Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2002

Читальный зал

“Век нынешний и век минувший”: КОМЕДИЯ А.С.ГРИБОЕДОВА В РУССКОЙ КРИТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

“Век нынешний и век минувший”: КОМЕДИЯ А.С. ГРИБОЕДОВА В РУССКОЙ КРИТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ. Век нынешний
и век минувший”:
КОМЕДИЯ А.С. ГРИБОЕДОВА
В РУССКОЙ КРИТИКЕ
И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.

Вступительная статья
В.М. Марковича;
комментарии
М.Я. Билинкиса.
СПб.: Азбука–классика,
2002. 448 с. + вклейка (16 с.):
ил. (Серия «Круг чтения.
Русская литература»).

Со времён студенческой юности запомнилась книга: «А.С. Грибоедов в русской критике: Сборник статей / Составление, вступительная статья и примечания А.М. Гордина» (М.: ГИХЛ, 1958), восхищавшая литературоведческой свободой на фоне других томов с критическими оценками сочинений русских писателей — Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и т.д. и т.п. Составителю и редактору (Я.Билинкису — это необходимо отметить) в условиях советского подцензурного литературоведения удалось подготовить книгу, которая представляла бессмертную русскую пьесу в широком историко-культурном контексте.

Новые времена — обновлённые подходы. В согласии с возможностью противостоять “идеологически тенденциозным советским изданиям” новая книга о «Горе от ума» предлагает историю толкования пьесы так, как она видится с точки зрения литературоведов, а не фельдфебелей, приставленных к искусству.

Нет Ленина, но есть яркая статья поэта Александра Кушнера, срезан Белинский, зато восстановлены в правах А.С. Суворин и М.О. Меньшиков, изгнаны Чернышевский, Добролюбов, Писарев и Луначарский, однако дано слово М.А. Дмитриеву, В.В. Розанову, Ю.Н. Тынянову и Г.О. Винокуру… Ах! прелесть!

Но… Исчезли ничем и ни перед кем (главное: перед Грибоедовым) не провинившиеся В.Ф. Одоевский и О.И. Сенковский, Вл.И. Немирович-Данченко и А.А. Блок… Почему-то не включена глубокая статья о драматургии «Горя...», между прочим, питерца-ленинградца Б.О. Костелянца, опубликованная в своё время в «Неве», а интересная работа А.М. Баженова обозначена лишь в журнальном варианте, хотя вышла и отдельной книгой.

Но всё же это не упрёки, а косвенное признание того, что невеликое по строкам создание Грибоедова собрало вокруг себя столько достойных внимания суждений, что едва ли их можно поместить в одну книгу — при любом времени и даже при нашем обширном пространстве.

Но ведь надо! Издательство «Азбука-классика» начало современную, нужную серию книг (уже вышли, как сообщается, подобные сборники о «Войне и мире» и «Грозе»). Но всё же хотелось бы, чтобы цивилизованные эти издатели жёстче определяли адрес своих антологий: в аннотации она предлагается “преподавателям вузов, учителям, студентам” (согласен), но вот для “учащихся гимназий и школ” нужна несколько другая книга — не такая, конечно, чтобы легко было списать критику, но, прежде всего, связанная с текстом комедии, а не с его истолкователями (в конце концов, полагаю, наши дети ясно видят, что «Горе от ума» — классическая комедия от первой до последней строки, Чацкий не декабрист, а самый, как и положено центральной фигуре, комический персонаж — впрочем, об этом несколько лет назад ёмко и точно написала в «Литературе» Лариса Мезенцева).

Жанровая чистота этой комедии не менее важна для читателей, чем для историков литературы и культуры. В антологии 1958 года на титуле местом издания обозначена Москва, хотя в выходных данных (с. 391) присутствует только Ленинград (тогда такое имя навесили Санкт-Петербургу). Шёл в комнату, попал в другую… И это предусмотрел классик.

Сегодняшний Петербург слово сказал. Может быть, и Москва ответит своей книгой о «Горе от ума» и с «Горе от ума». Не как — наш ответ Керзону, а в соответствии с принципом: пусть расцветают сто цветов.

С.Д.

TopList

Рейтинг@Mail.ru