Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Сергей Штильман. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ КЛАССИКУ ОТ ЗАГЛАВИЯ ДО ПОСЛЕДНЕЙ СТРОКИ: Пособие для учителей и учащихся. М.: Школьная пресса, 2002. 160 с. |
Имя Сергея Штильмана хорошо известно нашим читателям — он постоянный автор «Литературы». Многие статьи, вошедшие в его книгу, впервые появились у нас и уже вошли в методический арсенал учителей-словесников из разных краёв страны. И тем не менее к пособию Штильмана стоит внимательно присмотреться и практикующим преподавателям, и учащимся. Присмотреться заново, чтобы открыть в знакомом новые грани и пласты.
Собранные воедино, статьи о шедеврах русской классики от Пушкина до Чехова и Бунина дают читателю ключ к художественному произведению вообще. Излюбленный подход автора к тексту — так называемое медленное чтение, определяемое С.Штильманом как “торможение, задержка внимания, микропауза, необходимая для того, чтобы сфокусировать внимание на чрезвычайно важных моментах, характерных для любого литературного шедевра”. Находками и открытиями, возникающими при медленном чтении, автор охотно делится с тем, кто берёт из его рук “нить Ариадны” и шествует с ним в глубь текста.
Особое внимание при анализе уделяется эпиграфу, заглавию, концовке произведений — элементам, традиционно занимающим “сильные позиции” в художественном тексте. Опираясь на наблюдения, сделанные С.Штильманом, учитель может выстроить яркий, запоминающийся урок и даже целую систему занятий по литературному произведению.
Полезна эта книга будет и абитуриентам, поскольку в ней представлен материал и об анализе лирического стихотворения, и о мастерстве писателя — то есть по тем вопросам, которые традиционно выносятся на экзамен.
Появление книги — это всегда выход на новую творческую ступень. Поздравляя нашего автора с успехом, нам остаётся только сожалеть, что сборник появился не в издательстве «Первое сентября». Впрочем, надеемся, что это лишь очередная книга С.Штильмана.
С.В.