Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2003

События и встречи

ТРИБУНА

Ещё раз о наболевшем

Хотя за последнее время нам неоднократно приходилось высказываться по поводу двух острейших проблем школьного предмета «Литература» — стандарты и Единый государственный экзамен (ЕГЭ), — поток читательских вопросов на эту тему не иссякает. “Разъясните, пожалуйста, чётко и ясно, —просит нас постоянная читательница Л.Михлюкова из Астрахани, — будем ли мы сдавать литературу по-старому, в форме сочинения, или же надо перестраиваться на ЕГЭ? Вроде бы литература не входит в список обязательных предметов Единого экзамена — или это не так? Не приведёт ли новая переделка к сокращению часов?”.

Ситуация с нашим предметом сейчас очень непроста — это ясно. Однако, как нас заверили в Министерстве образования, ни о какой потере статуса школьной литературы речь не идёт и идти не может. Как нам стало известно, литература вошла в число трёх предметов, которые выпускники всех школ будут сдавать обязательно — положение об аттестации сейчас готовится, и именно в этом документе будет наконец закреплён особый статус нашего предмета. Это факт отрадный, поскольку в последнее время в обществе блуждают настойчивые слухи слухи о чуть ли не отказе от изучения литературы в школе вообще. Надеемся, что положение об аттестации выпускников будет подписано и обнародовано в самое ближайшее время.

Другое дело — та форма, в которой должен проходить общеобязательный экзамен по литературе. Это могут быть: а) традиционное сочинение; б) устный экзамен (с этим типом экзамена педагоги тоже знакомы — ещё не так давно литературу устно сдавали все выпускники); в) изложение с творческим заданием (эта форма пробуется в течение нескольких последних лет в ряде регионов) и, наконец, г) форма ЕГЭ (тесты плюс ряд мини-сочинений). Сейчас в Министерстве образования утверждена демонстрационная версия ЕГЭ по литературе (её можно найти на официальном сайте www.ege.ru); о первом её варианте мы не раз писали в ноябрьских и декабрьских номерах 2002 года. Окончательная версия ЕГЭ прошла редакторскую правку, из неё убрана часть неудачных формулировок и некорректных заданий, сокращено количество проблемных вопросов в третьей части работы, уточнены критерии оценки (например, баллы будут снижаться при недостаточной орфографической и пунктуационной грамотности) — хотя основные контуры экзамена остались. Учитывая особый статус литературы, повышенное внимание к этому предмету в обществе, Министерство образования заинтересовано в максимально осторожном проведении эксперимента по, извините за канцеляризм, апробированию ЕГЭ — именно поэтому литература и не вошла в список предметов, полностью готовых перейти на форму ЕГЭ, именно поэтому Единый экзамен по литературе в этом году планируется провести лишь в двух-трёх регионах. Итоги эксперимента, как заверили нас в министерстве, будут тщательно изучены — только после этого можно будет говорить, да и то предварительно, о целесообразности дальнейших испытаний этой формы экзамена.

На наш взгляд, сейчас профессиональному сообществу нужно деятельно включиться в обсуждение сильных и слабых сторон каждой возможной формы экзамена (вплоть до конкретных формулировок тем, заданий, вопросов), с тем чтобы в компетентной и взвешенной дискуссии найти, наконец, наиболее приемлемый вариант. Мы рады предоставить страницы «Литературы» для материалов этой дискуссии. Ждём ваших откликов.

Что же касается вызывающих бурные споры стандартов по литературе, то они тоже находятся пока в стадии доработки. В конце декабря прошлого года в Министерстве образования состоялось заседание Совета по гуманитарному и социально-экономическому образованию. Первый вариант стандарта был оценён многими рецензентами (в частности, представителями филологического факультета МГУ) высоко; на заседании из уст министра прозвучали слова благодарности в адрес тех, кто создавал стандарт. Группа доработчиков стандарта работает в рамках той же концепции, которая уже заложена в документ, не меняя принципиальных его основ. Как пояснили нам в Министерстве, стандарт нужно всесторонне обсудить и выверить; возможно, групп доработчиков тоже будет несколько. “Пока 80 процентов заинтересованной части населения страны не будет за стандарт, он принят быть не может”, — заверили нас в министерстве.

Проблемы ЕГЭ и стандарта мы планируем всесторонне обсуждать во время Дня учителя литературы, который пройдёт 1 апреля в Московском доме учителя в рамках Педагогического марафона. На круглые столы по этим вопросам мы пригласили представителей министерства, разработчиков и доработчиков стандартов, методистов, учителей (план Дня учителя литературы опубликован в этом номере). Надеемся, что читатели нашей газеты (прежде всего москвичи и жители близлежащих областей) примут активное участие в работе этих круглых столов — это хорошая возможность узнать самую свежую информацию из первых уст, а также высказать свою позицию и тем самым повлиять на важные решения, которыми регулируется положение нашего предмета в системе образования.

Рейтинг@Mail.ru