Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Л.В. Карасёв. ДВИЖЕНИЕ ПО СКЛОНУ: О сочинениях А.Платонова. М.: РГГУ, 2002. 140 с. |
О творчестве Андрея Платонова в последние годы не пишет, как говорится, только ленивый. И всё-таки даже при этом книга известного философа, предпочитающего по сложившейся в России традиции оттачивать свои идеи на литературном материале, заметно отличается от всех остальных работ о творчестве писателя.
В книге исследуется не “поэтика и мировоззрение А.Платонова”, как сказано в дежурной аннотации, а основные универсалии художественного мира писателя. Первая глава-статья начинается неожиданно непочтительным заявлением: “Платонов на редкость однообразный писатель”. По мнению Карасёва, однако, это вовсе не беда писателя, а его достоинство: именно однообразие позволяет Платонову адекватно выразить лежащую в основе его мировоззрения фундаментальную идею постоянного.
Во второй главе рассматривается антиномия вещества и пустоты, тоже чрезвычайно важная для платоновского космоса. А затем Карасёв переходит к сопоставлению идей писателя с мыслями, высказанными его знаменитыми предшественниками: Вл. Соловьевым, Достоевским, Чеховым. И неожиданно выясняется, что и «Котлован» вырыт, и «Чевенгур» выстроен не на пустом месте, а на твёрдой, вековой почве русской культуры — точнее, её утопического извода.
В книге вообще немало тонких и остроумных наблюдений — например, глава о постоянном завершается сопоставлением идей платоновского Дванова и его “однофамильца” — автора апокрифического Евангелия от Фомы (в переводе — “двойной”), которого Платонов не читал. Тем не менее, совпадений у двух “двойных” оказывается на удивление много...
Как совместить веру в могущество техники и стремление “жить назад”? Об этом, убеждает нас Карасёв, Платонов думал и писал всю свою жизнь. В том числе и в своих записных книжках, где строки, по наблюдению автора, “располагаются не по горизонтали, а идут наискосок”. Эта “графологическая подробность”, по мнению учёного, тоже не случайна: она отражает то самое движение по склону, которое Карасев предлагает считать символическим обозначением творчества Платонова, назвав этими словами свою яркую книгу.
С.Нимарочева