Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2003

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

УРОКИ ПЕНЗЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

Здание Первой женской гимназии в Пензе (построено в 1901–1903 гг.)Они очень разные, пензенские словесники: молодые и умудрённые опытом, имеющие свой профессиональный стиль или делающие только первые шаги на педагогическом поприще. Но их объединяет одно: стремление учиться (ни в одном регионе России на методическом семинаре не бывает такой многочисленной аудитории), обмениваться опытом с коллегами (уроки, на которых присутствует до полусотни человек, для них не исключение из правил, а скорее норма), активно использовать на уроке достаточно непривычные формы работы, как, например, работу в группах и в парах, ролевую игру и многие-многие другие. Наверное, в своих поисках учителя не свободны от ошибок, но они знают: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А они делают, учат литературе. Как? По-разному. Неповторимый учительский почерк отчётливо проглядывает со страниц конспектов. Здание дворянского института в Пензе (построено в 1847–1851 гг.), затем здесь размещалась Первая мужская гимназияОни представлены в том виде, как сделаны самими учителями. Правда, в процессе подготовки материала к публикации в них была внесена небольшая стилистическая правка и даны методические комментарии. К сожалению, не все материалы уроков пензенских учителей нашли своё место в этом семинарии, прошу прощения у обойдённых вниманием коллег и обещаю исправиться: подготовить к печати новые уроки учителей из Пензы и познакомить читателей с новыми достойными именами.

Материалы семинария «Уроки пензенских учителей» к публикации
подготовила Елена Романичева (ГПИ, Москва)


Уроки учителя Н.В. Васильевой (школа № 51)

Урок 1. Работа над характеристикой Дубровского-Дефоржа (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»). 6-й класс

Это не первый урок в системе уроков по роману А.С. Пушкина «Дубровский», характеристика Дубровского-Дефоржа, даётся по главам 8-й и 9-й. Целью урока является не только совершенствование умения анализировать прочитанное, но и работа над творческим пересказом, закрепление знаний о жанровых особенностях романа, развитие эмоциональной сферы личности учеников, воспитание чуткости к душевным переживаниям другого человека. В процессе урока целесообразно использовать иллюстрации художника Капустина, выполненные в стиле черновиков Пушкина.

Урок начинаем с беседы. Сразу ли вы догадались, что Дефорж — это Владимир Дубровский? В каких главах Дубровский действует под именем француза? Как долго по времени это продолжалось? Чтобы не затягивать урок, можно дать на дом индивидуальные задания: в романе девятнадцать глав, действие его развивается в течение полутора лет; в пяти главах, где Дубровский играет роль учителя, рассказывается о трёх неделях жизни героя. Какое же место в романе занимают эти пять глав, с восьмой по двенадцатую? Почему так много страниц романа посвящено именно жизни Дубровского у Троекурова? Это главные события романа, в них ярко проявляется характер героя, само название произведения говорит, что главное в романе — рассказ о Владимире Дубровском.

Законы жанра и жанровое своеобразие романа. Далее рассмотрим, соответствует ли порядок изложения событий в романе их временной последовательности, соблюдена ли хронология? Почему сюжет выстроен с нарушением хронологии? Что ещё делает повествование интересным? Эти приёмы — нарушение хронологии и история с переодеванием — часто используют писатели в жанре приключенческого (ещё его называют “авантюрным”) романа. Можете ли вы привести примеры использования этих приёмов? Ученики сразу же называют «Барышню-крестьянку» А.С. Пушкина. Стоит сказать, что в 9-м классе им предстоит познакомиться с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где нарушение хронологии в изложении событий будет уже художественным приёмом психологической прозы.

Раз уж мы заговорили о жанровом своеобразии и законах жанра, то попросим учеников вспомнить, как создаётся образ героя в эпических произведениях в целом и в романе в частности. Характер героя романа проявляется прежде всего в поступках и взаимоотношениях с другими; характер героя даётся в становлении.

Далее объявим ученикам цель нашего урока: проследить, какие черты характера главного героя романа «Дубровский» проявились в поступках и взаимоотношениях с другими в прочитанных нами главах. Просим назвать главные, с их точки зрения, события в жизни героя в эти три недели жизни в Покровском.

Начнём с эпизода с медведем. Чем поражает читателя эта история? По представлению Троекурова и гостей, учитель не мог проявить такого мужества.

В основе работы — домашнее задание, которое требовало определить границы эпизода; озаглавить, определить тему и главную мысль.

Почему вступлением должна быть часть о забавах русского барина? Почему обязательно заключение, относящееся более к рассказу о Маше? Далее рассматриваем основную часть: между завязкой — “Троекуров вознамерился угостить” и развязкой — “С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал его уже пробовать”. Выразительно прочитаем кульминацию — описание схватки с медведем.

Какие качества характера Дубровского проявились в этом эпизоде? Записываем их на доске. Какую роль в судьбе героя сыграл этот случай?

Переходим к творческой работе: пересказу от лица героя. Задание даётся по группам. Цель работы: показать, как изменилось отношение к учителю, выдержать стиль рассказчика. Для этого участникам группы прежде всего предстоит проанализировать “стилевые” особенности речи каждого из героев, способы воплощения в ней их характеров. (Если рассказывает Троекуров, то непременно “тщеславится всем, что только ни окружало его”. Если Маша — она пылкая мечтательница — “не имела подруг”, — то это будет запись в дневнике. А если рассказывает Дубровский, то своим товарищам, оставшимся в Петербурге, и это, возможно, будет письмо.) Через десять минут пересказ “по цепочке”, его обсуждение и оценка пересказов.

Подводим итоги работы с эпизодом. Роль эпизода в романе: герой заслужил уважение Троекурова, интерес Маши, наше восхищение. Его характерными чертами являются смелость, хладнокровие, решительность, “гордое самолюбие” — чувство собственного достоинства.

Работа с девятой главой начинается с того, что предлагаем выделить основные события обеда, когда Дубровскому пришлось переживать сильное волнение, глубокие чувства, эмоции: приезд Спицына, рассказ Анны Саввишны, чтение исправником примет разбойника (что смешного в списке примет, прочитанном исправником?). Далее даём задание прочитать строки, которые Пушкин в этой главе посвятил Дубровскому. Как он ведёт себя? Действительно ли ничего не слышит, не понимает? Может, он хороший актёр? Почему Дубровского не узнали? (Восемь лет жил в Петербурге, ни с кем не встречался до пожара, умеет себя держать.)

Творческое задание по девятой главе: Пушкина называют русским гением. Но всё дело в том, что гениальный Пушкин предполагает, что мы, читатели, ему равны. Он не сомневается, что мы знаем, о чём думает и что чувствует Дубровский во время обеда в эти самые напряжённые моменты. Отсюда цель творческой работы — перечитать эпизод, ответить на вопрос: что происходило в душе Дубровского в данный момент? Работа по группам — пять минут. Затем ответы, обсуждение, вопросы, оценка. Обратим внимание на рассказ Анны Саввишны: к какой сюжетной линии можно отнести этот эпизод? (Дубровский-разбойник.) Как проявляются особенности романа как жанра в его сюжете? (В романе несколько сюжетных линий.) Как относятся к Дубровскому слушатели? (Втайне доброжелательствовали.) Подведение итогов. Какие качества героя проявились за обедом? (Хладнокровие, артистизм, уверенность в себе, благородство.) Какую роль сыграли эти события в судьбе Дубровского? (Он решает признаться Маше.)

Обращаясь к десятой главе, прочитаем, почему Дубровский ограбил Спицына? Почему не “выдержал искушения”, ведь он обладает таким сильным характером? Рассказывая Маше о встрече с Дефоржем, Владимир признаётся: “выпал случай” быть рядом с нею, оберегать её. И вдруг между возможностью быть рядом с любимой и местью благородный разбойник выбирает месть. Ведь главного виновника всего, Троекурова, ради удовольствия которого Спицын и солгал, прощает. Это важный вопрос. Нам нужно понять, как изменяется Дубровский под влиянием обстоятельств, под влиянием настоящей любви. Вот тогда мы и ответим на поставленный вопрос.

Домашнее задание

Найти в тексте романа эпизоды, в которых рассказывается о том, как начинаются, складываются и чем заканчиваются отношения Маши и Дубровского, таким образом, составить «Историю любви». И ответить на вопросы или выполнить задание (на выбор):

  • Пересказать историю с кольцом от лица Мити или Саши;
  • Почему Дубровский рассказывает о себе Маше? Почему называет себя Спицыну? Почему помощь Дубровского Маше вовремя не подоспела?
Методический комментарий

Прежде чем дать методический комментарий, предоставим слово самому учителю. Ниже приводим алгоритм работы с эпизодом на уроке, разработанный Н.В. Васильевой и предложенный на обсуждение на методическом объединении учителей-словесников школы.

Анализ эпизода: алгоритм работы на уроке

Эпизод — слово греческое, имеет три толкования: “случай”, “вставка”, “посторонний”. В толковом словаре выделяются два значения: 1) Случай из жизни. Всего лишь эпизод. 2) Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения.

Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:

  1. Какую часть в произведении он занимает (то есть роль в композиции)?
  2. Далее предложить ученикам сделать сжатый пересказ. Затем назвать первое событие (завязку), главное событие (кульминацию) и последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при пересказе сюжета.
  3. Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод — это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о месте и времени действия) и заключения (послесловие). Определив основную часть границами завязки и развязки, предложим ученикам поделить её на части (можно составить план). Выясним, в какой части находится кульминация мини-сюжета эпизода.
  4. Зададим вопрос: какие качества характера героя проявились в эпизоде?
  5. Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
  6. Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий развития действия, кульминацей, развязкой)?
  7. Авторская позиция. Как относится автор к герою, к происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
  8. Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
  9. Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
  10. Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.
  11. Литературные параллели. Учителем называются неизвестные детям произведения, ученики вспоминают известные.

Анализ эпизода обычно занимает половину или треть урока по протяжённости. Далее может быть дана самостоятельная письменная работа по анализу предложенного учителем эпизода, конечно, более простого.

Обращаем внимание коллег: главное внимание при работе с эпизодом учитель уделяет осмыслению его художественных особенностей, иными словами, в схеме Н.В. Васильевой предложен путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот, как это, кстати сказать, повсеместно распространено в школьной практике. Иными словами, при таком пути анализа ученик учится всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.

Урок 2. Духовная литература. Молитва «Отче наш». А.С. Пушкин «Отец людей, Отец Небесный». Религиозная и светская литература

Главной задачей урока является показать различие произведения духовной литературы и произведения светской литературы, имеющего религиозные мотивы, различный характер образности и духовности.

Начинаем урок с лексико-семантической работы. Выясняем по словарю, что такое молитва (обращение к Богу с помощью слова, жеста, поведения). Даём задание подобрать однокоренные слова и устойчивые выражения (молва, молиться, умолять, замолвить слово, слово молвить, моление...). Спрашиваем, что обозначает корень “-мол-”. Таким образом выясняем, что молитва обязательно связана со словом произнесённым. И слово это, по-видимому, является просьбой.

Далее следует сообщение учителя. Молитва есть беседа или разговор верующего с Богом. Молитва бывает спонтанная (своими словами) и ритуализированная (закреплённая церковной традицией). Для верующих Бог вездесущ, его присутствие — постоянная данность. Потому и беседа с Богом ведётся постоянно: утром и вечером, перед вкушением пищи и после него, молятся за живых, за усопших, перед началом какого-либо дела и по завершении его. В молитвах звучит благодарение Богу, просьба о помощи, о прощении, о благословении для себя и для других.

Откуда берутся те молитвы, которые используются в церковной службе и в обиходе верующих? Многие тексты молитв взяты из Священного Писания, из евангелий. Вот, например, главная христианская молитва, которая называется Господнею, или «Отче наш». Её текст есть как в Евангелии от Луки (11, 1–4), так и в Евангелии от Матфея (6, 9–13). Далее можно посмотреть отрывок из кинофильма «Иисус» либо прочесть отрывок из Евангелия или «Детской Библии», где рассказывается о даровании Иисусом молитвы ученикам. Считается, что молитву эту Иисус Христос дал на Масличной горе. В память об этом там теперь выстроена церковь. По стенам она выложена плитами с текстом молитвы на шестидесяти языках, в том числе и на старославянском.

Прочитаем ученикам текст молитвы на старославянском (приведён в учебнике). Обратим внимание, что на русскую землю эта молитва пришла в то время, когда была крещена Русь, в 988 году. Именно с тех пор в неизменном виде закрепилась она не только в текстах церковнославянских, в церковных книгах, но и в сознании многих поколений. Именно такой существует до сих пор.

В процессе фронтальной беседы выясняем, о чём эта молитва, о чём просят верующие Отца Небесного. Комментарий к молитве и пояснение устаревших слов можно найти в книге «Закон Божий: руководство для семьи и школы» (М., 1986).

Далее начинаем работать со стихотворением А.С. Пушкина. Читать лучше полный его текст. (Обратим внимание учеников, что в хрестоматии дан только отрывок.) Повторное чтение сопровождается вопросами.

Я слышал, в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной...

Почему Пушкин называет эту молитву чудесною? Только потому, что она дана Иисусом? Она творит чудеса? Какие же?

...Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека.
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.

Какое же чудо совершается на глазах поэта? Обретение сердечной чистоты сознающим слабость своего духа человеком. Почему слабый человек оказывается так силён? Потому что он к этой чистоте стремится вопреки своей слабости, вопреки силе искушения, вопреки старости, вопреки злу.

Просим учеников подумать, почему, передавая текст молитвы, поэт не использует традиционные для неё старославянские слова? Простые, обыденные слова создают обстановку доверия и любви к Отцу Небесному, доверительную атмосферу разговора с самым близким и понимающим тебя. Кроме того, простые, безыскусные слова старика делают нас, читателей, ближе к нему, сопричастными его стремлениям, помогают осознать и свои возможности.

Далее просим ребят подумать над вопросом: чем же отличается молитва Господня от стихотворения Пушкина, ведь поэт точно передал содержание? Просим доказать, что пушкинское стихотворение — произведение художественной литературы. Выясняем, какова же авторская позиция в этом произведении.

В домашнее задание можно включить подготовку к выразительному чтению стихотворений А.Хомякова, П.Вяземского, К.Р. (великого князя Константина Константиновича Романова). Задание по группам: выяснить авторскую позицию в стихотворении. Дополнительным может быть задание найти стихотворения с использованием мотивов молитвы у других поэтов.

Методический комментарий

Вновь сопроводим урок комментарием самого учителя.

“...При оценке письменной работы ученика на экзаменах в 11-м классе учитывается:

  • владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие);
  • восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства;
  • язык и стиль работы ученика (композиционная стройность, логичность изложения, речевая грамотность).

Строить работу в среднем и старшем звене необходимо с учётом постепенного освоения и накопления аналитических и речевых умений и навыков, которые должны привести ученика выпускного класса к необходимому уровню”, — это из выступления Н.В. Васильевой на методическом семинаре. А вот впечатление от урока: порой забываешь, что урок идёт в 6-м классе — настолько неожиданны находки учеников, настолько сложны выполняемые ими задания, настолько много всего знают ученики и как легко и интересно будет работать им в старших классах. Вот он, на практике преодолённый разрыв между основной и старшей школой. И преодолевает его учитель, отчётливо осознавая: перестройку обучения литературе надо начинать с младших классов, а не с 9-го! Тогда решится и проблема дефицита учебного времени, и многие другие проблемы, которые возникают потому, что в 5–6-х классах ученик недогружен (а не перегружен, как это зачастую считается) работой. Он испытывает дефицит настоящей, творческой деятельности, а устаёт от рутины, оттого что ему неинтересно, что ничего нового для себя он на уроках не открывает. Как учить по-другому? Ответ на этот вопрос можно найти на уроках Н.В. Васильевой.

Урок № 3. Лирический герой поэзии Сергея Есенина. 7-й класс

Цель урока. Углубить теоретические знания учащихся о лирическом герое и совершенствовать умение выделять характерные черты лирического героя конкретного автора; умение интерпретировать поэтический текст и на этой основе читать его выразительно.

Проверка домашнего задания

Каким предстаёт лирический герой Есенина в конкретных стихотворениях? (Мини-сообщения учеников, подготовленные с опорой на статью учебника «Изобразительные средства поэтического языка», с их последующим обсуждением.)

«Поёт зима — аукает...», «Пороша». Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.

«Ах, как много на свете кошек...» Почему стихотворение посвящено сестре Шуре? Последняя строфа о чём? О том, что “всё пройдёт”? Лирический герой ощущает трагичность бытия, его конечность.

«Всё живое особой метой...» Как лирический герой ощущает противоречивость мира? (“Не поэт — так мошенник и вор”.) Озорство и в то же время сила характера (“я споткнулся о камень”). Почему лирический герой (“вся в крови душа”) упрямо, по-мальчишески утверждает, что ему не больно? Лирический герой — гордый и сильный человек.

Работа со стихотворением «Песнь о собаке»

Слово учителя. Стихотворение «Песнь о собаке» написано Сергеем Есениным в 1915 году. Он создаёт один из своих шедевров двадцатилетним. В начале 1915 года поэт признаётся приятелю, что хочет поселиться в Питере, и добавляет: “Пойду к Блоку, Блок меня поймёт”. И действительно, Блоку стихи молодого крестьянского парня показались “свежими, чистыми, голосистыми, многословными”. В литературоведческих статьях очень мало говорится об этом стихотворении, нет ответа на вопрос: читал ли это стихотворение Есенин Блоку или написал его позже? Известно, что стихотворение впервые вышло в сборнике «Радуница» в 1918 году. Стихи этого сборника привнесли в поэтический мир простоту и безыскусность крестьянской жизни, приблизили читателя к народу.

Работа с текстом
  • Определите тему стихотворения «Песнь о собаке». Можно ли сказать, что она прежде всего об отношении человека к животным? Поэт очень трепетно относится к “братьям нашим меньшим”, в одном из своих стихотворений он высказал, что гордится: “зверьё никогда не бил по голове”. Но исчерпывается ли этим содержание произведения?
  • Как вы определите чувство, лежащее в основе стихотворения? В основе стихотворения, мне кажется, лежит чувство горечи, грусти, печали и даже боли, вызванное тем, что человек так безжалостен. Душа поэзии Есенина — милосердие ко всему живому.
  • К какому жанру можно отнести стихотворение? По форме «Песнь о собаке» можно отнести скорее к жанру баллады, здесь мы наблюдаем развивающийся сюжет. Как вы думаете, почему в названии стихотворения Есенин использует слово “песнь”? В словаре это слово толкуется следующим образом: 1) то же, что и песня; глава эпической поэмы в составе названий некоторых произведений народного эпоса; 2) произведение большого значения и творческого подъёма. Произведение построено настолько мелодично, что вполне оправдано такое определение жанра, как песня. О чём говорит слово “песнь” в названии? Вряд ли только о жанре. Стилистическая окраска слова придаёт произведению большее значение, некоторую торжественность, даже эпичность.
  • Как построено стихотворение Есенина «Песнь о собаке»? Поделим произведение на “картины”, каждая из которых может быть равна катрену (от лат. quattuor — “четыре”. Катрен — четырёхстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль, наиболее распространённая форма рифмовки в катрене — abab) или включать в себя несколько. Сколько таких картин? А катренов? Композиционно произведение можно поделить на пять частей, в основе каждой — событие.
Групповая работа

Задание: Прочитать и дать своё толкование “картине”, определить настроение отрывка. При помощи каких именно изобразительно-выразительных средств создаётся зрительный ряд, а какие изобразительно-выразительные средства передают настроение лирического героя, его отношение к происходящему?

В первом катрене мы читаем о рождении семерых щенят “в ржаном закуте, где златятся рогожи в ряд”. Картина проникнута светом и теплом: уголок, где пахнет зерном, куда светит ласковое солнышко. Рождение щенят — завязка сюжета. Не случайно поэт подчёркивает числительное. Душа лирического героя полна сочувствия к измучившейся и счастливой собаке: “Семерых ощенила сука, рыжих, семерых щенят”. “Весь день она их ласкала, причёсывая языком...” Картина собачьего счастья — вот как можно определить содержание и настроение первой части стихотворения, включающей в себя первый и второй катрены.

И эта чудесная картина разрушается появлением хозяина (третий катрен). Эпитет “хмурый” — это не случайное слово в создании образа. Обратимся к книге «Крылатые слова». В ней есть статья «Хмурые люди». Это выражение стало крылатым благодаря сборнику рассказов Чехова (1890). Что, по-вашему, обозначает это слово, почему именно его выбрал для характеристики своего героя поэт? Для поэта хозяин — олицетворение жестокого, равнодушного мира, мира бесчеловечных извергов. “Хозяин хмурый” пытается подчинить себе природу, стать её господином. Деревенский мужик разрушает счастье собаки: всех щенят “поклал” в мешок. Скажите, может быть, Есенин просто ошибся? О чём же говорит “ошибочный” глагол, намеренное употребление просторечия? О его хмуром, дремучем равнодушии, чёрствости души, не умеющей воспринимать красоту, да и просто живую жизнь. Сравните строфы о собаке и её щенятах и о “хмуром хозяине”. Сострадание к “братьям нашим меньшим” и вызов жестокости в контрасте композиции и языка стихотворения.

Кульминацией развития действия (четвёртый катрен) является, безусловно, трагическая гибель щенят, таких беззащитных и таких любимых своей матерью! В двух начальных стихах этого катрена мы видим собаку, из последних сил бегущую за хозяином, но это описание прерывается многоточием. Почему Есенин ставит многоточие в середине строфы? Чего он этим приёмом — приёмом умолчания — достигает? Почему из сюжета стихотворения “выпали” строки о гибели щенят? Читатель сам в своём воображении воссоздаёт и картину происшедшего, и чувства, которые испытывает лирический герой. Приём умолчания настолько уместен, что, который бы раз это стихотворение ни читал, перехватывает горло, глаза щиплет от подступивших слёз, и думаешь, может быть, собака не успела догнать хозяина и увидела лишь круги по воде, поглотившей её щенят... Или всё-таки она наблюдала эту ужасную картину? Что особенно страшно в этой картине? Страшно то, что собака ничем не могла помочь своим детям. Страшно то, что разрывалось от горя её сердце, а “хозяин хмурый” этого даже не заметил. Как и почему меняется ритм стихотворения? Обрыв сюжета и прерывистость ритмики как воплощение трагического.

Следующие два четверостишия (пятый и шестой катрены) — грустная картина, пронзающая душу болью сострадания, — это путь собаки домой. Поэт рисует образ измученной матери, утратившей самое дорогое, используя для создания его глагол “плелась”, чтобы показать изнеможённую, умершую душу. Собака смотрит в синюю высь, такую далёкую, бескрайнюю и равнодушную... Поэт использует сочетание “звонко глядела... скуля”. Что же он говорит нам этими несочетаемыми словами? Или это просто ошибка молодого поэта? Можно ли передать содержание этой картины словами “Под высоким куполом неба раздавался звонкий голос собаки”? Что потерялось в стихотворении? Настроение, чувство: ведь слова “звонко глядела она, скуля” выражает всю тоску собаки, её боль, чувство безысходности. На использовании какой поговорки построена метафора, изображающая плач? Метафорическая картина плача: “Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег” — построена на поговорке “Все глаза выплакать”, которая говорит об очень высокой степени переживаний. Посмотрим, какой мерой измеряется горе собаки. “Камень в смех”, когда ждёшь хлеба. В Библии Иисус говорит о милосердии человеческом: “Разве кто даст своему сыну камень вместо хлеба?” (Попутно учитель может отметить, что эта метафора активно “осваивается” русской поэзией. В 1916 году А.Ахматова напишет: “Будет камень вместо хлеба мне наградой злой”.) По своей эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. Именно это четверостишье придаёт всему произведению пафос гуманизма и эпичности. Символика горя в заключительных строках; очеловеченность природы в поэзии Есенина.

Подведение итогов

В чём, с вашей точки зрения, заключается основная мысль стихотворения? Сострадание и милосердие. Слияние с миром и тревога за него. Затем учащимся предлагается дать развёрнутый ответ на вопрос: каким они видят лирического героя поэзии Есенина (вариант: на выбор написать мини-эссе «Душа поэта»). Выслушиваются два–три ответа. В заключение учащимся предлагается обратиться к статье учебника «Лирический герой С.А. Есенина» и сравнить своё видение героя с тем, каким его видят авторы.

Домашнее задание

Провести самостоятельный анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворении Н.Гумилёва «Капитаны», опираясь на свои наблюдения и статью учебника, ответить на вопрос: каким я вижу лирического героя стихотворения; в свой ответ включить выразительное чтение стихотворения наизусть или с листа.

Методический комментарий

Как правило, уроки по лирике принадлежат к числу самых трудных для учителя и его учеников. Умение работать с лирическим произведением на уроках — показатель высочайшего профессионализма и мастерства словесника. Но это, что называется, “общее место”. А в частности? А в частности, обратим внимание на то, как последовательно (от класса к классу) и постепенно (от стихотворения к строфе, от неё к поэтическому слову) учит Н.В. Васильева своих подопечных читать поэтический текст, видеть, слышать, чувствовать в нём каждое слово, каждую паузу. И это на уроке становится главным. На уроке начинает жить поэтический текст. А раз живёт, значит, воздействует. И под этим воздействием читателя-школьника появляется что-то своё, для него новое и важное, личностно значимое. И пусть его видение в чём-то не совпадает с мнением авторов учебников. Важно другое: читатель включится в диалог с поэтом, с самим собой, с другим читателем.

Рейтинг@Mail.ru