Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2003

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

УРОКИ ПЕНЗЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

Здание Первой женской гимназии в Пензе (построено в 1901–1903 гг.)Они очень разные, пензенские словесники: молодые и умудрённые опытом, имеющие свой профессиональный стиль или делающие только первые шаги на педагогическом поприще. Но их объединяет одно: стремление учиться (ни в одном регионе России на методическом семинаре не бывает такой многочисленной аудитории), обмениваться опытом с коллегами (уроки, на которых присутствует до полусотни человек, для них не исключение из правил, а скорее норма), активно использовать на уроке достаточно непривычные формы работы, как, например, работу в группах и в парах, ролевую игру и многие-многие другие. Наверное, в своих поисках учителя не свободны от ошибок, но они знают: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А они делают, учат литературе. Как? По-разному. Неповторимый учительский почерк отчётливо проглядывает со страниц конспектов. Здание дворянского института в Пензе (построено в 1847–1851 гг.), затем здесь размещалась Первая мужская гимназияОни представлены в том виде, как сделаны самими учителями. Правда, в процессе подготовки материала к публикации в них была внесена небольшая стилистическая правка и даны методические комментарии. К сожалению, не все материалы уроков пензенских учителей нашли своё место в этом семинарии, прошу прощения у обойдённых вниманием коллег и обещаю исправиться: подготовить к печати новые уроки учителей из Пензы и познакомить читателей с новыми достойными именами.

Материалы семинария «Уроки пензенских учителей» к публикации
подготовила Елена Романичева (ГПИ, Москва)


Урок учителя Н.А. Чувахляевой (школа № 51)

Идеальный образ святого в духовной литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»). 7-й класс

Цели урока. Повторить жанровые особенности житийной литературы; определить особенности образа святого в жанре жития, сравнить с образами художественного произведения; показать, что духовная литература — часть человеческой культуры, посмотреть, как отражена духовная культура в живописи и светской литературе.

Вступительная беседа-повторение

Что такое духовная литература? Какие жанры духовной литературы вы знаете? Назовите жанровые признаки жития.

Индивидуальное сообщение о жанре жития (обобщение): житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый.

Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья. Кто, избрав однажды путь, шёл по нему, стараясь следовать, уподобиться Иисусу Христу.

Жития русских святых создавались на всём протяжении существования древнерусской литературы — с XI по XVII век. Большинство авторов житий нам неизвестны. Наиболее прославленные среди авторов русских житий: Нестор (XI — начало XII века), Епифаний Премудрый (вторая половина XIV — начало XV века), Пахомий Логофет (XV век).

Наиболее известные жития: «Житие Александра Невского», «Житие Алексея — человека Божьего», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Зосимы и Савватия Соловецких», «Житие Сергия Радонежского».

Житийный канон оказался самым устойчивым из всех жанров древнерусской литературы. Уже в наше время канонизированы, признаны святыми Андрей Рублёв, Амвросий Оптинский, Ксения Петербуржская, написаны их жития. Композиция традиционного жития.

Работа по теме урока

Отличие жития от биографии.

Учащимся предлагается следующая таблица.

Дата Биографическая канва Композиционный план жития
3.05.1314 Родился в окрестностях Ростова Великого  
1321 Отдан в школу учиться  
1324 Переезжает с родителями в Радонеж  
1334 Уходит в пустынь  
1337 Принимает постриг  
1339 Организует монастырь  
1340 Становится игуменом. Совершает поездки в Рязань, Нижний Новгород. Крестит сыновей Дмитрия Донского  
1380 Благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой  
25.09.1392 Смерть  

В таблице дана канва жизни Сергия, задача учеников — заполнить последний столбец таблицы, составив соответствующий ей композиционный план жития. (Работа выполняется по группам, когда каждая работает со своим фрагментом, заранее определённым учителем. Итоги выполнения задания обсуждаются коллективно. На выполнение работы отводится до 7–10 минут.)

Работа с эпизодом

Найдите в тексте жития фрагмент, в котором рассказано о том, что Сергий был избран до рождения и было возвещено, что будет великий угодник Божий. Сопоставьте этот фрагмент с репродукцией с картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890). Следует ли художник житийному канону? (Если ученики затрудняются в ответе, то они могут обратиться к житийной иконе Сергия Радонежского и рассмотреть соответствующее клеймо, но в этом случае учителю необходимо сказать несколько слов о принципах изображения на иконах.)

Сравните, как описывается этот же эпизод Борисом Зайцевым.

“Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчён. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются, и родители усовещевают. Варфоломей плачет одиноко, но вперёд не двигается.

И вот деревенская картинка, такая близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать. Наверное, мальчик уже не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности, он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело — этою чертой отмечена вся его жизнь.

Теперь он — очень удручённый неудачами — нашёл не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял.

— Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слёзы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

— Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотой лучше братьев и товарищей.

О чём они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в молельную и велел читать псалмы. Ребёнок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо.

А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что Варфоломей хорошо станет понимать Священное Писание и одолеет чтение. Затем прибавил: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведёт за собой к разумению Божественных заповедей»” (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»).

На чём сосредоточено внимание автора в этом отрывке? (На чувствах героя.) Есть ли это в житии? Каково значение этого чуда для отрока Варфоломея?

Творческая работа. Представьте себе, что вы писатель. Как бы вы в своём произведении рассказали о кончине Сергия? Чем герой художественного произведения отличается от героя житийной литературы?

Подведение итогов урока

Итак, мы увидели, что данное произведение построено в соответствии с законами жанра жития. Герой его идеален. Автор как бы специально избегает определённости, точности любых деталей, которые указывали бы на конкретный характер. Агиограф не описывает бурных переживаний, страстей; сдержанно рассказывает о тяжёлых испытаниях, умалчивая о внутренней борьбе. Житие, как икона, показывает нам образец святости, не лицо, а лик. В.О. Ключевский в своей речи «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» назвал Сергия Радонежского носителем чудодейственной искры, способной вызвать к действию нравственные силы, скрытые в людях. Утверждая, что нравственный подвиг Сергия высок и достоин подражания.

Как вы понимаете, в чём же заключается подвиг Сергия Радонежского?

Домашнее задание

Читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (составить план, подумать, чем это произведение, повествующее о жизни святых, сходно с «Житием Сергия Радонежского», а чем отличается от него). Ответить на этот вопрос поможет статья учебника «Человек в литературе Древней Руси».

Рейтинг@Mail.ru