нашли своё место в этом семинарии, прошу прощения у обойдённых вниманием коллег и обещаю исправиться: подготовить к печати новые уроки учителей из Пензы и познакомить читателей с новыми достойными именами.
Материалы семинария «Уроки пензенских учителей» к публикации
подготовила Елена Романичева (ГПИ, Москва)
Урок учителя Е.В. Бондиной (гимназия № 1
Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: сказка? житие? 7-й класс
Вступительное слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с произведениями древней литературы. Но, обращаясь к художественным текстам, созданным задолго до сегодняшнего дня, не задавались ли вы вопросом: а чем эти произведения могут быть интересны сегодняшнему читателю? Что в них такого, что заставляет их изучать, включать в школьные программы и учебники, читать наконец? Что это, просто дань традиции? Вот как на эти вопросы отвечают исследователи древней литературы.
А.С. Дёмин: “Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного”.
Д.С. Лихачёв: “Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя”.
Так давайте, опираясь на мнение профессиональных читателей, выясним, чем же необычным может одарить нашу душу древняя литература и что мы можем открыть в ней для себя?
Работа по теме урока
В центре нашего внимания произведение, которое привлекает прежде всего необычностью своего названия — «Повесть от жития святых новых чудотворец муромских князя Петра и княгини Февронии», которую написал Ермолай Еразм. (Индивидуальное сообщение ученика о Ермолае Еразме и исторической основе повести.)
Ермолай Еразм создал произведение, пережившее века. Но странное получилось у него творение. Настолько странное, что митрополит Макарий, по поручению которого оно было создано, не включил его в сборник «Великие Четьи минеи» — сборник житий, сказаний и поучений, расположенных по дням каждого месяца на год. Подбор произведений (чтений) в Четьих минеях ориентировался на месяцеслов, таким образом, на каждый день памяти святого или на какой-либо церковный праздник приходился определённый текст. Четьи минеи использовались в церковном обиходе и как благочестивое чтение. Как вы думаете, почему?
Прочитаем начало «Повести». Что оно напоминает? (Сказочный зачин.) Так что же перед нами — житие или сказка? Вот та учебная задача, которую мы будем решать на уроке.
Работа в группах. Каждая группа получает задание найти в произведении черты жития или элементы сказки. Результат работы обсуждается и оформляется в следующую таблицу (заполняется по ходу обсуждения).
Признаки сказки | Черты жития |
1. Сказочный зачин. 2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая — на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой — змей-искуситель. 4. “От чего ему смерть?”: добро побеждает зло, так как Пётр побеждает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч. 6. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. 7. Есть, так же как в сказке, хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). |
1. Автор прославляет святых,
создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие
эпитеты: Петр — благочестивый, святой; Феврония
— святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса. |
Возможно также выполнение творческого задания (индивидуально или группой учеников) — на выбор:
- изменить начало произведения таким образом, чтобы это было начало жития;
- переделать первую часть так, чтобы она воспринималась при чтении как сказка.
В процессе обсуждения также останавливаемся на очень важных моментах.
Тема — история любви, а не жизнеописание святого, нет описаний страданий.
Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал праведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь — это великое, всепобеждающее чувство.
Пафос — утверждающий силу любви, а не только прославляющий святого.
В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.
Подведение итогов и домашнее задание
Как же мы теперь ответим на вопросы, поставленные в начале урока? В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. Зачем же автор использует элементы разных жанров? Это предмет нашего разговора на следующем уроке (здесь не воспроизводится). Чтобы к нему подготовиться, вам необходимо прочитать статью учебника, помещённую после текста «Повести», и выполнить 2–3 задания, предложенных в учебнике (задания заранее распределены учителем).