Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2003

События и встречи

ТРИБУНАГравюра М.Иванова.

“Душа стесняется лирическим волненьем...”

В хмурую декабрьскую пору пришли новые сообщения о вытеснении литературы из школьной программы. Кровь неуёмных наших экспериментаторов, никак не отгоняемых от штурвала, как видно, не насытилась диавольскими опытами их отцов и дедов. Если в советское время нашу словесность глушили идеологией, потомки неистовых ревнителей решили покончить с нею вовсе. Из информации, распространённой 10 декабря 2002 года РИА «Новости», следует, что в уготованном всем российским школьникам ЕГЭ литература блистательно отсутствует.

Так что вопрос, который мы задали всем нашим читателям и участникам первого устного выпуска нашей газеты: “Нужна ли в школе литература?” — оказался отнюдь не риторическим и далеко не таким нелепым, как многим поначалу казалось.

Лидия Сергеевна Гаганова, учитель русского языка и литературы из Москвы (школа № 1280), педагог с огромным опытом, очевидно, тоже не считала этот вопрос пустяковым. Иначе она бы не задала его в классе своим ученикам.

Некоторые из их ответов мы публикуем (без стилистической правки).

Конечно, подростки не наделены правом выбирать, но ведь и уроки знаменитой сказки Андерсена никто не отменял.


“Литература даёт нам образцы правильной русской речи. Куда она девалась сейчас? Мы — носители языка. А если послушать разговор современных подростков и убрать из их лексикона слова-паразиты вроде «как бы», рекламные лозунги — «оттянись со вкусом», «сникерсни» и тому подобное, бранные слова, то ничего не останется, а следовательно, не останется и мысли.

А СМИ? Такое количество иностранных слов, употребляемых вместо всем понятных русских, что создаётся впечатление, будто эти дикторы сошли со страниц грибоедовской комедии. Почему-то А.С. Пушкин, в совершенстве знавший французский, не говорил «на смеси французского с нижегородским».

А если сократить количество часов на уроки литературы, то говорить будет один учитель, а мы замолчим, времени на споры и рассуждения не останется. На сочинения тоже времени не будет. А зачем? Есть тесты: отмечай, угадай правильный ответ”.

Дмитрий СОБОЛЕВ


“Я протестую против тестов по литературе!

Кто это придумал?

Живых героев и автора заключить в набор правильных и неправильных ответов, как на экзамене по вождению автомобиля”.

Варвара МАКАРЕВИЧ


“Во всех этих образовательных реформах прослеживается американизм. Зачем подменять всеми признанное, отличное российское образование, многогранно развивающее человека, иностранным суррогатом?

За границей детям платят деньги за каждую прочитанную книгу (я знаю, я училась там), они воспитываются на глупых голливудских боевиках, вырастают пустыми внутри. Неужели мы этого хотим?

Я считаю, что сокращать часы, отведённые на литературу, нельзя, так как это неблагоприятно отразится на духовном здоровье нации”.

Екатерина ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ


“Литература в школе нужна несомненно. Сколько часов в неделю? Это во многом зависит от интенсивности занятий. Ведь если каждый урок проводить интенсивно и с пользой, то даже за малое время можно успеть многое. Но всё равно часов, отведённых на литературу, должно быть не менее четырёх-пяти.

Литература учит нас понимать проблемы времени, в которое были написаны произведения, а это очень полезно, потому что многие из них присутствуют и сейчас”.

Александр ПЕ


“Литература даёт представление о том, как жили и чувствовали много лет назад. В этом отношении она даже лучше истории, так как даёт яркое образное представление о людях и времени, в котором они жили.

Литература развивает речь, делает её богатой, учит пользоваться различными стилистическими приёмами”.

Евгения МАТВЕЕВА


“На уроках литературы мы изучаем много интересных произведений, которые я никогда бы не прочитал просто так. Например, мне очень понравились «Ревизор» и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, и я готов их перечитывать. Я думаю, литература помогает нам становиться взрослыми. Да и уроки интересные: мы не решаем задач, не пишем тестов, мы обсуждаем и высказываем свою точку зрения. Кроме того, очень интересно разбирать сам текст. Когда я готовлюсь дома, я многого не вижу в нём и даже не понимаю. А на уроке учитель помогает разобраться, понять мысль автора.

Я думаю, что просмотр телевизора или игра на компьютере не могут обогатить нас чувствами и мыслями, как хорошее произведение”.

Михаил ГУРЕЕВ


“Нечитающий человек может стать теперь заложником телевизора, который ничего интеллектуального почти не предлагает зрителю, или компьютера — всеобъемлющего источника информации, невидимой, но огромной сети, витающей над нами, в космосе, порабощающей нас”.

Татьяна КОМАРОВА


“Я считаю, что на уроках литературы мы учимся жизни, учимся узнавать людей. Обсуждая героев художественных произведений, мы узнаём их характеры не только по действиям, но и по речи, мимике, жестам, по отношению к ним автора.

Мне кажется, в жизни нам это очень пригодится.

Ни на каком другом уроке мы не получим таких жизненно важных знаний, как на уроке литературы”.

Елена ПЕСТРЕЕВА


“Только занимаясь литературой, мы можем по-настоящему оценить красоту нашего языка”.

Виктор ЗАВОРОТНИЙ


“Я считаю, что литература в школе — один из важнейших предметов. Например, мне она нужна, потому что я редко что-нибудь читаю — у меня просто нет времени, а школьную программу я обязательно прочитываю, так как без знания текста на уроке делать нечего. Если произведение мне нравится, то анализ текста становится увлекательным”.

Евгения СОКОЛОВА


“Не только школьная жизнь изменится, если сократить количество часов, отведённых на литературу, жизнь всей России частично поменяется. Следующие поколения не будут знать хорошо наших великих поэтов и писателей. В конце концов в России начнётся упадок культуры, а вместе с ней и всей цивилизации.

Задорнов в одном из своих выступлений рассказывал, что у него есть друг, российский человек, который преподаёт в американском университете американскую литературу. Выходит, мы к этому идём, если литература в школе отойдёт на второй план, отдав часы ОБЖ, москвоведению и прочему.

Литература нужна не только для образования, но и для душевного равновесия”.

Иван БУЯНОВ


“Вопрос, нужна ли литература в школе, — глупый. Нужно поднять другой — как проводить эти уроки”.

Наталья ЗИНОВЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru