Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
КАК РАБОТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ БРОДСКОГО: Сборник статей / Редакторы-составители Л.В. Лосев и В.П. Полухина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 304 с. |
Иосиф Бродский уже давно стал “школьным” поэтом, глава о нём есть в учебнике, к его произведениям обращаются на уроках литературы не только в выпускном, но и в средних классах школы. И хотя сборник научных статей, имеющий подзаголовок «Из исследований славистов на Западе», безусловно, не создавался специально для учителя и специально для работы со школьниками, он будет чрезвычайно интересен для этой категории читателей. В книге представлены работы Томаса Венцловы, Льва Лосева, Михаила Лотмана, Валентины Полухиной, Романа Тименчика, Барри Шерра и других учёных, занимающихся исследованием русской литературы. Знакомясь со статьями сборника, читатель найдёт и традиционный разноуровневый анализ текста, и работы, посвящённые отдельным аспектам стихотворения (например, буквальной музыкальности текста Бродского). Завершают книгу статьи Елены Петрушанской «Джаз и джазовая поэтика у Бродского» и Барри Шерра «Строфика Бродского: новый взгляд».
Из шестнадцати представленных в сборнике статей четырнадцать посвящены отдельным стихотворениям И.Бродского: «Зофья», «Стихи на смерть Т.С. Элиота», «На смерть Жукова», «Колыбельная Трескового мыса», «1867», «Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...», «Эклога 4-я (зимняя)», «Эклога 5-я (летняя)», «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга...» — вот неполный их перечень. Как отмечает один из редакторов-составителей сборника Л.Лосев, “эта книга создавалась для того, чтобы по возможности всесторонне обсудить кардинальный вопрос об искусстве Бродского как стихотворца, стихотворца в узком смысле — как художника, создающего отдельные стихотворения”. Повышенный критический интерес к тому, “как работает стихотворение Бродского”, вызван, по словам составителя, чрезвычайной самостоятельностью подавляющего большинства стихотворений поэта, особенно позднего периода.
Хотелось бы увидеть книгу с названием «Как работает стихотворение Бродского» именно на полке учителей среди научной и методической литературы. Не только по той причине, что её название содержит очень притягательные для словесника слова “работает стихотворение”, но главным образом потому, что в ней учитель найдёт историко-культурные и интертекстуальные комментарии, глубокий анализ поэтики Бродского — не “схоластические упражнения, ненужные читателю, который и сам знает, что производит на него впечатление, а что нет”, но необходимый ему для работы материал.
Р.Х.