Архив
Литературный календарь
1992—2002 годы
Десять лет газеты «Литература» Издательского дома «Первое сентября»: Страницы хроники
“Но справедливость не в расплатах и мщениях, мир не торжище, не базар и не рынок, мир скорее похож на мастерскую. Мир не торговля. Не баш на баш, не обмен: «Я сделаю добро — и мне кто-нибудь сделает». А если не сделает, тогда что? Тогда я стану злым? Нет, человек в своей душе не купец, а творец. Мы любим, мы стараемся совершать добрые поступки, мы трудимся, мы наслаждаемся жизнью, потому что она сама есть творчество, она носит проблемный, а не обменный характер”. (Симон Соловейчик «Педагогика для всех»)
1992 год. Сентябрь–декабрь
Вышли первые пробные пять номеров «Литературы», приложения к газете «Первое сентября», основанной писателем и педагогом Симоном Львовичем Соловейчиком (1930–1996). Главный редактор всех предметных приложений — Т.И. Матвеева.
Газета выходила, как и впоследствии, нынешним форматом, на восьми страницах.
1993 год
С января 1993 года и до настоящего времени газета выходит под редакцией Г.Г. Красухина, доктора филологических наук, профессора МПГУ.
Тот год был очень тяжёлым для нашей страны, оказался он непростым и для всех изданий объединения «Первое сентября». Многие номера «Литературы» мы были вынуждены издавать сдвоенными, а с середины апреля по август газета не выходила вовсе.
Тем не менее и тогда удалось напечатать немало интересного и полезного нашим читателям: материалы для подготовки к урокам, предназначенный для учителей младших классов цикл этюдов о писателях. Были выпущены номера, посвящённые М.Горькому, Блоку, «Евгению Онегину».
Складывается круг рубрик, который в своей основе сохраняется доныне, впрочем, по необходимости расширяясь.
Существенную помощь в становлении газеты оказали известные российские учителя Л.С. Айзерман и Л.И. Соболев. Среди авторов газеты — ведущие российские критики и литературоведы, писатели: Э.Бабаев, С.Бочаров, М.Гаспаров, И.Золотусский, Р.Киреев, В.Коровин, Л.Лазарев, Е.Лебедев, Ю.Манн, В.Недзвецкий, В.Непомнящий, Ст.Рассадин, Ю.Томашевский, Е.Эткинд...
1994 год
Преодолевая последствия экономико-политических потрясений 1993 года, «Литература» не без труда (в начале года были сдвоенные номера) выходит из кризиса.
Появляются рубрики «Интервью у классной доски», «Почтовый ящик», «Откуда есть пошло слово».
Наиболее примечательные публикации: авторские учебные программы по литературе, разработки уроков, статьи-консультации...
Среди авторов «Литературы» становится больше учителей.
1995 год
В газете появляется рубрика, ныне, наверное, самая популярная — «Я иду на урок». «Литература» постепенно становится своего рода заочным институтом усовершенствования учителей словесности.
С газетой сотрудничают многие ведущие литераторы России, талантливые учителя. Выходит номер, посвящённый жизни и творчеству В.В. Набокова. «Литература» с первого номера была иллюстрированной газетой; теперь в рубрике «Рассказы об иллюстраторах» даются эссе о художниках книги.
Выходит первый шестнадцатистраничный выпуск нашей газеты.
Согласно опросу, проведённому «Учительской газетой», еженедельник «Литература» признан одним из самых авторитетных литературно-образовательных изданий России.
1996 год
«Литература» начинает выходить на 16-ти страницах, в ней появляется раздел «Семинарий», сразу полюбившийся читателям. Здесь публикуются материалы, помогающие учителям в самостоятельной разработке уроков, в повышении их квалификации, расширении филологического и педагогического кругозора.
Рубрика «Я иду на урок» становится одной из самых заметных. Её постоянные авторы — В.Влащенко, Е.Демиденко, Н.Ивкина, М.Кертес, Е.Корнеева, Е.Полтавец, Л.Рослякова, Л.Соболев, Е.Суворова, Н.Тралкова, А.Фомичёва, О.Харитонова, Н.Щураковская, многие другие талантливые учителя-словесники.
Еженедельник печатает статьи студентов, молодых учёных, аспирантов и докторантов.
1997 год
В известном европейском журнале «Osteuropa» (№ 47, 1997. S. 864–875) появляется большая аналитическая статья о «Литературе» известного немецкого слависта профессора Вольфганга Казака «“Literatura” — eine neue russische Literaturzeitung» («Литература» — новая русская литературная газета).
Появляются рубрики «Учитель об учителе» и «Учимся у учеников».
Среди материалов — обширные публикации о литературе русского зарубежья, не только восполняющие нехватку материалов по этой теме в школьных библиотеках, но и вводящие в научный оборот новые источники, доселе не учитывавшиеся российским литературоведением.
В «Семинарии» печатаются главы из новых учебников и учебных пособий по литературе. В издательстве МГУ создаётся серия «Перечитаем заново» для учителей, студентов, школьников, где переиздаются статьи, впервые печатавшиеся в «Литературе».
1998 год
Разрушительная волна дефолта оказалась бедоносной и для нас: упали тиражи всех изданий объединения «Первое сентября», несколько номеров «Литературы» вынужденно выходят в восьмистраничном объёме.
Но всё же еженедельнику в этом году удаётся сохранить свой высокий учебно-филологический уровень.
Кроме разнообразных методических материалов, выходит семинарий со статьями немецких славистов, публикуются забытые статьи выдающихся литературоведов...
1999 год
В поисках новых форм развития связей между газетой и школьным преподаванием литературы публикуются консультации по темам выпускного сочинения, викторины и литературные игры.
Завершается продлившаяся несколько лет программа публикаций, посвящённых 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина и изучению его творчества в школе. Её осуществление помогло обозначить немало острых проблем школьного пушкиноведения, чётче выстроить дальнейшую учебно-методическую политику «Литературы».
2000 год
Развивается новое начинание — публикуются семинарии «Уроки тверских учителей», «Уроки челябинских учителей», а также семинарии, целиком составленные из сочинений учеников.
В этом году опубликовано немало актуальных теоретико-литературных работ, в том числе — «Краткий учебный словарик литературоведческих терминов», «Об искусстве говорить стихами».
2001 год
В газете появляется новая рубрика — «Книжная полка», рецензирующая книги полезные для учителей, и критикующая издания, с точки зрения редакции, неудачные.
Печатается семинарий «Уроки пермских учителей», главы из новых учебников, проводится круглый стол с участием известных учёных, посвящённый проблемам изучения литературы русского зарубежья и её преподавания в школе. Проводится конкурс сочинений среди школьников.
2002 год
В связи с неопределённостью судьбы литературного образования в школе «Литература» регулярно печатает материалы на эту тему под рубрикой «Трибуна» — предоставляется слово всем заинтересованным сторонам.
Одновременно укрепляется учебно-методическая база газеты: печатается полный список тем выпускного сочинения и рекомендации к ним; материалы заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе.
В сентябре–октябре опубликованы обзоры основных учебников по литературе для 5–11-х классов; обсуждение учебно-методической литературы намечено продолжить в 2003 году, причём при главенствующем участии учителей словесности.
Апрельское участие в Педагогическом марафоне подсказало ещё одну форму укрепления связи с нашими читателями-учителями. «Литература» будет не только печатать семинарии с уроками учителей из разных областей, краёв, республик России, но больше рассказывать о России литературной. Уже появились статьи о лесковском Орле, некрасовском Заволжье, готовится серия материалов о литературной Москве. Кроме того, ежемесячно, начиная с ноября, газета проводит свои устные выпуски в литературных музеях города.
2003 год
Поживём — увидим...
“Никогда нельзя указать, что можно с детьми делать, что нельзя. Развитой человек, просто нормально развитой человек, он точно знает, что с этим ребенком такие слова говорить нельзя, так к нему прикасаться нельзя, а вот так можно. И вот это мы в себе культивируем”. (Артём Соловейчик. Из выступления на радио «Свобода».)