Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2003

Я иду на урок

Лирический диалог эпох. Итоговый урок по блоку «Лирика» в 8-м классе

Я ИДУ НА УРОКИ.П. Вольский. Интерьер библиотеки в Зимнем дворце. 1850-е гг.

Елена ЛУНИНА,
гимназия № 1514,
Москва


Лирический диалог эпох

Итоговый урок по блоку «Лирика» в 8-м классе

Цель урока. Обобщив знания о творчестве поэтов начала (первая половина) XIX века — от Жуковского до раннего Майкова — и первой половины XX века — от Брюсова до поздних Пастернака и Ахматовой, подвести итог изучения темы поэта и поэзии:

  • установить переклички двух эпох в трактовке темы;
  • определить своеобразие вклада каждой эпохи в разработку темы;
  • подойти к формулировке основных, обеспечивающих духовное единство русской поэзии творческих принципов русского поэта независимо от эпохи.

Учитель. На протяжении нескольких недель мы изучали стихи русских лириков о поэте и поэзии, и, конечно, нам хочется осмыслить тот опыт читателя и исследователя, который мы приобрели в процессе этого изучения.

Сегодня мы подведём итоги этой большой темы: нам важно понять, во-первых, какие традиции, заложенные в первой половине XIX века, продолжает поэзия XX века; во-вторых, необходимо прислушаться к своеобразию звучания темы в каждой эпохе; и, наконец, мы попытаемся поставить задачу определения духовного единства русской лирики.

Есть и чисто практическая задача: сформировать из наблюдений над текстом перечень общих положений, раскрывающих основное идейное содержание темы поэта и поэзии в русской литературе XIX–XX веков (на изученном материале) так, чтобы этой теоретической базой можно было пользоваться на уроке письменного анализа поэтического текста в целях более глубокого осмысления содержания конкретного стихотворения, входящего в указанный контекст.

Итак, прислушаемся к тем голосам, которые доносятся до нас из глубины истории, — ведь они обращены и к нам, и друг к другу — и назовём наш урок «Лирический диалог эпох».

Изучая лирические произведения, мы обратились к творчеству поэтов разных эпох. Давайте вспомним всех, чьи стихи мы читали и изучали в этой теме.

На доске

Жуковский Брюсов
Пушкин Ходасевич
Лермонтов Мандельштам
Тютчев Маяковский
Майков Ахматова
Баратынский Пастернак

В процессе беседы на основании подготовленного домашнего задания (каждый должен был найти не меньше двух перекличек в трактовке темы, подтвердив их цитатами) решаем задачу выявления общих граней в раскрытии темы поэта и поэзии, “перекидывая мостики” из XIX века в XX век.

Учитель руководит обсуждением, предоставляя право высказаться, помогает сформулировать обобщённое положение, напоминает о необходимости фиксировать его в тетради с кратким указанием на цитату(-ы), фиксирует на доске формулировки (без цитат) в пространстве между именами поэтов.

Ученики предлагают общему вниманию результаты своих наблюдений, высказываются по поводу предложенных, устанавливая, насколько это существенно, и дополняя ещё не звучавшими цитатами.

Примерное содержание этапа урока

1. Отсутствие грани между жизнью и поэзией, единство жизни и поэзии.

На всё земное наводило
Животворящий луч оно [вдохновение],
И для меня в то время было
Жизнь и поэзия — одно.
(Жуковский. «Я музу юную, бывало...»)

В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
(Пастернак. «Во всём мне хочется...»)

2. Весь мир внятен поэту, от него ничто не скрыто.

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
(Пушкин. «Пророк»)

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
(Пастернак. «Ночь»)

3. Предназначение поэта — служить совершенствованию жизни и человека.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья...
(Лермонтов. «Пророк»)

Светить всегда, светить везде
До дней последних донца...

(Маяковский. «Необычайное происшествие...»)

4. Ощущение поэтом единства мироздания.

Всё необъятное в единый вздох теснится...
(Жуковский. «Невыразимое»)

Она ещё не родилась,
Она и музыка, и слово.
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
(Мандельштам. «Silentium»)

5. Молчание как первооснова поэзии.

(«Silentium!» Тютчева, «Silentium» Мандельштама.)

6. Глубинное единство природы и поэзии.

У брега сонных вод, один бродя, случайно
Прислушайся душой к шептанью тростников...
(Майков. «Октава»)

Но только раз в году бывает разлита
В природе длительность, как в метрике Гомера.
(Мандельштам. «Равноденствие»)

7. Охрана суверенитета искусства.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум;
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
(Пушкин. «Поэту»)

...Поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
(Брюсов. «Юному поэту»)

8. Читатель — друг (поэтическое творчество, чтение — это общение душ).

И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
(Баратынский. «Мой дар...»)

А он [читатель] неизменен и вечен,
Поэта неведомый друг.
(Ахматова. «Читатель»)

9. Безыскусность, простота и искренность — первые качества поэзии.

Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет...
(Баратынский. «Муза»)

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей...
(Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...»)

10. Духовная работа поэта обращена в будущее, его единственная награда — любовь.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян...
...................................................
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
(Пушкин. «Я памятник себе воздвиг...»)

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
(Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...»)

11. Поэзия — бескорыстный отклик на любое явление жизни.

На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг...
...................................
Таков и ты, поэт!
(Пушкин. «Эхо»)

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
.............................................
И стих уже звучит...
(Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...»)

12. Поэту интересен и сам процесс творчества, который тоже становится объектом поэзии.

И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И просыпается поэзия во мне...
(Пушкин. «Осень»)

Бывает так: какая-то истома,
В ушах не умолкает бой часов,
Вдали раскат стихающего грома...
(Ахматова. «Творчество»)

13. Поэзия — это оружие в борьбе за высшие ценности.

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...
(Лермонтов. «Поэт»)

Стена теней, ночей тюрьма
Под солнц двустволкой пала...
(Маяковский. «Необычайное путешествие...»)

Учитель. Теперь поставим вопрос о том, какие особенности были у каждой эпохи в раскрытии темы, установим основные.

Учитель делит учащихся на 3–4 группы, каждая из которых создаёт свой вариант списка. Учитель напоминает, что речь идёт о содержании, но если группа желает высказаться о стиле, то следует добавить этот пункт.

Учащиеся обсуждают и вырабатывают список из трёх положений, в которых в сжатой форме представлены наиболее важные различия в трактовке темы. Затем высказывается представитель одной из групп; другие поднимают руки, если у них есть совпадения; после этого обсуждаются пункты, не вошедшие во все списки, и определяются три наиболее очевидных положения.

Примерное содержание этапа

XIX век

  1. Поэзия есть воплощение гармонии (“гармонии таинственная власть”, “гармонии стиха божественные тайны” — Майков), обладающей “животворящей” силой (Жуковский).
  2. Величие и бессмертие поэта (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, “Вознёсся выше он главою непокорной...”)
  3. Поэт – исполнитель высшей воли (“Веленью Божию, о Муза, будь послушна...”, “Бога глас ко мне воззвал...” — Пушкин; “С тех пор, как вечный судия // Мне дал всеведенье пророка” — Лермонтов; “Дарователь песнопений давно меня не посещал...”, “Сие присутствие Создателя в созданье...” — Жуковский; и так далее).
  4. Высокий стиль преобладает, разговорные элементы только в сплаве с высокими; даже Баратынский — «Мой дар убог...» — точная рифма, классические размеры.

XX век

  1. Творчество — болезнь (“Жёстче, чем лихорадка, оттреплет...” — Ахматова; “...достигнутого торжества игра и мука” — Пастернак), работа (“Я крикнул солнцу: «Дармоед!»” — Маяковский; “Подумаешь, тоже работа...” — Ахматова).
    Снижение образа творчества за счёт новых, сниженных, элементов, хотя высокое тоже осталось.
  2. “Разрушение” памятников (“Быть знаменитым некрасиво” — Пастернак; “Подумаешь, тоже работа...” — Ахматова).
  3. Почти нет этой темы (этого аспекта) (“Говорят: «Божественный лепет...»”) у Ахматовой.
    Поэт и солнце — товарищи. Поэт подобен солнцу: “Вдруг я во всю светаю мощь...” — Маяковский.
    XX век подчёркивает свободу творчества человека, величие человека.
  4. Расширение сферы поэтического языка за счёт активного употребления разговорных и даже сниженных элементов, неологизмов, неточная рифма, новые стихотворные размеры (впрочем, наряду с традиционными).

Учитель. Рассмотрим наши записи и решим, чего же больше — перекличек или того, что характерно для данной эпохи; и что существеннее — ставшее традицией или подвергнувшееся изменениям.

Примерное содержание этапа

Рассуждая, ученики опираются на приобретённые знания; оперируя ими, они приходят к выводу, что в целом, несмотря на принципиальную важность новаторства в раскрытии темы, побеждает традиция, и поэтому можно говорить о некоем единстве в подходе к теме русских поэтов разных эпох.

Итог урока. Итак, мы проделали большую работу по обобщению, достигли поставленной цели и вплотную подошли к решению задачи формулирования, определения духовного единства русской лирики. Дома, опираясь на весь сегодняшний материал, постарайтесь сформулировать, каким “трём заветам” (Брюсов) в действительности следовал русский поэт, независимо от того, к какой эпохе он принадлежал.

TopList

Рейтинг@Mail.ru