Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Е.А. Полякова. ПОЭТИКА ДРАМЫ И ЭСТЕТИКА ТЕАТРА в романе: «Идиот» и «Анна Каренина». М.: РГГУ, 2002. 328 с. |
Монографическое исследование Е.А. Поляковой посвящено серьезной теоретической проблеме: как соотносятся русский классический роман и драма, насколько обращение писателей к теме театра и театральности влияет на строение так или иначе затрагивающих эту тему произведений. Для того чтобы разобраться в сложном взаимоотношении конструктивного и метафорического понятия театра и театральности по отношению к роману, исследователь вводит взаимосвязанную пару понятий “поэтика драмы” (как особого рода литературы) и “эстетика театра” (как особого рода реальности).
Объектом исследования молодого филолога стали два сложнейших русских романа — «Идиот» Ф.М. Достоевского и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Однако именно богатство и сложность материала позволяет Е.А. Поляковой нащупать уникальную специфику театральности двух великих писателей-антагонистов. Ключом к пониманию её у Достоевского исследователь считает переплетение театральности художественного мира писателя и фантастичности изображаемой им реальной действительности, а также воплощённый во многих образах Достоевского театральный по происхождению тип героя-шута.
Для Толстого главной всегда была проблема правды и лжи — как в творчестве, так и в реальной действительности. “Именно ненатуральность и притворство есть для Толстого основные признаки театрального мира, — пишет автор. — Театр — квинтэссенция того притворства, которое существует в жизни”. Важно, однако, что автор не ограничивается этим выводом, а показывает нам, как театральность поведения становится способом характеристики персонажей и построения сюжета романа.
Большой интерес представляет также теоретическое вступление к работе, в котором рассматривается соотношение и взаимодействие романного жанра с драмой и театром, а также приложения, где рассказывается о месте театра в жизни и творчестве двух великих русских писателей. Парадоксально, но факт: Толстой, в детстве участвовавший в театральных постановках и написавший несколько пьес, последовательно порицает театр за “неестественность”, в то время как Достоевский, всю жизнь бывший только зрителем, испытывает к театру самые лучшие чувства. При этом (что автор книги убедительно доказывает) оба они вполне плодотворно используют приёмы драматургического искусства в своем собственном творчестве.
Как это нередко случается в удачных книгах, рассмотрение относительно частной проблемы позволяет Е.А. Поляковой существенно скорректировать наше представление о своеобразии творчества Достоевского и Толстого, что и определяет, в первую очередь, практическую пользу для учителя этой интересно и легко написанной книги.