Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Людмила КОЛТЫШЕВА,
с. Грязновское,
Богдановичский район,
Свердловская область
Cтихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»
Урок литературы в 6-м классе
Цель урока. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности.
1. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением «Одинокий дуб».
- Какие строчки из него могли бы стать эпиграфом к изучаемой теме? (“Кто говорит, что в поле он не воин? Он в поле воин, даже и один”.)
- Какую трагедию пришлось пережить поэту вместе с сотнями тысяч других людей?
2. Н.Заболоцкий говорил: “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце... Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя”.
3. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением поэта. Оно называется «Журавли».
(Чтение стихотворения учителем.)
3.1. Постараемся быть умными читателями. Прочитайте ещё раз стихотворение про себя. Первая группа учащихся выступает в роли исследователей. Ваша задача — открыть потаённый, глубинный смысл стихотворения. Остальные в процессе чтения должны выделить в тексте “картины”, которые рисует поэт.
3.2. Составление плана-партитуры.
ПЛАН-ПАРТИТУРА
Картинный план | Движение чувств | Художественные средства |
1. “Вёл вожак свой... народ” | Радость возвращения, восхищение красотой птиц. | Эпитет “отеческой”, метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные”, крылья — светлые, как серебро, прочные, как металл. |
2. “Чёрное зияющее дуло...” | Тревога, страх, напряжение. | Антитеза: озеро, прозрачное насквозь — чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять — быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая... (бездна). |
3. “Луч огня ударил...” | Гнев, боль, отчаяние. | Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола? |
4. “Журавли рванулись...” | Испуг, горе. | Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну (о-о-о-у). |
5. “Им природа снова возвратила...” (это уже не картина). | Стойкость, мужество, гордость. | Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”). |
6. “Вожак... погружался...” | Печаль, гордость. | Звукопись: А заря над ним образовала Золотогрево заа пятно. |
Выступление учащихся
Какие открытия вам удалось сделать?
- Это стихотворение не только о журавлях. Оно о сильных людях, которых не останавливает даже смерть вожака.
- Это стихотворение о добре и зле. Зло жестоко, оно бывает неожиданным, но в стихотворении утверждается мысль о том, что жизнь продолжается.
- Это стихотворение о преемственности поколений, о памяти.
- В этом стихотворении последние строчки напоминают о зареве пламени, похожем на пламя Вечного огня.
- Это стихотворение учит принимать жизнь стойко и мужественно, какие бы испытания ни выпали на долю человека.
4. Обобщающее слово учителя. Обобщив все наши наблюдения и открытия, можно сказать, что в начале стихотворения автор рисует величественную картину — возвращение каравана журавлей “к берегам отеческой земли”. Начало стихотворения звучит торжественно. Рисуя птиц, автор использует эпитеты: крылья “серебряные”, небосвод “широкий”. Третья строфа, начинаясь с союза но, вызывает чувство тревоги, страха. Это чувство передают эпитеты “чёрное зияющее” (дуло). Антитеза: озеро, прозрачное насквозь (символ красоты природы), и чёрное зияющее дуло (символ смерти) помогают передать ужас, несправедливость происходящего. Поэт рисует трагедию, употребляя метафору: “луч огня ударил”. Звучит боль, горечь, потому что “частица дивного величья” “обрушилась”. Удивительно точно найден глагол. В нём и неожиданность, и непоправимость того, что произошло, и тяжесть горя. Сравнение “два крыла, как два огромных горя”, передаёт боль, которая усиливается с помощью эпитетов: рыданье “горестное”, горе “огромное”.
Но даже смерть вожака не останавливает их полёта. Опалённые губительным огнём, они уходят вверх.
Птицы открывают нам тайны бытия, так как в трёх последних строфах поэт говорит не только о птицах. Он говорит о воле к борьбе, о стойкости людей, о непреходящих духовных ценностях, которые от “былого поколенья переходят, молодость, к тебе”. К вам, ребята, я думаю, адресованы эти строки.
В последней строфе звучит мысль о бессмертии вожака, памяти о нём.
5. Задание на дом. Сравнить картину А.А. Рылова «В голубом просторе» и стихотворение Н.Заболоцкого (краски, звуки, настроение). Чем близки эти произведения и чем различаются?