Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Марина БУКИНА,
Москва
Контрольная работа по литературе XVIII века
Вариант 1
1. Расскажите, в чём состояла реформа языка, проведённая М.В. Ломоносовым.
2. Какие принципы искусства классицизма иллюстрирует следующее высказывание?
По нраву нам должны героя вы избрать, —
С блестящей смелостью и с доблестью великой,
Чтоб даже в слабостях он выглядел владыкой
И чтобы, подвиги являя нам свои,
Как Александр он был, как Цезарь, как Луи...
3. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
М.В. Ломоносов много сделал для развития российской музыки.
Творчество Г.Р. Державина оказало огромное влияние на молодого М.Ю. Лермонтова.
Некоторые свои оды М.В. Ломоносов посвятил блистательным победам А.В. Суворова над турками.
Обучаясь за границей, Д.И. Фонвизин познакомился с книгами философов-просветителей и принял многие их идеи.
4. Найдите архаизмы в строках стихов поэтов XVIII века, укажите лексические значения этих слов:
Тут истина стрежёт десную;
Тут правосудие ошую;
Се храм закона ясно зрим.
Небесно-голубые взоры
И по ланитам нежна тень...
Вариант 2
1. Расскажите, в чём состояла реформа стихосложения, осуществлённая М.В. Ломоносовым.
2. Какие принципы искусства классицизма иллюстрирует следующее высказывание?
В искусстве воплотясь, и чудище, и гад
Нам всё же радуют насторожённый взгляд:
Нам кисть художника являет превращенье
Предметов мерзостных в предметы восхищенья...
3. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
Русская литература стала развиваться гораздо быстрее благодаря реформам М.В. Ломоносова.
Прочитав комедию «Недоросль», Елизавета Петровна назвала сочинителя “бунтовщиком пострашнее Пугачёва”.
Разногласия А.Н. Радищева с Павлом I привели к ссылке писателя в Олонецкую губернию.
Г.Р. Державин многое пытался сделать на посту митрополита, но постоянно сталкивался с неприязнью дворянства.
4. Найдите архаизмы в строках стихов поэтов XVIII века, укажите лексические значения этих слов:
Коричными чело власами,
А перлом персы осени...
Утеха, радость и любовь,
Где купно с здравием блистали...
Вариант 3
1. В чём заключается новаторство поэзии Г.Р. Державина?
2. Какие принципы искусства классицизма иллюстрирует следующее высказывание?
А мнимым острякам, что изрядно проливают
В зал грязь острот плохих с водою пополам,
Дорогу в балаган я укажу, к шутам...
3. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
И М.В. Ломоносов, и А.Н. Радищев поразили своими успехами в обучении преподавателей Мюнхенского университета.
А.Н. Радищев неприязненно относился к Дидро и Вольтеру, не разглядевших в Елизавете Петровне ханжу.
Жестокость госпожи Простаковой вынудила правительство взять её имение в опеку.
Жестокая расправа Павла над пугачёвцами заставила Г.Р. Державина уйти в отставку.
4. Найдите архаизмы в строках стихов поэтов XVIII века, укажите лексические значения этих слов:
В вертепе... льётся водоскат...
Готово войско в брань бесстрашно!
Вариант 4
1. Чем отличается критика государственного строя в произведениях Д.И. Фонвизина и А.Н. Радищева?
2. Какие принципы искусства классицизма иллюстрирует следующее высказывание?
Нельзя, чтобы герой был мелок и ничтожен,
Но всё ж без слабостей его характер ожен.
Ахилл пленяет нас горячностью своей,
Но если плачет он — его люблю сильней.
Ведь в этих мелочах природа оживает,
И правдой разум наш картина поражает.
3. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
Воспевая в 1739 году Екатерину II, М.В. Ломоносов учил её править государством так, как это делал Пётр I.
В ссылке А.Н. Радищев много работал в своей химической лаборатории, лечил окрестных крестьян, работал в созданной им школе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» получило широкую известность уже при жизни автора.
Сюжет комедии Д.И. Фонвизина убеждает читателей в неспособности двора Петра III защитить крепостников от безжалостных помещиков.
4. Найдите архаизмы в строках стихов поэтов XVIII века, укажите лексические значения этих слов:
Средь дивного сего чертога
И велелепной красоты...Как восемь бы зерцал стояли
Её великие моря...