Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2003

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКЛ.Туржанский. «Бунин». 1905 г.

В.АКСЁНОВА,
с. Миасское,
Челябинская область


Изучение лирики Ивана Бунина 5–11-х классах

В «Примерной программе по литературе для основной общеобразовательной школы» (5–9-е классы) («Дрофа», 2000) на изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина отведено 10 часов и рекомендованы для чтения и изучения такие стихотворения, как «Густой, зелёный ельник у дороги...», «Вечер», «Слово», «Сказка», «Первый утренник, серебряный мороз...», «Ещё холоден и сыр...» и другие.

Проанализируем, как распределены произведения Бунина в программах литературного образования под редакцией А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, и предложим свой вариант изучения лирики И.А. Бунина из опыта работы (см. таблицу).

Класс Программа под редакцией Из опыта работы
Кутузова А.Г. Коровиной В.Я. Курдюмовой Т.Ф.
5 Стихотворения И.А. Бунина рекомендованы для самостоятельного чтения «Помню долгий зимний вечер...» «Детство», «Сказка», «Первый соловей», «Канарейка» «Детство», «Сказка», «Первый соловей», «Летняя ночь», «Помню долгий зимний вечер...»
6 «Помню долгий зимний вечер...», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея...», «Первый утренник, серебряный мороз...», «Пахарь», «Детство»     «Пахарь», «Старик у хаты веял...», «Уж подсыхает хмель на тыне...»
7   Стихотворения о родной природе (в том числе И.А. Бунина) Лирика начала XX века. И.А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...» «Догорел апрельский светлый вечер...», «Полями пахнет, свежих трав...», «Ещё холоден и сыр...»
8 «Ковыль»      «У птицы есть гнездо...» (после изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
9     «Слово», «Русская сказка», «Изгнание» «Слово», «Ковыль» (после изучения «Слова о полку Игореве»)
10       «Вечер», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» (после изучения поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
11 Поэзия И.А. Бунина (стихотворения не указаны) «Крещенская ночь», «Ночь», «Песня», «Одиночество», «Последний шмель», «Собака» «Крещенская ночь», «Ночь», «Песня», «Одиночество», «Последний шмель» «Крещенская ночь», «Ночь», «Листья падают в саду...», «Одиночество», «Забытый фонтан»

Итак, в программе под редакцией А.Г. Кутузова лирика Бунина изучается в основном в 6-м и 11-м классах; под редакцией В.Я. Коровиной — в 5-м, 7-м, 11-м классах; под редакцией Т.Ф. Курдюмовой — в 5-м, 7-м, 9-м, 11-м классах. В предлагаемой системе уроков с 5-го по 11-й классы мы ежегодно обращаемся к лирическим произведениям Бунина.

Принцип изучения лирики И.А. Бунина — тематический. Так, в центре беседы об И.А. Бунине в 5-м классе — осмысление мира детства писателем, его умение создать особое художественное время и пространство, раскрыть тайники человеческой души. В 6-м классе перед нами мир труда крестьянина, деревенского уклада жизни и быта, учащиеся должны почувствовать отношение Бунина к родной земле. В 7-м классе — лирический образ живой природы, все времена года, чудо пейзажных зарисовок. В 8-м классе — тема родины, родного дома, чужбины и горького одиночества. В 9-м классе — размышление об истории, памяти и значении речи, слова в жизни человека. В 10-м классе поговорим о счастье, в 11-м классе речь пойдёт о сути человеческого бытия, любви, философском осмыслении окружающего мира.

В 8-м, 9-м, 10-м классах произведения Бунина изучаем на уроках внеклассного чтения или при подготовленном чтении стихотворений используем часть уроков, когда изучаем «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Слово о полку Игореве» и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

5-й класс

Урок изучения лирики И.А. Бунина в 5-м классе начнём с работы над отрывком из «Жизни Арсеньева»: “Я родился полвека тому назад, в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе... Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой снежное безграничное море, летом — море хлебов, трав и цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...

...А поздним вечером, когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой, а я лежал в тёмной спальне в своей детской кроватке, всё глядела на меня в окно, с высоты, какая-то тихая звезда...”

Образ звезды присутствует и в стихотворении «Летняя ночь», которое поможет нам начать диалог с писателем.

ЛЕТНЯЯ НОЧЬ

“Дай мне звезду, — твердит ребёнок сонный, —
ай, мамочка...” Она, обняв его,
Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
Идёт, темнея, в сумрак летней ночи,
По скату к балке. В небе, на востоке,
Краснеет одинокая звезда.

“Дай, мамочка...” Она с улыбкой нежной
Глядит в худое личико: “Что, милый?”
“Вон ту звезду...” — “А для чего?” — “Играть...”
Лепечут листья сада. Тонким свистом
Сурки в степи скликаются. Ребёнок
Спит на колене матери. И мать,
Обняв его, вздохнув счастливым вздохом,
Глядит большими грустными глазами
На тихую далёкую звезду...

Прекрасна ты, душа людская! Небу,
Бездонному, спокойному, ночному,
Мерцанью звёзд подобна ты порой!

Прежде всего спросим, что произвело на ребят особенное впечатление, каким они увидели автора и его маленького героя (даже если это он сам в детстве). Что его радует и удивляет в окружающем мире?

Предложим ученикам нарисовать словесную картину стихотворения. Летняя тихая ночь. Белая усадьба с колоннами, и степной глухой сад вокруг неё как бы “идёт, темнея, в сумрак летней ночи, по скату к балке”. Звёздное небо. Тихо мерцают звёзды, а на востоке “краснеет одинокая звезда”.

Ребёнок на коленях матери.

Нарисуйте образ матери.

Это образ, полный любви, нежности, понимания, мудрости и спокойствия (“она с улыбкой нежной глядит...”, “она, обняв его, сидит с ним на балконе...”, “что, милый?..”).

Образ матери прекрасен, как прекрасно бездонное, спокойное небо. Так прекрасна душа людская любовью, нежностью, мудростью.

Что мы слышим?

“Лепечут листья сада”, ребёнок лепечет, мать с сыном нежно говорит, тонко свистят сурки в степи, мать счастливо вздыхает...

Как вы думаете, о чём она вздыхает, о чём думает?

Наверное, о будущем сына, когда он узнает о невозможности своей просьбы — достать звезду с неба...

Да и мы ощущаем, что счастливый вздох матери таит в себе и тревогу.

Главная тема — тема детства — сопровождается у писателя тревожным мотивом ожидания будущего. Какие эпитеты говорят о тревоге?

Звезда “далёкая”, сад “глухой” темнеет, мать глядит грустными глазами...

Итак, стихотворение «Летняя ночь» — это и красота пейзажной зарисовки, и воспоминание о детстве, и дума о будущем...

О чём нам поведает стихотворение «Помню — долгий зимний вечер...»?

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
“Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!”
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз —
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз...

Сборник «Стихотворения 1903—1906 г.» с дарственной надписью автора.Это стихотворение о детстве. В нём тоже — образ прекрасной нежной матери и образ ребёнка. Только ребёнок уже повзрослел, его что-то тревожит, он не может уснуть, наверное, его пугает вой вьюги.

И нарисована в этом стихотворении уже не одна картина, а две — картина зимнего вечера и картина “летнего полдневного зноя”. Найдите ещё образы, противопоставленные в этом стихотворении.

Вечер — утро; плач — веселье; вьюга враждебно воет — мать с любовью уговаривает, советует; полумрак — золото ржи; тускнеет свет лампады — солнечный свет...

Все краски, звуки природы чувствует автор. Ему удаётся рассказать о лирическом герое с такой удивительной яркостью, что мы начинаем ощущать единение с природой: и шум берёз, и шёпот колосьев, и тёплый нежный ветер, колышущий золотые волны ржи, — всё сливается с тихим сном лирического героя.

Слышите ли вы вместе с лирическим героем шум берёз, шёпот колосьев? Как это достигается в стихотворении?

Да, повторением согласных звуков (аллитерация) — ш, ж, з, с, щ, ч.

А ласковость и нежность голоса матери переданы через аллитерацию л, м, н и ассонанс (повторение гласных звуков) — и, а.

Найдите строки, которые одинаково начинаются. Это анафора. Для чего её использует автор? Анафора помогает ощутить плавность речи, напоминает колыбельные песни, успокаивает малыша...

Позабудь... Вспомни...
Позабудь... Вспомни...

Это антонимы; они помогают ярче нарисовать образ, усиливают впечатление, с ними легче запоминается стихотворение.

Много художественных средств использовал Бунин при создании этого стихотворения, чтобы передать нам ощущения детства — радости и тревоги, любовь и нежность, красоту и очарование...

Обратимся к стихотворению «Детство».

ДЕТСТВО

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шёлк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Какую картину из детских лет вспоминает поэт?

Картину жаркого летнего дня в “сладостном” бору, где веет “сухим смолистым ароматом”, где “песок — как шёлк”, где весело, где “повсюду блеск, повсюду яркий свет”.

Ощущения детства — это ощущения света, тепла, веселья, счастья. Даже грубая кора “так тепла, так солнцем вся прогрета...”

От стихотворения веет теплом, добротой, сказкой. В детстве мы все любим сказки, может быть, потому что в них доброта и чудеса.

А что чудесного, сказочного в этом стихотворении?

Солнечные палаты, шёлковый песок, гармония радости и счастья, тепла и света, красоты и любви.

Сравним это стихотворение со стихотворением «Сказка».

СКАЗКА

...И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору среди песков.

Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён.

Узорами ложились тени
На тёплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно-высок.

Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла...

Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края...
Мне снилась даль, мне снилась сказка —
Мне снилась молодость моя.

Чем близки эти произведения?

И в том, и в другом стихотворении лирический герой в жаркий летний день гуляет в бору, где всё озарено солнцем, где бор весёлым блеском напоён, где смола на соснах янтарная и “прозрачнее стекла”.

А чем они различны?

В стихотворении «Сказка» герой взрослее, он не один, появляется “она”, с которой лирический герой идёт “вдоль пустынных берегов над диким синим лукоморьем”. И ещё появляется, кроме образа бора, образ северного моря.

Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен...

Почему Бунин назвал стихотворение «Сказка»?

Сказочна красота нарисованной картины; чудесен светозарный полдень, удивителен тёплый розовый песок, узоры на нём; синий небосклон радостно-высок; завораживает зеркальная гладь моря, его простор, даль.

Лирический герой не одинок, он молод, влюблён и счастлив.

Для нас, читателей, открываются в этом стихотворении необъятные художественные пространства, глубина вселенной и человеческой души.

Выясняем роль фантастики и роль памяти в стихах о детстве.

Бунин помнит ощущения детства — свет, доброту, теплоту, заботу, нежность, любовь, которые его окружали.

Фантастичны солнечные палаты, розовый песок, как шёлк, весёлый блеск, узоры, дикое лукоморье.

Творчество замечательного поэта И.А. Бунина — это целый мир, каждое стихотворение — часть этого мира. Все стихотворения, прочитанные нами, о детстве, лирический герой которых — ребёнок — взрослел, его образ становился богаче и разнообразнее, он был зорок и чуток к окружающему миру, он познавал этот мир, и познание мира для ребёнка — и радость, и тревога, и тайна.

Бунин словно говорит нам: какое чудо жить, взрослеть, какое счастье быть наедине с природой, видеть красоту моря и леса, поля и луга, бора и степи...

В поэтическом мире Бунина живёт душа ребёнка, не устающего познавать тайны мироздания, радоваться жизни, любить красоту природы.

6-й класс

В 5-м классе мы познакомились с поэтическим миром Ивана Алексеевича Бунина, его стихами о детстве, о тайниках человеческой души. Вспомните, что значит понятие “поэтический мир”. Это значит, что творчество поэта — целый мир, богатый и разнообразный. И в то же время поэтический мир — это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой. В лирике главное лицо — сам поэт. Однако кроме авторского “я” лирику Бунина населяет вереница разнообразных лиц: пахари, грузчики, плотовщики, сплавляющие лес, рыбаки, моряки...

Известны широкие симпатии Бунина к людям труда. Для него счастье — видеть мирный крестьянский труд, радость — слышать “гул молотилки на гумне”, “стук валька и топора”, “шум мельницы”, “скрип сошника в весенней борозде...”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя стихотворениями И.А. Бунина о жизни деревни, о людях, работающих на земле, но построим свою работу так, как в 5-м классе. Я вам раздам карточки, где напечатаны эти стихотворения. А вы попробуете сами придумать название к ним и подобрать пропущенные эпитеты, и только затем мы выразительно прочитаем их и выполним задания дидактического материала к каждому стихотворению.

В слабых классах эту работу можно дать по вариантам.

Вариант I.

ПАХАРЬ

Легко и бледно небо голубое,
Поля в весенней дымке. Влажный пар
Взрезаю я — и лезут на подвои
Пласты земли, бесценный Божий дар.

По борозде спеша за сошниками,
Я оставляю мягкие следы —
Так хорошо разутыми ногами
Ступать на бархат тёплой борозды!

Упражнение 1. Какие звуки повторяются в первой строфе? А в других строфах?

Повторение согласных звуков называется аллитерацией. В стихотворении 17 раз повторяется звук [л], 11 раз — [?], а [ж] и [ш] — ? Что передают эти звуки? Слышите ли вы шорох, шуршание пластов земли, ласковость, мягкость идущего плуга, рассыпчатость борозды под босыми ногами пахаря?

Упражнение 2. Найдите слова с переносным значением. Исправьте ошибки, допущенные в таблице.

Метафора Эпитеты
Легко и бледно небо Бархат борозды
Море чернозёма Тусклый блеск
Поля в дымке Лилово-синий чернозём

Упражнение 3. Заполните пробелы в тексте.

Лирический герой стихотворения дан в окружении нежной ____________ природы, где бледно-голубое небо, _______________ дымка первых листьев и всходов, а море чернозёма лилово-синее.

И.А. Бунин воспевает в стихотворении “_______” щедрость природы и радость труда на земле. Земля — бесценный ___________ дар. Она бархатная, тёплая, щедрая, работать на ней — великое счастье.

Упражнение 4. Прочитайте самостоятельно былину «Вольга и Микула Селянинович» и сравните эти два произведения. В чём их сходство?

Упражнение 5. Тест.

1. Поэт использует в стихотворении рифмовку:

парную

перекрёстную

кольцевую

2. Поэт употребил рифму:

мужскую

женскую

чередование женской и мужской рифм

3. Стихотворение написано:

ямбом

хореем

дактилем

4. Повторение согласных звуков называется:

ассонансом

аллегорией

аллитерацией

Вариант II.

Уж подсыхает хмель на тыне
За хуторами на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни.

Уж хлеб свезён, и вдалеке,
Над старою степною хатой,
Сверкает золотой заплатой
Крыло на сером ветряке.
(1903)

Лексическая работа

Хмель — вьющееся растение с длинными тонкими стеблями.

Тын — забор, частокол.

Бахча — участок, засеянный арбузами, дынями.

Ветряк — ветряная мельница.

Дидактический материал

Упражнение 1. Подберите пропущенные эпитеты. Проанализируйте, совпали ли ваши эпитеты с бунинскими?

Уж подсыхает хмель на тыне
За хуторами на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют __________ дыни.

Уж хлеб свезён, и вдалеке,
Над старою степною хатой,
Сверкает _______ заплатой
Крыло на сером ветряке.

Упражнение 2.

а) Нарисуйте словами, что изобразил поэт в стихотворении?

б) Дополните картину. Что растёт возле хаты?

в) Какими красками вы изобразили бы:

подсыхающий хмель —

хату —

мельницу —

небо —

г) Почему для изображения мельницы понадобилось бы два цвета? Какие?

д) Какое время года изобразил поэт в стихотворении? Докажите своё мнение.

Упражнение 3. Придумайте название к этому стихотворению. Что отразилось в вашем названии — тема или идея произведения?

Упражнение 4. Одинаковое начало двух или нескольких соседних предложений называется анафорой, которую Бунин использует в этом стихотворении:

Уж подсыхает хмель...
Уж хлеб свезён...

Вспомните стихотворения, где тоже есть анафора. А чьё это стихотворение?

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...

Упражнение 5. Тест.

1. Что такое пейзаж?

описание внешности человека

описание природы

описание помещения

2. В строке “Сверкает золотой заплатой крыло на сером ветряке” использована:

метафора

олицетворение

сравнение

3. Найдите правильное лексическое толкование слову “хлеб” в стихотворении:

пищевой продукт, выпекаемый из муки

плоды, семена злаков, зерно

средство к существованию, заработок

Упражнение 6. Заполните пробелы в тексте.

В пейзаже И.А. Бунина много ярких красок (краснеют [какие? — бронзовые] дыни, сверкает [чем? — золотом] крыло ветряка), потому что в стихотворении изображена осень, а осень [какова? — щедра] на краски. Конечно, Бунин любуется щедростью и красотой осенней природы, но главное для поэта — это счастье видеть плоды человеческого труда (хмель, дыни на бахче, хлеб свезён, мельница работает), счастье человека — в мирном труде, в достатке.

Вариант III.

Старик у хаты веял, подкидывал лопату,
Как раз к Святому Спасу покончив с молотьбой.
Старуха в чёрной плахте белила мелом хату
И обводила окна каймою голубой.

А солнце, розовея, в степную пыль садилось,
И тени ног столбами ложились на гумно,
А хата молодела — зарделась, застыдилась —
И празднично блестело протёртое окно.
(1903)

Лексическая работа

Молотьба — извлечение зёрен семян из колосьев путём выбивания железным цепом.

Веять — очищать обмолоченное зерно от мякины и сора на веялке или подбрасывая его деревянной лопатой.

Гумно — площадка для молотьбы сжатого хлеба.

Плахта — юбка из кустарной украинской ткани.

Хата — на юге России, на Украине и в Белоруссии — крестьянский дом.

Святой Спас — церковно-бытовой праздник в конце лета.

Рдеть — краснеть, становиться красным.

Упражнение 1. Точное слово.

Подберите пропущенные слова. Если слова, подобранные вами, не совпадут с бунинскими, подумайте, почему поэт выбрал именно этот цвет, это действие.

Старик у хаты веял, подкидывал лопату,
Как раз к Святому Спасу покончив с молотьбой.
Старуха в ___________ плахте белила мелом хату
И обводила окна каймою _____________________ .

А солнце, розовея, в степную пыль садилось,
И тени ног столбами ложились на гумно,
А хата молодела — зарделась, _______________ —
И празднично блестело протёртое окно.

Упражнение 2. Выберите название к этому стихотворению:

«Старик и старуха»;

«Святой Спас»;

«Вечер»;

«Счастье».

Объясните свой выбор. Что отразилось в вашем названии: тема произведения или его идея?

Упражнение 3.

а) Назовите, какие краски вам бы понадобились, если бы вы рисовали эту картину.

б) Скажите, что бы вы услышали, подойдя к плетню этой хаты? С чем можно сравнить шум падающего зерна?

в) Подумайте, что растёт у хаты: какие деревья, кустарники, цветы?

г) Что вы ещё можете увидеть во дворе хаты?

Упражнение 4. Подберите к данным словам слова с противоположным лексическим значением:

чёрный —

молодела —

празднично —

Есть ли антитеза в этом стихотворении?

Упражнение 5. Заполните пропуски в тексте.

В стихотворении И.А. Бунина нарисована будничная картина крестьянского труда: _____________ и _______________ хаты. А за этим повседневным крестьянским трудом вырисовывается праздничное, яркое полотно. Зерно, подброшенное _______________, становится розово-золотым в лучах заходящего солнца. А хата блестит _______________ окнами и сияет _______________ белизной после побелки.

Упражнение 6. Тест.

1. В строке “И тени ног столбами ложились на гумно” автор прибег к:

метафоре

сравнению

антитезе

2. В строке “А хата молодела — зарделась, застыдилась” используется:

гипербола

олицетворение

антитеза

3. Найдите метафору:

каймою голубою

солнце в пыль садилось

празднично блестело окно

4. Определите рифму:

перекрёстная

парная

кольцевая

7-й класс

Стихотворения о родной природе. Например: «Догорел апрельский светлый вечер...», «ПолямиПереплёт и шмуцтитул сборника «Листопад» (М., 1901). пахнет, свежих трав...», «Первый утренник, серебряный мороз...», «Ещё холоден и сыр...».

Природа для Бунина — целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним.

Счастье — по Бунину — это полное слияние с природой. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто “видит и слышит”. А зрение и слух у Бунина были особенные. Всю жизнь поэт углублял и утончал в себе чувство причастности к миру природы. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом. Поспешим за поэтом в поле, в лес, в рощу... Увидим его глазами мир природы, постараемся почувствовать гармонию этого мира.

Представьте себя в апрельской роще.

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг.
Спят грачи; далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.

По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, —
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.
(1892)

Весна. Вечер. Холодный сумрак. Но почему нам всё-таки уютно в этих весенних лугах, в роще, в поле?

Струится звёздный свет над полями, и на земле тоже свет звёзд:

По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой.

Да, мы как бы в ожерелье звёзд, и ещё мы не одни:

А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая...

“Журавли... тянутся гурьбой...” “Грачи спят...”

А что мы слышим?

Нас окружает таинственная тишина: далёкий шум потока заглох, даже весна затаила дыхание... Но всё-таки слышен шорох деревьев, клики журавлей, тихий всплеск воды...

Много ли красок использует Бунин, рисуя эту весеннюю картину?

Сочетание светлых и тёмных красок — вот основная палитра пейзажа, на её фоне зелёный цвет озимых, рощи и, конечно, наряда самой весны. И всё это в слиянии “света звёзд и блеска воды”.

Как вам дышится в атмосфере этого стихотворения? Почему?

Благодаря волшебству поэзии мы, оставаясь в поле, куда зорко смотрит весна, вокруг себя видим уже лето.

Полями пахнет, — свежих трав,
Лугов прохладное дыханье!
От сенокосов и дубрав
Я в нём ловлю благоуханье.

Повеет ветер — и замрёт...
А над полями даль темнеет,
И туча из-за них растёт,
Закрыла солнце и синеет.

Нежданной молнии игра,
Как меч, блеснувший на мгновенье,
Вдруг озарит из-за бугра —
И снова сумрак и томленье...

Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное блистанье, —
Твои безумные глаза!
(1901)

Что воспевает Бунин в этом стихотворении?

Лето, благоуханье сенокосов и дубрав, луга, свежесть трав и летнюю грозу.

Что привлекает поэта в летней грозе?

Таинственность, томленье, “нежданной молнии игра, как меч, блеснувший на мгновенье”.

Как Бунин передаёт восхищение лирического героя?

Эпитетами: таинственна, нежданный...

Сравнением: молнии игра, как меч...

Олицетворением: грозы “безумные глаза”, “ветер замрёт”.

Метафорами: лугов дыханье, ловлю благоуханье.

Анафорой (в последней строфе):

Твоё внезапное блистанье, —
Твои безумные глаза!

Поэт не говорит о раскатах грома, но мы их слышим. Почему?

Бунин использует аллитерацию на р — 12 звуков. Это наполняет резкими, громкими звуками текст стихотворения, напоминая нам говор грома.

Стихотворение можно разделить на три части: в первой строфе — наслаждение летним благоуханием полей, дубрав, лугов; во второй и третьей — описание предгрозового состояния природы (ветер замирает, даль темнеет, туча растёт, закрывает солнце, молния озаряет сумрак, во всём томленье...), в последней строфе — порыв чувств лирического героя.

Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное блистанье, —
Твои безумные глаза!

Осень встретим в саду.

Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе.

Я в холодный обнажённый сад пойду —
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.

Первый утренник — предвестник зимних дней.
Но сияет небо ярче с высоты,
Сердце стало и трезвей и холодней.
Но как пламя рдеют поздние цветы.
(1903)

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Мороз всегда бодрит, поэтому настроение становится радостным, приподнятым.

А кто почувствовал не только бодрость, энергию, красоту этого пейзажа, но и тревогу? Почему?

Тревожно-загадочное чувство возникает потому, что в каждой строфе повторяются слова с корнем “холод”: “холод на заре”, “холодный обнажённый сад”, “сердце стало холодней”.

Но красоты столько в природе, что она побеждает тревогу: “серебряный мороз”, “бирюзовое небо”, “красные настурции”, “рдеют поздние цветы”; лирический герой идёт по земле, “одетой в наряд сада” — мягкий разноцветный ковёр из листьев.

А метафорическое сравнение в двух последних строфах:

Красным пламенем настурции горят...
.....................................................
Но как пламя рдеют поздние цветы —

напоминают о тепле, лете, ярком солнце.

Что ещё необычного в этом стихотворении?

“Свежим глянцем зеленеет след колёс...”; “звонкий холод”; “на серебряном просторе”.

Эти метафоры создают зримость, осязаемость образов природы у Бунина. И снова волшебство — мы остались в саду, а вокруг нас уже зима, февраль.

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
(1901)

Как ощущается “любовь и радость бытия” в этом февральском пейзаже Бунина?

Зима, но мы ощущаем приближение весны и тепла, хотя “холоден и сыр февральский воздух”. Стужа уже прошла — снег “слезится”, “молодеет Божий мир”, небо смотрит “ясным взглядом”...

Чем любуется лирический герой?

Голубым отблеском “ясного взгляда” неба на всём, деревьями “в лоне небосклона”, неуловимыми приметами весны, “Божьим миром”. Вот в этом ожидании тепла, обновления, “молодости” Божьего мира — “любовь и радость бытия”.

Поэт Николай Рыленков сказал: “Иногда Бунина называют холодным мастером. Это чистейшее недоразумение”. Попытайтесь доказать мысль Н.Рыленкова.

Вывод урока. Читая стихи И.А. Бунина о природе, мы чувствуем, как пленительна смена времён года, как прекрасны поля, леса, рощи, сады, через которые, меняясь, проходят весна, лето, осень, зима. В этом любовь и радость бытия. Ещё прекрасней природа, если музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворит её человек, поэт, чьё сердце “жаждет блеска дня и счастья”.

8-й класс

После изучения поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», читаем стихотворение И.А. Бунина «У птицы есть гнездо...».

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
(25.06.22)

Что объединяет поэму Лермонтова и стихотворение Бунина?

Тема одиночества, бездомности, чужбины и тоски по родине. А ещё воспоминания о родном доме, отцовском дворе, и окружает героев всё чужое: чужая страна, чужие люди, чужой дом, чужой монастырь...

Как Бунин создаёт ощущение безысходности лирического героя?

Эпитетами “горько”, “горестно”, “ветхою”. Сравнением человека с птицей и зверем, у которых есть гнездо и нора.

Для чего поэт изменил порядок слов в повторе первой строки? Прочитайте, не изменив порядка слов. Что слышится?

Слышится плач, жалоба, причитание. А когда меняется порядок слов, чувствуется уже не только горечь, но и протест, гнев.

В октаве чередуются длинные и короткие строки. Что достигается этим?

В длинных строках констатируются факты: “у птицы есть гнездо...”, “я уходил с отцовского двора...”, “у зверя есть нора...”, “вхожу, крестясь, в чужой наёмный дом...”. А в коротких строках — чувства, вырывающиеся из глубины души: “как горько...”, “прости...”, “как бьётся сердце горестно и громко...”.

Оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.

9-й класс

После изучения «Слова о полку Игореве» прочитаем стихотворения И.А. Бунина «Слово» и «Ковыль».

Встреча с лирикой Бунина открывает перед девятиклассниками новые горизонты поэтического мировосприятия: образы Родины, природы, откровения души лирического героя. Читаем строки «Слова», написанного в пору тяжёлых испытаний.

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
(1915)

О чём это стихотворение?

Иван Алексеевич Бунин, творец духовной культуры, мастер слова, завещает нам беречь “наш дар бессмертный — речь”.

В чём сила убеждения Бунина?

Во-первых, в истине: прошло девять веков, а мы читаем «Слово о полку Игореве», узнавая о жизни в XII веке, о людях того времени, культуре, быте, социальном устройстве, духовном развитии...

Во-вторых, в мастерстве Бунина: в мягкости его совета, что достигается им употреблением модальной частицы же и использованием составного глагольного сказуемого вместо простого сказуемого в форме повелительного наклонения (сравните: умейте же беречь — берегите); мягкость и ненавязчивость совета Бунина достигается и использованием придаточного предложения уступки: “хоть в меру сил...”; убедительность стиха слышится и в повторе ограничительной частицы лишь во второй и четвёртой строках первой строфы, она достигается использованием безличного предложения со сказуемым, выраженным отрицательным словом нет, употреблением антонимов: молчат–звучат, жизнь–погост...

Сам поэт оставил нам великолепные образцы владения словом. Читаем выразительно «Ковыль».

Что шумить, что ми звенить давеча рано предъ зорями? («Слово о полку Игореве»)

I. Что шумит-звенит перед зарёю?
Что колышет ветер в тёмном поле?

Холодеет ночь перед зарёю,
Смутно травы шепчутся сухие, —
Сладкий сон их нарушает ветер.
Опускаясь низко над полями,
По курганам, по могилам сонным,
Нависает в тёмных балках сумрак.
Бледный день над сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился...

Холодеет ночь перед зарёю,
Серой мглой подёрнулися балки...
Или это ратный стан белеет?
Или снова веет вольный ветер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли, старый и сонливый,
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью?

II. Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом всё степь да степь.
Шумит трава дремотно и лениво,
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно синеет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых, тоскующих полях,
Да тень от туч кочующих темнеет.

А путь бежит... Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах,
В глухую ночь, в яругах волки выли,
А днём орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клёктом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
— Гей, отзовись, степной орёл седой!
Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!

...Безмолвна степь. Один ковыль сонливый
Шуршит, склоняясь ровной чередой...

Почувствовали веяние древнего «Слова...»?

Написанное в раннюю пору творчества Бунина (1894), стихотворение поражает зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, чувством родной истории и литературы, богатством лексики.

Ф.А. Степун в статье к собранию сочинений А.И. Бунина (Париж, 1929) справедливо замечает: “Чем пристальнее вчитываешься в стихи Бунина, тем глубже ощущаешь... их пронзительную лиричность и глубокую философичность...”

Вчитаемся в строки бунинского «Ковыля» и подумаем над вопросами:

1. Какие образы возникают в нашем сознании при чтении стихотворения?

Прежде всего это образы степи и ковыля, “старого и сонливого”; ветра, который “качает, клонит и качает” ковыль, колышет вежи (палатки, кочевые шатры) половецкие и “бежит-звенит старинной былью”.

Прошлое и настоящее как бы сошлись в художественном времени и пространстве стихотворения. Отсюда и вопрос:

Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон?

2. Как вы понимаете смысл использования эпиграфа?

«Поэт И.А. Бунин». Дружеский шарж М.Линского. 1909 г.Эпиграф взят из «Слова о полку Игореве» и почти повторён в первой строке стихотворения. Этот вопрос, ответом на который является всё стихотворение. В нём мы угадываем бунинское чувство памяти, истории, природы, ощущение прежних и новых “великих бед”.

3. Определите тему стихотворения. Это, конечно, тема родной земли, раздумья о прошлых битвах в “тёмном поле”, о тех полках, память о которых осталась в русских душах, в русской истории, о русских реках и дорогах (“А путь бежит”), о неумолимости времени.

4. Объясните смысл заглавия.

Ковыль — как образ степи, её красоты, ветра, шепчущихся сухих трав, связи времён.

5. Назовите запомнившиеся вам обороты речи, эмоционально окрашенные эпитеты.

Обращаем внимание на повторяющиеся, как в русском фольклоре, глаголы: шумит-звенит, бежит-звенит; на обращение-восклицание: “Гей, отзовись, степной орёл седой!”; на необычные эпитеты: “бледный день”, “рассвет ненастный”, “серая мгла”, “степи безбрежной”, “задумчивые, тоскующие поля”, “ветер буйный и тоскливый”. Но суть не только в эмоциональности и яркости образов, а в этой общей картине степи, воли, памяти о прошлом и ненастного дня сегодня.

6. Как тема родной земли, её истории, природы, жизни, прошлого и настоящего сказалась на поэтике стихотворения?

Бросается в глаза обилие вопросов, начиная с эпиграфа. Их в первой и во второй частях стихотворения — семь. В них глубокая философичность, раздумье, поэтому и тон стихотворения медленный, неторопливый, настраивающий на размышление. Этой же цели служат умолчания — их пять в стихотворении (например: “А путь бежит...”).

7. С чем можно связать ощущение своеобразного “расширения времени” в стихотворении?

Оно возникает сразу — при чтении эпиграфа и затем строк о ветре. Вместе с поэтом мы осмысливаем связь прошлого и настоящего, образы ратного стана, половецких шатров, и вторая часть как бы соединяет прошлое и настоящее образами шляха, Дона, ветра и орла...

10-й класс

После изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на уроке подготовки к домашнему сочинению о счастье читаем стихотворения И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», «Вечер».

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я всё — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
(14.07.18)

Как решается философская проблема человеческого счастья в этом стихотворении И.А. Бунина?

Счастье, по Бунину, в общении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья...

Счастье — это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и трав”.

Счастье — в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка...

Что слышите вы в полисиндетоне начала стихотворения?

Многосоюзие передаёт половодье чувств лирического героя. Кажется, он без остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приносит радость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье.

Вы верите, что лирический герой был счастлив в “жизни земной”? Почему?

Искренность его чувств передаётся не словами, чувства переполняют его:

И от сладостных слов не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья... О каком ещё чувстве мы не сказали?

О чувстве благодарности Творцу.

Когда в жизни человека много проблем, страданий, когда нет ни покоя, ни богатства, ни взаимной любви, когда ты одинок и тебе кажется, что ты самый несчастный человек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже — проклинать эту трудную земную жизнь... Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства — воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка... Вспомни, какой душевный покой и умиротворение приносят шум морского прибоя, птичье пение, свет земляничной поляны, шелест золотых колосьев.

Человек, любящий природу, понимающий её красоту, — счастливый человек.

Читаем стихотворение «Вечер».

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(14.08.09)

Как вы понимаете это последнее — “Всё во мне”?

Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас”.

Подумаем над вопросами:

1. Определите тему стихотворения. Что его роднит со стихотворением «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»?

2. Какие образы стихотворения вас удивили и почему?

3. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?

4. Назовите эмоционально окрашенные эпитеты.

5. Объясните смысл строки: “Я вижу, слышу, счастлив...”.

11-й класс

В 11-м классе обогащается представление о лирике И.А. Бунина, развивается понимание образа лирического героя, обобщаются и систематизируются знания об основных темах и образах поэтического мира поэта.

Поэтический мир Бунина

Практическое занятие по изучению лирики И.А. Бунина в 11-м классе

К изучению данной темы учащиеся получают домашнее задание по вариантам.

На основе анализа стихотворения Бунина выделите наиболее существенные, устойчивые приметы “бунинского” пейзажа. Обратите внимание на:

— предметные реалии пейзажной картины, рисуемой поэтом;

— приёмы “озвучивания” пейзажа;

— используемые поэтом цвета, игру света и тени;

— особенности лексики (словоотбор, тропы);

— любимые образы его поэзии (образы неба, ветра, степи);

— молитвы одиночества лирического героя в “бунинском” пейзаже.

Урок начинается с чтения учащимися любимых стихотворений И.А. Бунина, затем вступительное слово учителя.

Поэзия И.А. Бунина — поистине “высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?

Бескрайний степной пейзаж... Расписной терем русского леса... Сад, зашумевший от внезапного ливня... Забытый фонтан в кружении золотых листьев... И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

А.Блок писал о Бунине: “Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии... Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет”.

Особую реальность, особый прекрасный мир представляет собой поэзия Бунина. Если пристально вчитываться в стихи поэта, они могут на всю жизнь остаться в душе, сделать её более восприимчивой к великой радости жизни.

“Поэзия живёт долго, — говорил Бунин, — и чем дальше, тем сильнее”.

Его поэзия — мёд, накопленный в незримых сотах души, — становится всё слаще, целительней.

После этого лаконичного вступления ребята начинают делиться своими наблюдениями о поэтическом мире Ивана Алексеевича Бунина.

Первое — об основных темах лирики поэта.

Несомненно, это красота, прекрасное и в природе, и в душе лирического героя, их гармония, слияние.

Я покоряюсь в этот час
Ночному кроткому покою...

* * *

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного...

* * *

В поле тепло и дремотно,
А в сердце счастливая лень...

Природа — неотъемлемая часть всех стихотворений Бунина; так же, как и в жизни, она окружает нас, радует красотой, врачует от боли, спасает от одиночества, учит мудрости. Шедевры пейзажных зарисовок в стихотворениях поэта «Догорел апрельский светлый вечер...», «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём...», «В степи», в поэме «Листопад».

Расскажите о лирическом герое поэзии Бунина.

В чудном храме природы лирический герой чаще всего одинок.

Листья падают в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой...
(«Листья падают в саду»)

Я один, а вокруг темнота и поля,
И ни звука в просторе их нет...
(«Косогор»)

Иду один тропинкою лесною,
И в синеве вечерней надо мною
Слезою светлой искрится звезда...
(«Гроза прошла...»)

Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности. Вспомните биографию поэта, докажите эту мысль.

Да, детство провёл в глуши, в степи и гимназию не окончил... Бунин вспоминал: “Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел... Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал”.

Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении “озябшего” сада, то в берёзовом лесу, “где распевают птицы”, то в “сладостном бору”, то “дремлет над Днепром у широкого плёса”, но чаще всего — “среди степи, простора и небес”.

Здесь грустно. Ждём мы сумрачной поры,
Когда в степи седой туман ночует,
Когда во мгле рассвет едва белеет
И лишь бугры чернеют сквозь туман.
Но я люблю, кочующие птицы,
Родные степи. Бедные селенья —
Моя отчизна.
(«В степи»)

Что значит образ степи в поэзии Бунина?

Это его родина, отчизна, это символ русского простора, наверное, широты русской души...

А может быть, свободы от всего мелочного, суетного...

Степь и небо...

Один из главных образов поэзии Бунина — небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако.
Давно слежу за ним...
(«Вечер»)

Впереди большак, подвода,
Старый пёс у колеса, —
Впереди опять свобода,
Степь, простор и небеса.
(«Цыганка»)

Небо — это радость (“...только небо — только радость я целый век в душе носил”).

Небо — это душа людская в её самые высокие, лучшие минуты («Летняя ночь»).

Прекрасна ты, душа людская! Небу,
Бездонному, спокойному, ночному,
Мерцанью звёзд подобна ты порой.

Степь, небо, тишина...

С образами неба, степи тесно связан образ тишины.

Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь?

Шум, суета мешают думать, размышлять... Они отвлекают от главного — от духовной жизни... Вспоминать тоже лучше в тишине...

И в тишине услышишь то, что заглушил бы шум:
Далеко-далеко в тишине
Колокольчик поёт, замирая...
.......................................................
На гумнах и в саду по-зимнему покой
Царит в затишье дедовских строений...

(«Свежеют с каждым днём...»)

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг,
Спят грачи, далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.
(«Догорел апрельский зимний вечер...»)

В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи...
(«Осыпаются астры в садах...»)

Итак, в тишине мы слышим каплю дождевую и журавлиную стаю, переливы соловья и шум ветра.

Тишина и ветер

Противопоставлены ли они в поэзии Бунина?

Скорее всего, нет. В тишине, в безмолвии, даже когда ни звука, Бунин всегда прислушивается к ветру, слушает, как он поёт, гудит, шепчет, и даже зовёт его, будит:

Эй, проснись, ветер! Подыми пургу,
Задымись метелью, белою в снегу,
Загуди позёмкой, закружись в степи,
Крикни вместо песни: “Постыдись, не спи!”

* * *

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж, и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сёл и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поёт в стволы ружья.
(«Не видно птиц...»)

Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По берёзовой аллее...
(«Отчего ж душа болит...»)

Ветер вдаль меня влечёт,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждёт,
Счастья просит.
(«Листья падают в саду...»)

Что символизирует образ ветра в поэзии Бунина?

Это символ волнующейся, бьющейся, неугомонной философской мысли...

Может быть, это мятежность его чувств?

Неуспокоенность его одинокой души или недремлющей совести?

Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастности к миру природы, понимаемому в широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Он был убеждён: “Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной судьбы”. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом.

У каждого времени года — своя палитра

Весна — “в дурмане голубом”, “в зелёных травах”, “в белом яблоневом цветении”, в лилово-синем море чернозёма...

Летом — “все поле золотое, зной и сухость солнечного света”, “лазурь полуденного зноя”, “повсюду блеск, повсюду яркий свет”, лес “весёлым блеском напоён”, “шафранный свет над полем реет”, “ливни золотые”.

Осенью — “лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный”, “бирюзой сияет небо, а в саду красным пламенем настурции горят”.

Зимой — “леса в жемчужном инее”, “глубокие пушистые снега”, “свет серебристо-голубой, как в сказке льётся над тобой на снег морозный с небосклона”, “и фосфором дымится снег”, “мерцает нежно”.

Палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. Во всём многообразии цветовой гаммы Бунина выделяется сияние золота и лазури, всех их оттенков и переливов.

Меж золотыми листьями берёз
Сияет наше ласковое небо...
А вдалеке, на жнивьях золотых
Стоит туман, прозрачный и лазурный.

Но не всегда поэт так расточителен, бывает и скуп, и бережен — ограничивается двумя-тремя красками, рисует чёрно-белые гравюры. Он очень любит контрастное сочетание тёмного, сумрачного, чёрного и светлого, серебристого, белого, туманного, звёздного сияния:

И в чёрных пашнях снег белеет...
Ночное небо низко и черно —
Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,
Сквозит его таинственное дно,
И холодом созвездий пламенеет...
(«Морозное дыхание»)

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.
(«Ночь»)

Благородны переливы мрака и света в поэтическом мире Бунина, но всё-таки вся его поэзия распахнута на солнечный, лунный, звёздный блеск. Свечение, сверкание, мерцание, свет, огонь, сполохи...

На чёрной бархатной ткани поэзии Бунина, расцвеченной алмазным блеском березняка, изумрудами морской волны, где “вдали — и жемчуг, и опалы по золотистым яхонтам текут...”, с любовью вышиты “и цветы, и шмели, и трава, и колосья”, “яблони в белых кудрявых цветах”, “и луна в облаках”, “и туманно-яркие звёзды”.

На ней “горит, дрожит и блещет хвост павлина стоцветными алмазами!” — это чудная метафора о заре.

Назовите ещё метафоры из выписанных дома.

На берёзах — серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.
(«Из окна...»)

Раскрыт балкон, сожжён цветник морозом,
Опустошён поблекший сад дождями.
(«Голуби»)

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели...
(«На окне»)

Интересны у Бунина и олицетворения:

А потом на золотом престоле
На востоке тихо засиял
Новый день...
(«В поздний час мы были...»)

И, как ребёнок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы,
А ветер дует ей в ресницы,
Чтоб не закрыла их она
.
(«Зелёный цвет»)

Прочитайте поразившие вас олицетворения и сравнения из стихотворений И.А. Бунина.

Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное блистанье, —
Твои безумные глаза.
(«Полями пахнет...»)

Шатается в сухом бурьяне ветер
И что-то шепчет, словно в забытьи.
(«Бродяги»)

И ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,
Где мрачный хор поёт...
(«Сумерки»)

Усталый вихрь шипящею змеёю
Скользит и жжёт своим сухим огнём.
(«Морозное дыхание»)

Мне кажется, луна оцепенеет:
Она как будто выросла со дна
И допотопной лилией краснеет.
(«Багряная печальная луна...»)

“Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне”, — писал Бунин. Расскажите, что вы ещё видите, слышите, чувствуете, какие ароматы вдыхаете, читая стихотворения поэта?

(Проверка домашнего задания.)

Вывод. Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем “осинников поблекший аромат”, “сладкий запах ржей”, чувствуем “лугов прохладное дыханье”, “грибную сырость в оврагах”, “благоуханье сада”, “сена душистую истому”... Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, “сверкающих снежной белизной”, с могучим тонконогим оленем, с собакой “с золотистыми глазами”...

В мире его поэзии “соловьи всю ночь поют”, и “журавли друг друга окликают”, “с зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке”, “в степи туманной кричат орлы”, “качаются с криками чайки”, “беспечно иволги болтают”...

А ещё мы непременно услышим, читая его стихотворения, “гул молотилки на гумне”, “стук валька и топора, шум мельницы”, “скрип сошника в весенней борозде”...

Счастье, по Бунину, — это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь “счастье только знающим дано”.

Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым. Его поэзия — “родник, живой и звонкий”, “живая вода”...

Поэтический мир Бунина в стихотворении «Забытый фонтан»

Читаем стихотворение «Забытый фонтан».

Рассыпался чертог из янтаря, —
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому.

Он заметает листьями фонтан,
Взвевает их, внезапно налетая,
И, точно птиц испуганная стая,
Кружат они среди пустых полян.

Порой к фонтану девушка приходит,
Влача по листьям спущенную шаль,
И подолгу очей с него не сводит.

В её лице — застывшая печаль,
По целым дням она, как призрак, бродит,
А дни бегут... Им никого не жаль.
(1902)

Ваше первое впечатление от сонета Ивана Алексеевича Бунина?

— Восхищение.

— Поразили чудо зарисовки, красота картины.

— А я почувствовал глубину трагедии...

— Уловила музыкальность, напевность. У меня ощущение гармонии.

— Красота, звенящая, сказочная, охватывает нас с первых строк стихотворения: “Рассыпался чертог из янтаря...” При слове “чертог” воображаешь пышное, великолепное здание, дворец. Мы привыкли к словосочетанию “царский чертог”, а здесь — янтарный. Это не только чудеснее, но и роднее, ближе, потому что это милый осенний лес, сад, где бродит девушка, где любим бродить и мы.

Очень красиво, но отчего возникает лёгкая грусть?Бунин. Фотография. Одесса, 1913 г.

— Чертог рассыпался, и властвует “холодное дыханье сентября” в пустом саду.

— Красота под ногами. И аллея уже не ласково-уютная, а “сквозит” — ветер.

— И ещё грусть от пустого, притихшего фонтана, который заметает листьями ветер. Ведь фонтан летом — это хрустальные брызги, радугой переливающиеся на солнце. Он манил к себе, дарил радость, веселье, наслаждение. Это несоответствие осеннего унылого фонтана с летним воспоминанием о нём также вызывает лёгкую грусть.

Кроме девушки героем этого стихотворения являются ещё ветер и время. Расскажите о них.

— Ветер и печальный, и игривый, заботливый и хлопотливый, и даже добрый. Он как будто понимает нашу грусть, и вот перед нами янтарные брызги из листьев, которые он взвевает, “внезапно налетая”. Но это длится только одно мгновение, и, “точно птиц испуганная стая”, покидают они забытый фонтан.

— А время равнодушное и даже суровое и безжалостное.

Как меняется настроение при чтении сонета? Почему?

— Лёгкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда “к фонтану девушка приходит”.

— Она похожа на призрак, тень: её покинуло веселье, счастье, только застывшая память о любви, память, в которой сохранилось что-то дорогое, связанное с этим фонтаном — “И подолгу очей с него не сводит”.

Какие возникают у вас ассоциации?

— Забытый фонтан — забытая любовь.

— “Холодное дыханье сентября” и леденящий холод в душе одинокой, наверное, покинутой влюблённой...

— Чертог из янтаря рассыпался — счастье девушки ушло.

Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини?

— “...Влача по листьям спущенную шаль...” — боль и страдание в её душе так велики, что они сковали её, она не замечает холода, а может, у неё нет даже сил накинуть упавшую шаль на плечи...

Да, рана её так глубока, что время не властно над ней. Время, которое, по поговорке, лучший лекарь, здесь — безжалостно: “А дни бегут... Им никого не жаль”.

Подводим итог. Мотив безжалостно-трагического времени, мира, в котором живёт человек, вплетён в чудно-сказочную картину природы. Красота сада, даже пустого, сквозящей аллеи, фонтана с янтарными брызгами осенних листьев, как золотая оправа, обрамляющая драгоценнейшее чувство — любовь и её вечную спутницу — разлуку.

Дидактический материал к урокам по изучению лирики И.А. Бунина в 11-м классе

Вопросы и задания

1. Сгруппируйте стихотворения Бунина по тематическому принципу. Какие стихотворения вы бы отнесли одновременно к двум или нескольким группам? Почему?

«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», «Детство», «В дачном кресле, ночью, на балконе», «Родине», «Сказка», «Помню — долгий зимний вечер...», «На окне, серебряном от инея...», «Забытый фонтан», «Собака», «Ещё холоден и сыр...», «Густой зелёный ельник у дороги...», «Листопад».

2. Назовите несколько исторических фигур, которые упоминаются в лирических произведениях Бунина.

3. Приведённые ниже цитаты — вторые строчки из стихотворений Бунина. Вспомните первую строчку каждого произведения и его название.

...Лиловый, золотой, багряный...

...Ты смотришь золотистыми глазами...

...Шли вдоль пустынных берегов...

...Дышать сухим смолистым ароматом...

...А счастье всюду. Может быть, оно...

4. Отредактируйте приведённые ниже строки из произведения Бунина, исключив лишние (“небунинские”) определения. Обоснуйте основные принципы вашей редакторской работы. Вспомните названия этих произведений.

а) Долгий зимний вечер, тихий шёпот леса и полдневный летний зной, золотые волны ржи, грязные улицы, лавки, мосты, невнятный шум берёз, светозарный полдень, с какой-то тоской безотрадной, смола, прозрачнее стекла, весь лес был... весёлым блеском напоён.

б) Тёплый солнечный апрель, тёмно-синие леса, изумрудные ледники, зеленоватые небеса, прелесть этих чистых красок, с клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.

5. Дайте историко-культурный комментарий следующих строчек из стихотворений Бунина:

а) ...И в туман уходит плащаницей млечной
Под звёздной сетью океан.
б) И Улисс говорит: “О, Цирцея!
Всё прекрасно в тебе...”
в) Помпея! Сколько раз я проходил
По этим переулкам!

6. В левом столбике приведены названия стихотворных произведений И.А. Бунина, в правом — жанров. Соотнесите название произведения и его жанр.

«Забытый фонтан» поэма
«Белый олень» сонет
«Листопад» баллада
«У птицы есть гнездо...» элегия

7. Бунин-поэт многократно изображал змей: «Змея» (1906), «Раскрылось небо голубое...» (1901), «Змея» (1917), «Колибри» (1907), «У шалаша» (1903). С каким событием в жизни поэта связано появление образа змеи в его произведениях? Как это связано с завещанием поэта, по свидетельству его жены?

8. По рифмам из начальной строфы угадайте стихотворения Бунина. Можно ли утверждать, что рифма задаёт смысловой вектор стихотворения?

а) в безграничном море–в степном просторе;

б) в бору–поутру;

в) пароход–небосвод;

г) на балконе — спокоен.

9. В приведённых цитатах вставьте на место пропущенного определения или сравнения нужное, выбрав его из приведённых в скобках. По каким приметам вы находите бунинский вариант?

а) В дачном кресле, ночью, на балконе...
Океана _______________ шум...

(колыбельный, зловещий, отдалённый).
б) Веет юной радостью с полей.
Льётся, как ______ пенье,
Звон костёла, славя воскресенье...

(тоскующее, серебряное, заунывное)

10. Представьте, что вам нужно написать словарные статьи «Ветер», «Небо», «Блеск», «Тишина» для «Словаря языка Бунина». Каково значение этих слов в поэтическом словаре Бунина? Каково содержание каждого понятия в разных контекстах?

11. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом для создания образа:

а) Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
б) Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, от солнца золотых.

в) «Старая яблоня». “Вся в снегу, кудрявом, благовонном”.

г) Незримо по лесам поёт и бродит осень.

— звукопись

— оксюморон

— эпитеты

— олицетворение

— метафора

Литература

1. История русской литературы: В 4 т. Литература конца XIX — начала XX века / Ред. К.Д. Муратова. Л.: Наука, 1985. Т. 4.

2. Бунин И.А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1985.

3. Кондратьева А.А. Изучение лирики Ивана Бунина. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

4. Шушакова Г.В. «А счастье всюду...» Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

5. Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.

6. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.

7. Михайлов О.Н. Строгий талант. И.А. Бунин. М., 1876.

8. Собрание сочинений И.А. Бунина: В 9 т. М., 1965–1967.

9. Кузнецова  Г. Грасский дневник. М., 1995.

10. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. М., 1989.

11. Смирнова А.А. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. М., 1995.

Рейтинг@Mail.ru