Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2003

Читальный зал

М.Я. Вайскопф. СЮЖЕТ ГОГОЛЯ: Морфология, Идеология. Контекст.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

М.Я. Вайскопф. СЮЖЕТ ГОГОЛЯ: Морфология, Идеология. Контекст. М.Я. Вайскопф.
СЮЖЕТ ГОГОЛЯ:
Морфология,
Идеология.
Контекст.

2-е изд.,
испр. и расшир.
М.: РГГУ, 2002.
686 с.

Вот уж воистину Гоголь — не писатель, а вечная загадка: первую часть своей книги о великом русском писателе, посвящённую его ранним “фольклорно-демоническим” повестям, известный израильский литературовед Михаил Вайскопф назвал… «Египет». Не менее оригинально озаглавлены и две другие, соответствующие двум последующим периодам творчества (условно — сатирическому и позитивно-дидактическому): «Вавилон» и «Иерусалим».

Однако если открыть эту замечательную книгу, всё станет на свои места: во-первых, станет ясно, что её автор — сам незаурядный литератор, умеющий превратить серьёзное исследование в своего рода интеллектуальный роман, чему вполне соответствует подобное образно-метафорическое наименование частей, глав и главок; во-вторых, окажется вполне очевидным обозначенный великими топонимами путь писателя.

Казалось бы, сегодня трудно удивить читателя-профессионала чем бы то ни было. Однако Вайскопфу это вполне удаётся: его блестящая эрудиция в сочетании с оригинальностью мышления, зоркостью “идеального” читателя и мастерским стилем позволяют учёному принципиально по-новому увидеть творчество классика, о котором так много написано. Неслучайно первое издание книги разошлось буквально за недели и стало настоящим бестселлером среди специалистов по русской литературе.

«Сюжет Гоголя» — по сути дела, семисотстраничный комментарий к творчеству Гоголя в целом и ко всем его произведениям в отдельности. Его необычность заключается прежде всего в беспрецедентной широте контекста, в котором рассматривается творчество писателя: это и европейская и русская философия предшествующих дебюту Гоголя десятилетий, и фольклорно-мифологический фон творчества прозаика, и мировая художественная культура. Но главное — это идеологический (в первую очередь — религиозный) контекст, позволяющий Вайскопфу объяснить как наиболее “тёмные” места произведений Гоголя, так и те, которые традиционно считаются раз и навсегда откомментированными.

«Сюжет Гоголя» разбит автором на небольшие главки, каждая из которых посвящена отдельной реалии гоголевского текста. Поэтому книга, состоящая будто бы из отдельных, самостоятельных новелл, читается легко и увлекательно, причём буквально с любого места… А насколько ярок завершающий вторую часть книги пословный разбор знаменитого лирического отступления о птице-тройке! Оказывается, здесь множество реалий и мифов современной Гоголю России, без знакомства с которыми трудно понять глубину и противоречивость этого хрестоматийного отрывка, с такой легкостью (и поверхностностью одновременно) анализируемого нашими девятиклассниками!

А.Ю. Рассказова

TopList

Рейтинг@Mail.ru