Архив
Литературный календарь
1—7 февраля
“...Выступает террор с одной и другой стороны. Какие-то злые пауки, пожирающие друг друга”. (Из письма В.Г. Короленко А.Г. Горнфельду. 1 февраля (19 января) 1918 года.)
1 февраля
1923 — родилась поэтесса Агния (Аглая) Сергеевна ШИШКОВА (в замужестве Ржевская). Унесённая за пределы России в годы Второй мировой войны, она вместе с мужем, известным литературоведом и прозаиком, сполна пережила тяготы изгнания, но смогла сохранить и передать в своей лирике чувство восторга перед многообразием и неисчерпаемой энергией жизни. Её поэму «Цыганские напевы» («Чужедаль») критика признала одной из удач в этом жанре.
2 февраля
1468 — скончался Иоганн ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg; род. между 1394 и 1399), изобретатель европейского способа книгопечатания подвижными литерами.
1863 — родился украинский писатель Тимофей Игнатьевич БОРДУЛЯК. Был учителем и священником в школах Галиции, а в литературе получил известность как яркий бытописатель жизни западноукраинского крестьянства в Австро-Венгрии.
Скончался в 1936.
1888 — 21.01 — родилась поэтесса Наталья Васильевна КРАНДИЕВСКАЯ. Об этой яркой, красивой, талантливой женщине можно рассказывать долго, но лучше обратиться к её собственным воспоминаниям, книге, вышедшей в 1977 году. Пусть её облик предстанет таким, как она сама хотела, эти «Воспоминания» создавая.
А стихи… Она их оставила не так уж много, хотя писала всю жизнь. Вот одно из них.
Не окрылить крылом плеча мне правого,
Когда на левом волочу грехи.
О, Господи, — я знаю, от лукавого
И голод мой, и жажда, и стихи.Не ангелом-хранителем хранима я, —
Мечта-кликуша за руку ведёт,
И купина твоя неопалимая
Не для меня пылает и цветёт.Кто говорил об упоенье вымысла?
Благославлял поэзии дары?
Ах, ни одна душа ещё не вынесла
Бесследно этой дьявольской игры...
Скончалась Н.В. Крандиевская 17 сентября 1963.
Её внучка — известная писательница и публицистка Татьяна Толстая.
3 февраля
1943 — Дневник поэта Александра Яшина: “Сообщили о полной ликвидации 2 февраля немецких войск, окружённых под Сталинградом. Сталин поздравил войска Донского фронта”.
Пока готовится этот номер газеты (а наш издательский цикл больше двух недель), может произойти всякое. Может быть, кто-то получит возможность поздравить кого-то с новым Сталинградом… И если это произойдёт, значит, действительно, рабов и холопов нам из самих себя изгнать труднее, чем иноземных захватчиков из пределов России.
4 февраля
1873 — 23.01 — родился Михаил Михайлович ПРИШВИН. Многие его рассказы прочитаны ещё в детстве, его изучают в школе, а в нашем календаре так часто появляются строки из его удивительного дневника, что и “взрослый” Пришвин уже не выглядит меланхоличным путешественником, сбежавшим в край непуганых птиц, спасаясь от краёв непуганых идиотов.
5 февраля
1848 — родился Жорис Карл (Жорж Шарль Мари) ГЮИСМАНС (Huysmans), голландец по происхождению, ставший одним из крупнейших французских прозаиков, создателем знаменитого романа «Наоборот» (1884), который Оскар Уайльд назвал “Кораном декаданса”, а многие писатели использовали как источник вдохновения собственных творческих исканий.
Скончался в 1907.
В начале ХХ века Гюисманса много переводили и издавали в России, в советское время он оказался в числе певцов “изощрённой и извращённой чувственности”, а в 1995 году издательство «Республика» (бывший Политиздат) вновь дало возможность нашим читателям познакомиться с Гюисмансом без каких-либо посредников.
6 февраля
1753 — родился граф Эварист Дезире де Форж ПАРНИ (Parny), французский поэт, оказавший значительное влияние на развитие русской лирики, особенно элегического жанра. Пушкин даже назвал Батюшкова “российским Парни”.
А на родине Парни избрали членом Французской академии. Скончался он в 1814.
1998 — скончался поэт Николай Константинович СТАРШИНОВ (род. 1924). За свою жизнь он сделал немало добрых дел: был одним из самых последовательных собирателей и непревзойдённым знатоком русских частушек — не советских подделок, а именно русских народных четверостиший, осознание глубочайшей мудрости которых ещё впереди… Но есть что осознавать — Старшинов собрал. Он щедро помогал молодым талантам — многие годы редактировал известный альманах «Поэзия», вёл семинар поэзии в Литературном институте, который и сам окончил.
А ещё Николай Константинович был ветераном Великой Отечественной — именно в ту пору он и состоялся как поэт.
Солдаты мы. И это наша слава
Погибших и вернувшихся назад.
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.О том, что было, — откровенно, честно.
А вот один литературный туз
Твердит, что совершенно неуместно
В стихах моих проскальзывает грусть.Он это говорит и пальцем тычет.
И хлопая, как друга по плечу,
Меня он обвиняет в безразличье
К делам моей страны…
А я молчу.Нотации и чтение морали
Я сам люблю… Мели себе, мели...
А нам судьбу России доверяли,
И кажется, что мы не подвели.
(1945)
7 февраля
1953 — в Париже скончался Николай Николаевич ЕВРЕИНОВ (род. в Москве в 1879), крупнейший русский театральный деятель, режиссёр, драматург; создатель теории “тотальной театральности” и “театрализации жизни”. Любопытно, что другой крупнейший отечественный деятель, живший точь-в-точь в те же самые годы, что и Евреинов, может быть, и не зная о существовании названной теории, успешно воплощал её в жизнь. И занавес в этой постановке до сих пор опускаться не собирается.
1983 — в Германии скончалась поэтесса Мария Вячеславовна ВОЛКОВА (род. 1902), дочь казачьего генерала, воевавшего с большевиками и покончившего с собой.
Её стихотворения появлялись во многих изданиях русского зарубежья, но первый крупный сборник вышел только посмертно, в 1991 году.
НЕЖНОСТЬ
Всегда найдёт, хотя совсем не ищет,
Ответит вмиг, вопроса не задав,
Зальёт теплом случайное жилище,
Смягчит чужой стеснительный устав.Не даст понять и нетяжёлой ноши,
Тайком цветы положит на порог,
Напомнит вдруг о чём-нибудь хорошем,
Без лишних слов, как будто между строк.Вне лет, стихий, пространств и изменений
Ведущая мелодия — одна,
И с каждым днём звучат проникновенней
И без того глубокие тона.Тихонько в дверь стучится неизбежность.
Трава в росе и ночь уже близка.
О чём грустить, когда всё та же нежность
Другой руки касается слегка.