Архив
Литературный календарь
22—28 февраля
Преступление и наказание?
всё в порядке! — лейтенант,
повторите приказание:
— есть, приказано расстрелять;
ни толстовщины,
ни достоевщины,
освежила душу война-военщина:
наградные листы,
поощрения
(крест у них,
у нас звезда);
Мне отмщение
и Аз воздам.
23 февраля
Календарь открыт стихотворением Яна (Якова) Абрамовича САТУНОВСКОГО (10.02.1913–1982), поэта, ветерана Великой Отечественной войны. При жизни он мог публиковать только стихи для детей, да и сейчас самое полное собрание его стихотворений выпущено не у нас, а в Германии, стараниями профессора Вольфганга Казака.
А поэт интереснейший, хлебниковско-кручёныховской традиции.
1758 — 12.02 — в селе Обуховка Миргородского повета Полтавской губернии родился Василий Васильевич КАПНИСТ. «Ода на рабство» (1783) и комедия «Ябеда» (1793) обеспечили ему место в истории русской литературы.
Любопытная подробность: император Павел, прочитав пьесу, запретил её, но тут же назначил Капниста директором петербургских императорских театров.
Капнист также занимал высокие административные посты в Киевской и Полтавской губерниях, где пользовался неизменным уважением; его высокий моральный авторитет был общепризнан.
Скончался 10 ноября (29 октября) 1823.
1918 — в Кемерово родился Василий Дмитриевич ФЁДОРОВ. В его творческой судьбе вполне заурядного советского поэта, воспевавшего прелести индустриализации и колхозного строя, есть, однако, интересная особенность: в 1960-е годы Фёдоров стал публиковать свою эротическую лирику, состязавшуюся по откровенности описаний с евтушенковской, а в 1970-е выпустил поэму «Женитьба Дон-Жуана»… Это необычное попустительство со стороны дирижирующих литературой организаций, очевидно, объясняется всё тем же сакраментальным социалистическим принципом распределения. Из каких-то высших партийных соображений была учреждена должность советского поэта-эротомана, которую получил Фёдоров, — так же, как Евтушенко имел должность поэта-хулигана, Роберт Рождественский — должность поэта-романтика, а Вознесенский — поэта-формалиста.
Недаром писал Фёдоров: “...как знамени алому верность, // Он верность хранит и в любви”.
Скончался в 1984.
24 февраля
1913 — 11.02 — в Кременчуге Полтавской губернии родился Эммануил Генрихович КАЗАКЕВИЧ. До войны писал и публиковал стихи на идиш, но всесоюзную славу принесла ему повесть о войне, написанная по-русски, — «Звезда» (1947). Недавняя её новая экранизация также вызвала немалый интерес у критики и зрителей.
Скончался в 1962.
25 февраля
1983 — в Нью-Йорке скончался Тенесси УИЛЬЯМС (Williams; псевдоним Томаса Ланира Уильямса; род. 1911), американский драматург, поэт и прозаик. В советское время у нас его привечали за пресловутую антибуржуазность, ныне вокруг его наследия происходит возня, вызванная любопытством некоторых кругов к специфической интимной жизни этого литератора, проведшего последние десятилетия в состоянии умственного расстройства.
Так или иначе, для нас, людей среднего возраста, имя Уильямса связано с постановками его пьес «Трамвай “Желание”» в Театре имени Маяковского и «Татуированная роза» во МХАТе. Были и другие удачи, но эти — самые заметные.
26 февраля
1938 — родился Александр Андреевич ПРОХАНОВ. В недавние месяцы оживился интерес к этому автору политических романов, главному редактору известной газеты «Завтра»: Проханова удостоили премии «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген».
Премия, говорят, весомая, но что-то не слышалось, чтобы сочинение это, в соответствии с названием премии, хорошо продавалось и, главное, — запоем читалось.
И романист политический, и премирование политическое. С Нобелевского комитета, что ли, дурной пример берут?
1953 — скончался литературовед, академик Николай Севастьянович ДЕРЖАВИН (род. 1877), автор книг «Происхождение русского народа» (1944), «Славяне в древности» (1946).
1973 — в Мюнхене скончался Александр Михайлович ПЕРФИЛЬЕВ (род. 1895). После окончания Оренбургского казачьего училища отважно воевал в годы Первой мировой войны; после октябрьского переворота преследовался большевиками, бежал в Латвию…
Издал несколько сборников стихов, был автором популярных песен и романсов, среди которых «О, эти чёрные глаза».
После Второй мировой войны работал на радиостанции «Свобода».
Так ласково Солнце в небе
Зовёт от всего отрешиться,
Забыть о насущном хлебе,
О том, что должно свершиться.Так ясно Небо сегодня
И так лиловы просторы,
Как будто улыбка Господня
Согрела людские взоры.И словно люди забыли
О том, что гнетёт былое,
Что в сердце так много пыли,
И Солнце, Солнце — чужое.
27 февраля
1908 — 14.02 — родился Даниил Андреевич СОЛОЖЕВ, относящийся к первой волне русской эмиграции. Профессиональный живописец, художник-график (иллюстрировал Бодлера, Верлена), он был незаурядным поэтом, соединившим в своей лирике влияние фольклорных начал творчества Алексея Ремизова, с которым он состоял в переписке, и экспрессию изобразительного искусства.
Скончался в Париже в 1994.
1913 — в Нью-Йорке родился Ирвин ШОУ (Shaw). Его романы «Молодые львы», «Нищий, вор» и особенно — «Вечер в Византии», «Богач, бедняк», «Ночной портье» были популярны в позднесоветское время. Это действительно динамичная бытописательная проза. К сожалению, один из самых ярких романов Шоу — «Шёпот в Бедламе», кажется, до сих пор у нас полностью не переведён.
28 февраля
1533 — на юго-западе Франции родился Мишель МОНТЕНЬ (Montaigne), автор знаменитых «Опытов», книги единственной в своём роде в истории мировой культуры.
О Монтене трудно сказать кратко, но мощь его мысли можно почувствовать и в нескольких строчках. Небольшой отрывок из «Опытов» (глава «О воспитании детей») завершает этот календарь.
“Пусть совесть и добродетель ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума. Пусть его заставят понять, что признаться в ошибке, допущенной им в своём рассуждении, даже если она никем, кроме него, не замечена, есть свидетельство ума и чистосердечия, к чему он в первую очередь и должен стремиться; что упорствовать в своих заблуждениях и отстаивать их — свойства весьма обыденные, присущие чаще всего наиболее низменным душам, и что умение одуматься и поправить себя, сознаться в своей ошибке в пылу спора — качества редкие, ценные и свойственные философам”.