Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2003

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Представляем серию
«Я иду на урок литературы»

Читатели привыкли к тому, что в нашей рубрике «Книжная полка» появляются рецензии на научно-методические издания, необходимые учителю для его повседневной работы. А сегодня мы представляем книги, вышедшие в издательстве «Первое сентября» и подготовленные к печати нашей редакцией. Рецензировать своё собственное вряд ли имеет смысл — мы решили просто рассказать читателям о том, какие цели мы преследовали, выпуская сборники серии «Я иду на урок литературы», какие задачи перед собой ставили и ставим.

К концу 2002 года нами издано пять книг, предназначенных для учителей 5-х, 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов (сейчас идёт работа над сборниками для 6-х и 7-х классов). Это своего рода дайджесты лучших материалов, опубликованных на страницах «Литературы». Для каждого сборника мы старались подбирать материалы разных жанров: разработки уроков, ориентированные на практические потребности учителя литературоведческие статьи, игры и викторины. Сборник для 11-го класса содержит консультации к экзаменационному сочинению. Внутри каждой книги статьи сгруппированы тематически, в соответствии с основными блоками программ соответствующего класса.

Как хорошо знают педагоги, изучение современной литературы в школе связано со значительными трудностями. Проблема не только в недостатке часов. Прежде всего не хватает определённости в отборе тех произведений, которые смогли бы наилучшим образом представить школьнику лицо современной словесности. Но так или иначе, проблема эта остаётся, школьники всё равно будут обращаться к литературным новинкам, и учителю надо быть готовым помочь своим подопечным разобраться в лабиринте литературной современности.

Сборник «Современная русская литература. 1970–1990-е годы» (только что вышло его второе издание) состоит из двух разделов. В первом — «Актуальные вопросы изучения современной русской литературы» — помещены статьи, посвящённые теоретико-литературным проблемам и проблеме нравственного выбора в современной прозе, о деревенской прозе и прозе о Великой Отечественной войне, о новых художественных явлениях в мировой литературе. Во втором разделе — «Методические материалы о творчестве современных писателей» — читатель найдёт разработки уроков, статьи о тех произведениях русских писателей, которые благодаря своему высокому художественному качеству уже прочно вошли в школьные программы.

Все тексты первоначально публиковались в «Литературе», а некоторые для этой книги существенно дополнены авторами.

При существующем разнообразии программ по литературе в современной школе формировать сборники было весьма нелегко. Мы пошли следующим путём: выбирали для каждого класса материал по основным, ключевым произведениям, представленным во всех или в большинстве программ. Если какое-либо произведение рекомендуется разными программами для изучения в разных классах (скажем, «Капитанскую дочку» изучают то в 7-м, то в 8-м классах), то мы условно ставили статьи об этом произведении только в один сборник (по той же «Капитанской дочке» целая подборка статей представлена в вышедшей совсем недавно книге «Я иду на урок литературы. 8 класс»). Таким образом, наши сборники могут использовать в своей работе учителя, идущие по разным программам; сориентироваться в структуре книг даже начинающим педагогам очень легко. Опыт показывает, что сборники «Я иду на урок литературы» можно смело рекомендовать и школьникам в качестве дополнительных пособий при изучении литературы и подготовке к экзаменам.

Важным ориентиром при составлении сборников было для нас качество статей: и содержательное, и стилистическое. Сегодня, к сожалению, многие методические пособия написаны тяжёлым, наукообразным или почти канцелярским языком — этот язык проникает и на урок, подменяя собой живое слово учителя. Мы стремились избегать таких материалов; все разработки уроков и даже научные статьи в наших сборниках стилистически выверены. Мы старались быть понятны и доступны. Кроме того, нашей визитной карточкой можно считать и самую обыкновенную орфографическую и пунктуационную грамотность, которая сегодня в силу разных причин не в моде (даже в изданиях для учителей). Нам кажется, что плохо написанная, не вычитанная, небрежно изданная книга оскорбляет своего читателя. Очень отрадно, что руководители и работники издательского дома «Первое сентября» разделяют это наше убеждение и со своей стороны всячески борются за качество каждого сборника. Наши совместные усилия увенчались успехом: общий тираж сборников приближается к 100 тыс. экземпляров, книга для 9-го класса также вышла уже вторым изданием. Весьма существенно при этом, что книги из серии «Я иду на урок» относительно дёшевы (розничная их цена не превышает 30–35 рублей, оптовая покупка в издательстве — ул. Киевская, 24 — даёт существенную экономию на каждом экземпляре).

Издательство и редакция постоянно получают благожелательные отклики читателей сборников. Мы признательны всем тем, кто их присылает, но для нас важны не только слова поддержки. Скоро линия сборников по классам будет окончена, и мы начнём выпуск тематических пособий. Кроме того, литература будет представлена и в новой серии издательского дома «Первое сентября», которая называется «Педагогический практикум». Мы обращаемся к читателям с просьбой: напишите, какие книги, по вашему мнению, нам следовало бы подготовить и издать в первую очередь, какие сборники сейчас будут наиболее актуальны. Мы постараемся выполнить ваши пожелания.

Рейтинг@Mail.ru