Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2002

Архив

Содержание «Литературы» за 2002 год

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Хазова М. Олимпиада по античной культуре и литературе. — 21.

Шайтанов И. Античная лирика. — 39.

Шайтанов И. Из мифа в историю. — 27–28, 32.

МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР

Бурков О. Образ мыши в фольклоре и русской литературе XIX–XX веков. — 37.

Волков С. Заметки на полях песенника. — 45.

Шайтанов И. Рыцари Круглого стола. — 14.

Шайтанов И. Старые боги под новыми именами. — 5.

Шайтанов И. Космос против хаоса. — 24.

Шайтанов И. Из мифа в историю. — 27–28, 32.

Шипкова А. Устное народное творчество: Программа факультатива по литературе. — 36.

Якимов П. Художественное время в сказках и былинах. — 43.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Воскресенская А. Идейно-художественная роль эпизода «Плач Ярославны». — 46.

Лифшиц А. История русской письменности для школьников. — 20.

Скирда М. Сценарий игры «Умники и умницы» по «Слову о полку Игореве». 9-й класс. — 21.

СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ

Ф.А. АБРАМОВ

Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.

С.Т. АКСАКОВ

Воронцова Т. Мадам Приветливость и ключница Пелагея. — 48.

Г.-Х. АНДЕРСЕН

Свердлов М. Сказки и сказочники. — 34.

В.П. АСТАФЬЕВ

Последний поклон. — 1.

А.А. АХМАТОВА

Беляева Н. Стихотворение А.А. Ахматовой «Покорно мне воображенье...»: от анализа текста к культурологическому контексту. — 16.

Лекманов О. “Звёзды смерти” в «Реквиеме» Анны Ахматовой. — 5.

Е.А. БАРАТЫНСКИЙ

Машевский А. Вопросы Баратынского. — 14.

Семенюта Н., Сыромолотова Е. Девять стихотворений Е.А. Баратынского. — 46.

К.Н. БАТЮШКОВ

Сергеева-Клятис А. “Из стакана в стакан”: Мандельштам и Батюшков. — 22.

Сергеева-Клятис А. «Таврида» К.Н. Батюшкова: романтизм или ампир? — 14.

Р.БЁРНС

Шайтанов И. Сентиментализм. — 3.

А.А. БЛОК

Братцева И. «В ресторане» А.Блока. — 17.

Вейдле В. Из книги о Блоке. — 2.

Головачёва А. «Всё по старому, бывалому...»: Традиции и новаторство в стихотворении А.А. Блока. 11-й класс. — 6.

Николаенко В. «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали...»: Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом». — 36.

Николаенко В. А.А. Блок «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...»: Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом». — 12.

Полян А. Анализ стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля». — 1.

Соловьёва Л. Опыт прочтения стихотворения А.Блока «Шаги Командора». — 47.

И.А. БРОДСКИЙ

Гокинаева В. “Поэзии непостижимой лики...”: Материалы для анализа лирики в школе. — 21.

Катков Н. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.

Коноплёва Н. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.

Михайлова Ж. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.

Нелькин А. Методические рекомендации к изучению поэзии Иосифа Бродского в 11-м классе. — 23.

Нечаева А. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.

Павлова О. Анализ стихотворения Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 12.

Пименов Н. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.

Ткаченко Е. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.

Шименкова С. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.

Р.БРЭДБЕРИ

Свердлов М. Что будет, если...: Нравственные уроки научной фантастики. — 21.

М.А. БУЛГАКОВ

Брыкова Е. Мотив падения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.

Лукин Ю. «...Хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты...». — 27–28.

Мельникова А. Об эпиграфе к роману «Мастер и Маргарита». — 27–28.

Менделеева Д. Михаил Булгаков с «Золотым телёнком». — 23.

Пестов С. Мастер и Берлиоз. — 27–28.

Слуцкий В. Роман отчаяния и надежды: Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.

Стрижевская О. Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.

Тарханова Д. «Зойкина квартира». — 20.

Шапиро Н. Булгаков: Большая игра. — 27–28.

Яблоков Е. Женщина цвета луны. — 27–28.

И.А. БУНИН

Зиятдинова А. И.А. Бунин «Лёгкое дыхание»: Мастерство художественной детали. — 30.

Лекманов О. Из комментария к «Лёгкому дыханию» И.А. Бунина. — 10.

Ранчин А. Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». — 30.

Храмцова Н. Анализ рассказа И.А. Бунина «Качели». — 12.

Ж.ВЕРН

Шайтанов И. От подвига к приключению. — 17.

И.В. ГЁТЕ

Голова М. Гёте — человек Нового времени: Уроки по роману «Страдания юного Вертера». — 43.

Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15.

Н.В. ГОГОЛЬ

Бицилли П.М. Гоголь и Чехов: проблема классического искусства. — 7.

Блинова З. Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». — 9.

Волков С. Ответ читателю. — 9.

Ибрагимова С. Бедный человек или бедный чиновник?: Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель». — 9.

Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15.

Кривонос В. Загадка эпилога «Шинели» Гоголя. — 9.

Кривогорницына Е. Н.В. Гоголь. «Портрет». Часть I: Урок в 8-м классе. — 48.

Лесков Н.С. Помяните Гоголя. — 9.

Манн Ю. Произведение, не похожее на другие: «Ночи на вилле» Гоголя. — 48.

Манн Ю. Сквозник-Дмухановский в двух ликах. — 9.

Митта А. Человек-смерть. — 45.

Нечипоренко Ю. Космогония Гоголя. — 1.

Сенковский О.И. Рецензии на сочинения Гоголя. — 4.

Храмцова Р. «Выпытать дух минувшего века...». — 9.

Штильман С. Под маской гротеска: О своеобразии гоголевского “реализма”. — 9.

Штильман С. Чичиков. Герой нашего времени. — 19.

Яковлев Г. Изучать ли в школе «Тараса Бульбу»? — 9.

У.ГОЛДИНГ

Храмова Г. Роман У.Голдинга «Повелитель мух». 8-й класс. — 3.

ГОМЕР

Шайтанов И. Из мифа в историю. — 32.

И.А. ГОНЧАРОВ

Зиятдинова А. Мастерство портрета и его роль в создании характера. — 16.

Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.

Репин А. Сон Обломова. — 29.

Строганов М. Странствователь и домосед. — 16.

Хайнади З. Потерянный рай. — 16.

М.ГОРЬКИЙ

Волков С. Тренировочный текст по пьесе Горького «На дне». — 8.

Игнатьева А. Тема свободы и любви в рассказе Горького «Макар Чудра» и поэме Пушкина «Цыганы». — 2.

Т.ГРЕЙ

Шайтанов И. Сентиментализм. — 3.

Братья ГРИММ

Воронцова Т. Подлинная история Красной Шапочки. — 44.

Свердлов М. Сказки и сказочники. — 34.

А.С. ГРИН

Вшивкова В. А.Грин. «Алые паруса»: Урок внеклассного чтения в 8-м классе. — 31.

Галицких Е. «Алые паруса» А.Грина — от метафоры к символу ХХ века. — 5.

Горбунова Е. «И думал о счастье...»: А.Грин. «Алые паруса»: Урок в 8-м классе. — 31.

Царькова Ю. Дорога к алым парусам. — 31.

Н.С. ГУМИЛЁВ

Волк В. Африка в поэзии Н.Гумилёва. — 46.

Д.ДАРРЕЛЛ

Коваль О. Спасём Мифландию!: Игра-путешествие по сказке «Говорящий свёрток». 5-й класс. — 41.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Машевский А. Державин. — 11.

Ч.ДИККЕНС

Шайтанов И. Таинственная реальность: Диккенс. — 43.

С.Д. ДОВЛАТОВ

Ранчин А. Как сшиты «Шофёрские перчатки». —10.

А.К. ДОЙЛ

Шайтанов И. Расследование ведёт Шерлок Холмс. — 10.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Ахшарумов Н. «Преступление и наказание», роман Ф.М. Достоевского. — 44.

О романе «Преступление и наказание». — 44.

Учамбрина И. Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. — 17.

Якушева Г. В Петербурге Достоевского. — 34.

Яновская С. Планы-“вопросники” к сочинению в 10-м классе. — 8.

С.А. ЕСЕНИН

Влащенко В. Почему в воровском мире был культ Есенина? — 19.

Лёвочкина Н. Сергей Есенин и Николай Ставрогин: О некотором сходстве в судьбах поэта и литературного героя. — 19.

Рождественская И. Образ чёрного человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С.Есенина «Чёрный человек». — 19.

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Богуславский С. Своеобразие баллад Жуковского. — 46.

Шойжитова А. Основные мотивы лирики Жуковского. — 46.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Кашицына Н. Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». — 10.

Храмцова Р. Читаем Заболоцкого в 6-м классе. — 6.

Е.И. ЗАМЯТИН

Конных Д. Образ загородного мира в романе Е.Замятина «Мы». — 22.

В.И. ИВАНОВ

Дмитриев В. Лирные чары. — 31.

Г.И. ИВАНОВ

Лекманов О. “В неестественной позе, по Сомову”. — 3.

К.А. ИКРАМОВ

Полонский Г. Откуда же свет?: Радио-эссе. — 42.

Илья ИЛЬФ, Е. ПЕТРОВ

Менделеева Д. Михаил Булгаков с «Золотым телёнком». — 23.

Ю.П. КАЗАКОВ

Каплан И. В традиции Чехова: Юрий Казаков «На полустанке». — 29.

А.Д. КАНТЕМИР

Ольшевская Л., Травников С. “Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу”: Поэтика сатиры А.Д. Кантемира «На хулящих учения. К уму своему». — 11.

Н.М. КАРАМЗИН

Алпатов С. Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин. — 6.

Машевский А. Карамзин-поэт. — 20.

Р.КИПЛИНГ

Свердлов М. Люди учатся у животных: Ад и рай Редьярда Киплинга. — 16.

Ф.КУПЕР

Шайтанов И. От подвига к приключению. — 17.

А.И. КУПРИН

Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». — 8.

Волков С. “Любовь должна быть трагедией!”: Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет». — 8.

Чеканова Е. История о “нежной и великодушной любви”: «Олеся» А.И. Куприна. — 47.

Ю.Д. ЛЕВИТАНСКИЙ

Беляева Н. “Следует жить!” — 2.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Бурачок С.А. «Герой нашего времени» М.Лермонтова (Разговор в гостиной). — О стихотворениях М.Ю. Лермонтова. — 31.

Влащенко В. Почему Печорин не умеет плавать? — 11.

Каплан И. “Под белой фуражкой образованный ум”: О начитанности Печорина. — 11.

Кочеткова Г. Лирика Лермонтова на уроке. — 24.

Лановенчик Ю. Печорин — “тайна за семью печатями”? — 11.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». Мысли и чувства автора. — 6.

Н.С. ЛЕСКОВ

Браун С., Самуйлова А. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. — 46.

Жукова Г. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова. — 37.

Менделеева Д. “Человек на часах”: тема с вариациями. — 37.

Новикова А. “Место действия — Орёл...”: Урок — заочная экскурсия по следам лесковских героев. — 37.

Ранчин А. Русский пистолет и турецкий кинжал. — 37.

А.ЛИНДГРЕН

Бессмольная Е. Викторина для юных сыщиков по детективу Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». — 48.

В.С. МАКАНИН

Киреев Р. Контрапункт Владимира Маканина. — 29.

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ

Павлова М. “Поэзия — плуг, взрывающий время...”: Опыт внимательного чтения стихотворения О.Мандельштама «Золотистого мёда струя из бутылки текла...». — 22.

Полян А. “Шум времени” в поэзии Мандельштама. — 34.

Сергеева-Клятис А. “Из стакана в стакан”: Мандельштам и Батюшков. — 22.

Тимофеева Т. Сравнительный анализ стихотворений Саши Чёрного «Санкт-Петербург» и Осипа Мандельштама «Петербургские строфы». — 24.

Чеботарёва Н. Современник времени. — 34.

М.Л. МАТУСОВСКИЙ

Кертес М. Девять песен Михаила Матусовского. — 20.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Лекманов О. Об одном стихотворении В.Маяковского. — 19.

Павлова М. Поэт и толпа: В.Маяковский «Нате!» и М.Цветаева «Квиты: вами я объедена»: перекличка через двадцать лет. — 39.

Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.

Чебанова О. «Клоп» Маяковского и комедия дель ар-те. — 19.

В.В. НАБОКОВ

Чурлик Н. “Самый русский” роман В.Набокова: Вслед за автором по страницам романа «Машенька». — 21.

Ю.М. НАГИБИН

Тарасова Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Эхо». — 19.

Цветкова Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб». — 19.

В.П. НЕКРАСОВ

Лазарев Л. Верность правде. Творческий путь Виктора Некрасова. — 18.

Н.А. НЕКРАСОВ

Безносов Э. О сюжетных цитатах в стихотворении Некрасова «Секрет». — 40.

Горбатова Т. Трудничество и странничество как две формы праведной жизни в произведениях Н.А. Некрасова. — 40.

Дудышкин С.С. Стихотворения Н.Некрасова. — 40.

Матвеева Л. Семнадцать строчек Некрасова. — 40.

Машевский А. Цикл «О погоде» Н.А. Некрасова. — 40.

Открывая некрасовский номер. — 40.

Смирнов С. “Пестрел деревнями, дорогами дол...”: По некрасовскому Заволжью. — 40.

Б.Ш. ОКУДЖАВА

Бек Т. Старые поэтические жанры на новом витке. — 7.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Шуралёв А. Истина, которая освобождает. — 15.

Ш.ПЕРРО

Свердлов М. Сказки и сказочники. — 34.

Воронцова Т. Подлинная история Красной Шапочки. — 44.

М.С. ПЕТРОВЫХ

Учамбрина И. В “живых сердцах оставить свет...”. — 6.

А.П. ПЛАТОНОВ

Городничев Е. Цвет в повести А.П. Платонова «Котлован». — 17.

Зобин Г. Взыскующий Града. — 17.

Костин И. О рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница». — 46.

А.Э. ПО

Шайтанов И. Материальная фантастика: По. — 43.

А.С. ПУШКИН

Алпатов С. Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин. — 6.

Аржаников Г. Литературная викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 25–26.

Вершинина И. «С колен поднимется Евгений, — но удаляется поэт». — 25–26.

Горбунова Е. Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». — 25–26.

Горяинова Е. Урок-конкурс по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина: Внеклассное чтение в 6-м классе. — 25–26.

Гурулёва С. Интеллектуальная игра по повестям А.С. Пушкина в 6-м классе. — 25–26.

Игнатьева А. Тема свободы и любви в рассказе Горького «Макар Чудра» и поэме Пушкина «Цыганы». — 2.

Красухин Г. Опять двадцать пять! — 17.

Красухин Г. Спустя три года после двухсотлетия. — 25–26.

Красухин Г. Испытание благородства. — 25–26.

Красухин Г. Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии. — 25–26.

Максов А. Моцарт и Сальери: в пьесе Пушкина и в фильме Формана. — 25–26.

Нечипоренко Ю. Заветы Пушкина. — 13.

Осмоловский М. Сновиденческое пространство произведений А.С. Пушкина. — 25–26.

Островская М. Система уроков по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 25–26.

Полян А. Ленский и Татьяна: Готовимся к сочинению. — 18.

Радионова Л. Урок-игра. Сценарий игры «Колесо литературы». 9–10-е классы. — 35.

Ранчин А. Поэтика и грамматика, или Иллюзия простоты: о стихотворении А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». — 25–26.

Рождественская И. Образ чёрного человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С.Есенина «Чёрный человек». — 19.

Учамбрина И. Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. — 17.

Френкель В. Всё, что гибелью грозит... — 25–26.

Халфин Ю. Два лейтмотива пушкинского романа в стихах. — 25–26.

Халфин Ю. “Души волшебное светило”: Размышление над пушкинским стихотворением «Красавица» в контексте лирики поэта. — 25–26.

Ф.РАБЛЕ

Баженова Е. Три урока по Рабле. — 2.

В.Г. РАСПУТИН

Сафонова Е. Диалог как средство раскрытия характера: В.Распутин «Женский разговор». — 35.

Е.Б. РЕЙН

Бек Т. Центральный защитник: Штрихи к портрету Евгения Рейна. — 42.

Э.М. РЕМАРК

Богданов В. Напрасные уроки: Антифашистский роман Ремарка. — 18.

Д.РОУЛИНГ

Волкова О. Гарри Поттер и...: Попытка адекватной реакции. — 44.

Шабалкова Г. Феномен Гарри Поттера: Урок внеклассного чтения для учащихся 5–6-х классов. — 32.

Ж.-Ж. РУССО

Шайтанов И. Глава из нового учебника по зарубежной литературе. Сентиментализм. — 3.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Кошелев В. “Византийский миф” в «Истории одного города». — 33

Прокопенко З. Изучение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7-м классе. — 3.

Хайнади З. Беспримесная сатира. — 33.

Шенкман В. “Неразрушимый вечно город Глупов...”. — 33.

О.И. СЕНКОВСКИЙ

Сенковский О. О Гоголе. — 4.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Корнеева Е. Все мы родом из детства: Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц» в 8-м классе. — 11.

Свердлов М. Планета людей. — 48.

В.СКОТТ

Алпатов С. Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин. — 6.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Порубова Е. Рецензия на рассказ «Один день Ивана Денисовича». — 46.

Ф.К. СОЛОГУБ

Ахундова О. «Не трогай в темноте...»: Анализ стихотворения Фёдора Сологуба. — 46.

Л.СТЕРН

Шайтанов И. Сентиментализм. — 3.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Свердлов М. Приключение во времени. — 27–28.

А.В. СУХОВО-КОБЫЛИН

Тарханова Д. Драма — трагедия — мрачный фарс. — 42.

А.А. ТАРКОВСКИЙ

Халфин Ю. Последний поэт Серебряного века: Три встречи с Арсением Тарковским. — 42.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Мальгинова А. Два противопоставления. — 34.

МАРК ТВЕН

Свердлов М. Том Сойер, Гек Финн и Марк Твен. — 19.

В.Ф. ТЕНДРЯКОВ

Лобанова Н. Незыблемые скалы ценностей: Урок по повести «Шестьдесят свечей» В.Тендрякова. — 23.

Дж. Р.Р. ТОЛКИН

Бессмольная Е. В волшебной стране: Урок-игра по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно». 5-й класс. — 21.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Архангельский А. Герои «Войны и мира»: Глава из нового учебника. — 1.

Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. — 7.

Борусяк К. Две жены Пьера Безухова. — 41.

Найдёнова А. Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 41.

Полтавец Е. Взрослым о детях или детям о взрослых?: Навстречу школьным стандартам, убегая от них. — 47.

Полтавец Е. “Нерешённый, висячий вопрос...”: Почему погиб Андрей Болконский? — 29.

Полтавец Е. Завершающий урок по «Войне и миру»: Притча и апория в тексте. Жанр. Смысл названия. — 41.

Репин А. Какова роль Тихона Щербатого в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»? — 22.

Репин А. Отец и сын. — 41.

Соболев Л. Мастерство писателя. — 12.

Чернов В. Два полюса духовного скитальчества (Лев Толстой и Глеб Успенский). — 36.

Шуралёв А. “Любить Бога во всех проявлениях”: Земное воплощение инопланетной сущности героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». — 41.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Вознесенская М. Философские взгляды Базарова и их испытание жизнью. — 47.

Ерёмина О. Нарушая правила игры… — 47.

Катков М. Роман Тургенева и его критики. — 22.

Менделеева Д. Последний романтик, или Тайна Евгения Б. — 30.

Потапова А. «Деревня» Тургенева: поэзия прозы. — 47.

Сахаров В. Народ: от поэзии к правде: Ещё о «Записках охотника». — 4.

Скокова Л. Тургенев о свободе личности и долге: Роман «Дворянское гнездо». — 47.

Яковлев Г. А кто такая Одинцова? — 47.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Вейдле В. Последняя любовь Тютчева. — 2.

О.УАЙЛЬД

Ковальчук О. Высший суд — суд совести: Урок по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда». — 35.

Г.И. УСПЕНСКИЙ

Чернов В. Два полюса духовного скитальчества (Лев Толстой и Глеб Успенский). — 36.

Г.УЭЛЛС

Свердлов М. Что будет, если...: Нравственные уроки научной фантастики. — 21.

А.А. ФЕТ

Кошелев В. Хандра. — 27–28.

В.Ф. ХОДАСЕВИЧ

Гёблер Ф. Об одном стихотворении Владислава Ходасевича. — 29.

М.И. ЦВЕТАЕВА

Павлова М. Поэт и толпа: В.Маяковский «Нате!» и М.Цветаева «Квиты: вами я объедена»: перекличка через двадцать лет. — 39.

Сергеева-Клятис А. М.Цветаева и К.Батюшков. К вопросу о творческом диалоге. — 39.

Соловьёва Н. Турнир эрудитов по творчеству М.Цветаевой. — 39.

А.П. ЧЕХОВ

Бицилли П.М. Гоголь и Чехов: проблема классического искусства. — 7.

Гусарова К. Вишнёвый сад — образ, символ, персонаж: План-конспект сочинения. — 12.

Киреев Р. Дом Беликова. — 4.

Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15.

Киреев Р. Чехов. Посещение Бога. — 38.

Лекманов О. Семь на шесть: К.Кесьлевский против А.П. Чехова. — 24.

Маркина Л. “Два доктора”: Быт и бытие в рассказах А.П. Чехова «Попрыгунья» и «Ионыч». — 30.

Митта А. Человек-смерть. — 45.

Платонова А. Серебряков и дядя Ваня: значение образов в пьесе. — 14.

Ранчин А. Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». — 30.

Хайнади З. Художественная деталь. — 30.

Харитонова О. Вишнёвый сад: Игра по одноимённой пьесе А.П. Чехова. 10-й класс. — 21.

Саша ЧЁРНЫЙ

Тимофеева Т. Сравнительный анализ стихотворений Саши Чёрного «Санкт-Петербург» и Осипа Мандельштама «Петербургские строфы». — 24.

Д.Г. ШЕВАРОВ

Баталова Е. Откуда берётся счастье? — 1.

У.ШЕКСПИР

Киреев Р. Вокруг Шекспира: Заметки читателя. — 22.

М.ШЕЛЛИ

Струкова Т. Долгая жизнь романа Мэри Шелли «Франкенштейн». — 27–28.

И.С. ШМЕЛЁВ

Голованёва М. Изучение рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху». — 24.

Суслова И. “Не в законе правда, а в человеке”: Анализ рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху» в 11-м классе. — 24.

М.А. ШОЛОХОВ

Васильев В. “Рим” Григория Мелехова: О финале «Тихого Дона». — 23.

Васильев В. Шолохов и Нобелевская премия: История вопроса. — 23.

Истомина П. Тема любви в русской литературе ХХ ве-ка. — 46.

Рослякова Л. Тема хозяина в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 5.

В.М. ШУКШИН

Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.

АРХИВ

Ахшарумов Н.Д. «Преступление и наказание», роман Достоевского. (Вступительная статья, републикация и примечания Л.И. Соболева.) — 44.

Бицилли П.М. Гоголь и Чехов: проблема классического искусства. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. (Републикация и предисловие Б.Ланина.) — 7.

Бурачок С.А. «Герой нашего времени» М.Лермонтова (Разговор в гостиной). — О стихотворениях М.Ю. Лермонтова. (Републикация, вступительная заметка и примечания Л.И. Соболева.) — 31.

Вейдле В.В. Последняя любовь Тютчева. Несколько фрагментов о Блоке. (Вступительная статья, подготовка текста и републикация Б.Ланина.) — 2.

Дудышкин С.С. Стихотворения Н.Некрасова. (Вступительная статья, републикация и комментарии Л.И. Соболева.) — 40.

Катков М.Н. Роман Тургенева и его критики. (Републикация, вступительная статья и примечания Л.И. Соболева.) — 22.

Лесков Н.С. Помяните Гоголя. — 9.

«Преступление и наказание» в критике 1860-х годов. — 44.

Сенковский О.И. Рецензии на сочинения Гоголя. (Подготовка текста, вступительная заметка и примечания Л.И. Соболева.) — 4.

Чернов В.М. Стихия скитальчества у корифеев русской литературы. Два полюса духовного скитальчества. Убийство русской литературы. (Републикация Б.Ланина.) — 36.

ГАЛЕРЕЯ

Евгений Базаров (Менделеева Д. — 30); Беликов (Киреев Р. — 4; Митта А. — 45); Болконские (Репин А. — 41); Маргарита (Яблоков Е. — 27–28); Мастер и Берлиоз (Пестов С. — 27–28); Одинцова (Яковлев Г. — 47); Печорин (Каплан И. — 11); Постников (Менделеева Д. — 37); Сквозник-Дмухановский (Манн Ю. — 9); Тихон Щербатый (Репин А. — 22); Том Сойер и Гек Финн (Свердлов М. — 19); Печорин (Каплан И. — 11); Чичиков (Штильман С. — 19).

ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ

“Для его славы ничего не нужно…”: С булгаковедом, библиографом Борисом Мягковым беседует редактор газеты «Литература» Сергей Дмитренко. — 27–28.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

1–48.

КОНКУРСЫ

Конкурс для подписчиков. — 1–20, 25–26, 33–47.

Конкурс сочинений. — 10.

НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений. 2001–2002 учебный год. — 16.

Проект образовательного стандарта основного общего образования по литературе. — 33.

Свердлов М. Люди учатся у животных: Ад и рай Редьярда Киплинга. — 16.

Струкова Т. Долгая жизнь романа Мэри Шелли «Франкенштейн». — 27–28.

Чурлик Н. “Самый русский” роман В.Набокова: Вслед за автором по страницам романа «Машенька». — 21.

ПАНТЕОН

Баратынский (Машевский А. Вопросы Баратынского. — 14); Гёте (Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15); Гоголь (Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15); Державин (Машевский А. Державин. — 11); Вячеслав Иванов (Дмитриев В. Лирные чары. — 31); Камил Икрамов (Полонский Г. Откуда же свет? — 42); Карамзин (Машевский А. Карамзин-поэт. — 20); Матусовский (Кертес М. Девять песен Михаила Матусовского. — 20); Виктор Некрасов (Лазарев Л. Верность правде. — 18); Николай Некрасов (Смирнов С. «Пестрел деревнями, дорогами дол...» — 40); Сент-Экзюпери (Свердлов М. Планета людей. — 48); Сталин (Сарнов Б. Дыхание Чейн-Стокса. — 32); Роберт Луис Стивенсон (Свердлов М. Приключение во времени. — 27–28); Чехов (Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15. Киреев Р. Посещение Бога. — 38); Шолохов (Васильев В. Шолохов и Нобелевская премия: История вопроса. — 23).

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

«Ася». — 47; «Баллада» (В.Ходасевич). — 29; «Вам!». — 19; «Внимая ужасам войны...». — 40; «Война и мир». — 41; «В ресторане». — 17; «Господа Головлёвы». — 33; «Деревня» (И.Тургенев). — 47; «Записки охотника». — 4; «Зойкина квартира». — 20; «Клоп». — 19; «Мастер и Маргарита». — 27–28; «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали...». — 36; «На полустанке». — 29; «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». — 25–26; «На хулящих учения. К уму своему». — 11; «Обломов». — 16; «О погоде». — 40; Трилогия А.В. Сухово-Кобылина. — 42; «Скупой рыцарь». — 25–26; «Чёрный обелиск». — 18; «Шинель». — 9.

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Бартеньева Н. Писать надо по делу! — 8.

Бойцова Н. Ошибки были. — 22.

Дмитренко С. Себестоимость образа. — 17.

Методическое письмо Министерства образования РФ № 13–51–125.13 от 28.10.2002. — 43.

Морозова Н. Министру образования Правительства РФ Е.М. Филиппову. — 31.

Открытое письмо учителей русского языка и литературы г. Копейска. — 44.

Наш ответ профессору В.Ф. Чертову. — 37 (см. также: Скверно! — 38).

О приличном и неприличном. — 37.

Письмо Л.И. Колтышевой из Свердловской области. — 31.

Письмо Е.К. Шалгумбаевой из г. Тараз (Казахстан). — 17.

Семёнов Р.А. Заметки на полях конспекта. — 11.

РАССКАЗЫ ОБ ИЛЛЮСТРАТОРАХ

Дмитренко С. Это Ротов. — 13.

Липатов В. Поэтика преодоления: Борис Маркевич. — 38.

Липатов В. Стихия характера: Георгий Якутович. — 33.

Липатов В. “Толстого кистью чудотворной”: Фёдор Толстой. — 25–26.

Липатов В. Человек-оркестр: Константин Иванович Рудаков. — 41.

Липатов В. Острота первого впечатления: Орест Верейский. — 43.

СЛОВАРЬ

Античная лирика. (Шайтанов И.) — 39.

Динамика поэтического мира: Тема. Проблема. Идея. Конфликт. (Федотов О.) — 15.

Журналы русского зарубежья. (Нимарочева С.) — 45.

Хандра. (Кошелев В.) — 27–28.

Художественная деталь. (Хайнади З.) — 30.

ТРИБУНА

Абелюк Е. Скажем авторам честно. — 35.

Баталова Е. Размышления после олимпиады. — 21.

Беленький Г. “О зловредных” методистах и курсе литературы в средней школе. — 4.

Беляева Н. ГОСТ для ученика. — 14.

Валиева С. Да, нам нужна литература! — 23.

Валикова Д. А была ли девочка? — 16.

Валикова Д. На обломках цивилизации. — 13.

Валикова Д. Почти что джентльмены. — 24.

Валикова Д. Пускай хам общим памятником будет... — 43.

Валикова Д. Пушкина мало не бывает? — 32.

Ветрова Т. Культ: запас прочности: Размышления учителя словесности. — 29.

Взгляд на темы сочинений по русской литературе выпускников 2002 года. — 15.

Волков С. “Безумье — и благоразумье”. — 13.

Волков С. Будем честными друг с другом! — 1.

Волков С. Дома новы — а предрассудки стары? — 34.

Волков С. Заметки на полях песенника. — 45.

Волков С. Ответ читателю. — 9.

Волков С. Русская классика сквозь амбразуру Единого экзамена. — 41.

Волков С. Шахматы поставлены. Игра начнётся 3 ию-ня. — 18.

Гагаев П. Останется ли русская литература в школах России? — 44.

День учителя литературы. — 15.

Дмитренко С. Говорить не устать, да в какую стать?! — 20.

Евграфова С. Не читал, но скажу... — 14.

Зинина Е. Письменный экзамен по литературе: каким ему быть? — 35.

К нашим читателям. — 45.

Какая литература нужна в школе? — 47.

Кобринский А. О “Кузнецком мосте”, “вечных французах” и Едином государственном экзамене по литературе. — 46.

Красухин Г. Опять двадцать пять! — 17.

Красухин Г. Чему должна учить литература? — 7.

Марутина И. Под сенью благих целей: О проекте стандартов литературного образования в школе. — 41.

Меркин Г. Попадёт ли Золушка на бал? — 45.

Открывая некрасовский номер. — 40.

“Оставьте нам литературу!”: Итоги конкурса сочинений. — 10.

Оценку ставить вам. — 6.

Письма из редакции. — 3.

Полтавец Е. Взрослым о детях или детям о взрослых?: Навстречу школьным стандартам, убегая от них. — 47.

Пора засучить рукава. — 33.

Соболев Л. “Жаль только жить в эту пору прекрасную...”. — 22.

Страшнов С. Школьные сочинения с публицистической проблематикой. — 30.

Учитель словесности: мужское это дело. — 7.

Храмцова Р. “Палочки должны быть «попиндикулярны»”? — 2.

Храмцова Р. Готовимся к сочинению эффективно. — 19.

Шапиро Н. Консультация перед экзаменом: Обзор тем выпускного сочинения. — 19.

Штильман С. Бег по кругу. — 3.

Штильман С. Дефиниции номинаций. — 16.

Шуралёв А. “Все прогрессы реакционны, если рушится человек”. — 24.

Щёлоков П. Нужно ли в наши дни читать книги? — 46.

Яковлев Г. Изучать ли в школе «Тараса Бульбу»? — 9.

Яковлев Г. Стандартизация искусства? — 48.

* * *

Седьмая Всероссийская олимпиада школьников по литературе. — 18.

Ответы к заданиям заключительного этапа VII Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 24.

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Ахундова О. «Не трогай в темноте...»: Анализ стихотворения Фёдора Сологуба. — 46.

Баталова Е. Откуда берётся счастье? — 1.

Богуславский С. Своеобразие баллад Жуковского. — 46.

Борусяк К. Две жены Пьера Безухова. — 41.

Браун С., Самуйлова А. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. — 46.

Бурков О. Образ мыши в фольклоре и русской литературе XIX–XX веков. — 37.

Великий и могучий, или Духовная пища в переработанном виде: Из работ учеников. — 13.

Вознесенская М. Философские взгляды Базарова и их испытание жизнью. — 47.

Волк В. Африка в поэзии Н.Гумилёва. — 46.

Воскресенская А. Идейно-художественная роль эпизода «Плач Ярославны». — 46.

Галлямов А. Мой сверстник в произведениях русской литературы XIX века. — 10.

Городничев Е. Цвет в повести А.П. Платонова «Котлован». — 17.

Зиятдинова А. И.А. Бунин «Лёгкое дыхание»: мастерство художественной детали. — 30.

Зиятдинова А. Мастерство портрета и его роль в создании характера: На примере образа Ильи Ильича Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов». — 16.

Игнатьева А. Тема свободы и любви в рассказе Горького «Макар Чудра» и поэме Пушкина «Цыганы». — 2.

Истомина П. Тема любви в русской литературе ХХ века. — 46.

Карепов Е. Два поэтических века одной царскосельской статуи: «Молочница с разбитым кувшином» П.П. Соколова в русской лирике XIX–XX веков. — 21.

Катков Н. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.

Кашицына Н. Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». — 10.

Конных Д. Образ загородного мира в романе Е.Замятина «Мы». — 22.

Коноплёва Н. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.

Костин И. О рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница». — 46.

Лановенчик Ю. Печорин — “тайна за семью печатями”? — 11.

Максов А. Моцарт и Сальери: в пьесе Пушкина и в фильме Формана. — 25–26.

Мальгинова А. Два противопоставления. — 34.

Михайлова Ж. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.

Найдёнова А. Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 41.

Нечаева А. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.

Пименов Н. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.

Платонова А. Серебряков и дядя Ваня: значение образов в пьесе. — 14.

Полян А. Анализ стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля». — 1.

Полян А. Ленский и Татьяна: Готовимся к сочинению. — 18.

Полян А. “Шум времени” в поэзии Мандельштама. — 34.

Порубова Е. Рецензия на рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». — 46.

Семенюта Н., Сыромолотова Е. Девять стихотворений Е.А. Баратынского. — 46.

Стрижевская О. Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.

Тимофеева Т. Сравнительный анализ стихотворений Саши Чёрного «Санкт-Петербург» и Осипа Мандельштама «Петербургские строфы». — 24.

Ткаченко Е. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.

Чеботарёва Н. Современник времени. — 34.

Шименкова С. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.

Шойжитова А. Основные мотивы лирики Жуковского. — 46.

УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ

Аксёнова Л. “Буду учителем, несмотря на все трудности...”. — 42.

Волков С. Когда в друзьях согласья нет... — 19.

Красухин Г. Спустя три года после двухсотлетия. — 25–26.

ФАКУЛЬТАТИВ

Бек Т. Центральный защитник: Штрихи к портрету Евгения Рейна. — 42.

Волкова О. Гарри Поттер и...: Попытка адекватной реакции. — 44.

Ответы на вопросы анкеты «Литературы»: Л.Лазарев, главный редактор журнала «Вопросы литературы», А.Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», И.Барметова, главный редактор журнала «Октябрь», С.Чупринин, главный редактор журнала «Знамя». — 2.

Киреев Р. Контрапункт Владимира Маканина. — 29.

Манн Ю. Произведение, не похожее на другие: «Ночи на вилле» Гоголя. — 48.

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Аржаников Г. Литературная викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 25–26.

Беляева Н. Многострадальный девятый: Обзор учебников литературы для 9-го класса. — 37.

Беляева Н. Стихотворение А.А. Ахматовой «Покорно мне воображенье...»: от анализа текста к культурологическому контексту. — 16.

Бессмольная Е. В волшебной стране: Урок-игра по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно». 5-й класс. — 21.

Бессмольная Е. Викторина для юных сыщиков по детективу Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». — 48.

Битянова М., Вачков И. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов. — 35.

Битянова М., Вачков И. (При разработке игры использовались идеи В.Пеньковой.) Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов. — 39.

Битянова М., Вачков И. (При разработке игры использовались идеи В.Пеньковой.) Встречи во вселенной: Игра на развитие толерантности для учащихся старшеклассников. — 39.

Борисенко Н. А нужен ли учебник?: Учебники для 11-го класса. — 39.

Волков С. “Любовь должна быть трагедией!”: Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет». — 8.

Волков С. От скакуна до клячи: Литературная игра, посвящённая году Лошади. — 6.

Волкова А. Государственный Литературный музей в Москве: новый век, новые экспозиции. — 47.

Головачёва А. “Всё по старому, бывалому...”: Традиции и новаторство в стихотворении А.А. Блока. 11-й класс. — 6.

Горяинова Е. Урок-конкурс по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина: Внеклассное чтение в 6-м классе. — 25–26.

Гурулёва С. Интеллектуальная игра по повестям А.С. Пушкина в 6-м классе. — 25–26.

Гусарова К. Вишнёвый сад — образ, символ, персонаж: План-конспект сочинения. — 12.

Задания заключительного этапа VII Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 21.

Коваль О. Спасём Мифландию!: Игра-путешествие по сказке Дж.Даррелла «Говорящий свёрток». 5-й класс. — 41.

Николаенко В. А.А. Блок «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...»: Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом». — 12.

Нимарочева С. Поговорим об учебниках “хороших и разных”. — 33.

Новикова А. “Место действия — Орёл...”: Урок — заочная экскурсия по следам лесковских героев. — 37.

Павлова М. Как выбрать учебник?: Об учебниках по литературе для 7-го класса. — 35.

Павлова О. Анализ стихотворения Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 12.

Пащук Н., Терентьева Н. Готовимся к темам: «Роль эпизода в литературном произведении» и «Мастерство писателя». — 12.

Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.

Радионова Л. Урок-игра. Сценарий игры «Колесо литературы». 9-й класс. — 35.

Скирда М. Сценарий игры «Умники и умницы» по «Слову о полку Игореве». 9-й класс. — 21.

Соболев Л. Мастерство писателя. — 12.

Соболев Л. От Гоголя до Чехова: Обзор учебников для 10-го класса. — 38.

Соловьёва Н. Турнир эрудитов по творчеству М.Цветаевой. — 39.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». Мысли и чувства автора: Два сочинения. — 6.

Хазова М. Олимпиада по античной культуре и литературе. — 21.

Харитонова О. Вишнёвый сад: Игра по одноимённой пьесе А.П. Чехова. 10-й класс. — 21.

Храмцова Н. Анализ рассказа И.А. Бунина «Качели». — 12.

Храмцова Р. Вот почему я работаю без учебника. — 34.

Шапиро Н. “На всём различные вериги...”: Учебники для 8-го класса. — 36.

Шапиро Н. Булгаков: Большая игра. — 27–28.

Шенкман В. “Неразрушимый вечно город Глупов...”. — 33.

Шипкова А. Устное народное творчество: Программа факультатива по литературе. — 36.

Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». — 8.

Щербина И. Некоторые подходы к анализу небольшого эпического произведения и эпизода. — 12.

Яблоков Е. Женщина цвета луны. — 27–28.

ШТУДИИ

Алпатов С. Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин. — 6.

Безносов Э. О сюжетных цитатах в стихотворении Некрасова «Секрет». — 40.

Бек Т. Старые поэтические жанры на новом витке. — 7.

Ваншенкин К. Из записей. — 14, 30, 38.

Васильев В. “Рим” Григория Мелехова: О финале «Тихого Дона». — 23.

Вершинина И. “С колен поднимется Евгений, — но удаляется поэт”. — 25–26.

Влащенко В. Почему в воровском мире был культ Есенина? — 19.

Влащенко В. Почему Печорин не умеет плавать? — 11.

Волков С. “Вписанный” портрет. — 5.

Воронцова Т. Мадам Приветливость и ключница Пелагея. — 48.

Воронцова Т. Подлинная история Красной Шапочки. — 44.

Горбатова Т. Трудничество и странничество как две формы праведной жизни в произведениях Н.А. Некрасова. — 40.

Злотников Н. Поэзия и духовность. — 31.

Зобин Г. Взыскующий Града. — 17.

Каратеева Т. Поэзия Востока: Китай. Япония. — 42.

Карпова С. Нобелевская премия: книги и люди. — 5.

Киреев Р. Вокруг Шекспира: Заметки читателя. — 22.

Киреев Р. Зелёная дверца: Заметки читателя. — 17.

Кошелев В. “Византийский миф” в «Истории одного города». — 33

Кошелев В. “Время колокольчиков”: Литературная история символа. — 6.

Красухин Г. Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии. — 25–26.

Лекманов О. “В неестественной позе, по Сомову”. — 3.

Лекманов О. “Звёзды смерти” в «Реквиеме» Анны Ахматовой. — 5.

Лекманов О. Из комментария к «Лёгкому дыханию» И.А. Бунина. — 10.

Лекманов О. Семь на шесть: К.Кесьлевский против А.П. Чехова. — 24.

Лёвочкина Н. Сергей Есенин и Николай Ставрогин: О некотором сходстве в судьбах поэта и литературного героя. — 19.

Лифшиц А. История русской письменности для школьников. — 20.

Мельникова А. Об эпиграфе к роману «Мастер и Маргарита». — 27–28.

Менделеева Д. Михаил Булгаков с «Золотым телёнком». — 23.

Нечипоренко Ю. Заветы Пушкина. — 13.

Нечипоренко Ю. Космогония Гоголя. — 1.

Осмоловский М. Сновиденческое пространство произведений А.С. Пушкина. — 25–26.

Ранчин А. Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». — 30.

Ранчин А. Как сшиты «Шофёрские перчатки»: Некоторые наблюдения над поэтикой С.Довлатова. — 10.

Ранчин А. Русский пистолет и турецкий кинжал. — 37.

Репин А. Сон Обломова. — 29.

Рослякова Л. Тема хозяина в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 5.

Сарнов Б. Бедный лён. — 45.

Сарнов Б. Таинственные лучи: Из книги «Скуки не было». — 13.

Свердлов М. Сказки и сказочники. — 34.

Свердлов М. Что будет, если...: Нравственные уроки научной фантастики. — 21.

Сергеева-Клятис А. “Из стакана в стакан”: Мандельштам и Батюшков. — 22.

Сергеева-Клятис А. «Таврида» К.Н. Батюшкова: романтизм или ампир? — 14.

Сергеева-Клятис А. М.Цветаева и К.Батюшков. К вопросу о творческом диалоге. — 39.

Скокова Л. Тургенев о свободе личности и долге: Роман «Дворянское гнездо». — 47.

Соловьёва Л. Опыт прочтения стихотворения А.Блока «Шаги Командора». — 47.

Строганов М. Странствователь и домосед. — 16.

Федякин С. 1946-й. — 18.

Френкель В. Всё, что гибелью грозит... — 25–26.

Халфин Ю. Два лейтмотива пушкинского романа в стихах. — 25–26.

Халфин Ю. Последний поэт Серебряного века: Три встречи с Арсением Тарковским. — 42.

Хелемский Я. Двойное воспоминание. — 36.

Хелемский Я. Неизбежные спутники. — 1.

Хелемский Я. Словно сегодня сказано... — 7.

Хелемский Я. “Человечность — не только глубь и высь...”. — 18.

Царькова Ю. Дорога к алым парусам. — 31.

Шайтанов И. Расследование ведёт Шерлок Холмс. — 10.

Штильман С. Под маской гротеска: О своеобразии гоголевского “реализма”. — 9.

Якимов П. Художественное время в сказках и былинах. — 43.

Я ИДУ НА УРОК

Архангельский А. Герои «Войны и мира»: Глава из нового учебника. — 1.

Баженова Е. Три урока по Рабле. — 2.

Беляева Н. “Следует жить!”: Поэзия Юрия Левитанского. — 2.

Блинова З. Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». — 9.

Брыкова Е. Мотив падения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.

Волков С. Тренировочный текст по пьесе Горького «На дне». — 8.

Вшивкова В. Александр Грин. «Алые паруса»: Урок внеклассного чтения в 8-м классе. — 31.

Галицких Е. «Алые паруса» А.Грина — от метафоры к символу ХХ века. — 5.

Гокинаева В. “Поэзии непостижимой лики...”: Материалы для анализа лирики в школе. — 21.

Голова М. Гёте — человек Нового времени: Уроки по роману «Страдания юного Вертера». — 43.

Голованёва М. Изучение рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху». — 24.

Горбунова Е. “И думал о счастье..”: А.Грин. «Алые паруса»: Урок в 8-м классе. — 31.

Горбунова Е. Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». — 25–26.

Жукова Г. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова. — 37.

Ибрагимова С. Бедный человек или бедный чиновник?: Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель». — 9.

Ковальчук О. Высший суд — суд совести: Урок по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда». — 35.

Корнеева Е. Все мы родом из детства: Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 8-м классе. — 11.

Кочеткова Г. Лирика Лермонтова на уроке. — 24.

Кривогорницына Е. Н.В. Гоголь. «Портрет». Часть I: Урок в 8-м классе. — 48.

Лобанова Н. Незыблемые скалы ценностей: Урок по повести «Шестьдесят свечей» В.Тендрякова. — 23.

Маркина Л. “Два доктора”: Быт и бытие в рассказах А.П. Чехова «Попрыгунья» и «Ионыч». — 30.

Нелькин А. Методические рекомендации к изучению поэзии Иосифа Бродского в 11-м классе. — 23.

Островская М. Система уроков по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 25–26.

Павлова М. «Поэзия — плуг, взрывающий время...»: Опыт внимательного чтения стихотворения О.Мандельштама «Золотистого мёда струя из бутылки текла...». — 22.

Павлова М. Поэт и толпа: В.Маяковский «Нате!» и М.Цветаева «Квиты: вами я объедена»: перекличка через двадцать лет. — 39.

Полтавец Е. “Нерешённый, висячий вопрос...”: Почему погиб Андрей Болконский. — 29.

Полтавец Е. Завершающий урок по «Войне и миру»: Притча и апория в тексте. Жанр. Смысл названия. — 41.

Прокопенко З. Изучение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7-м классе. — 3.

Рождественская И. Образ чёрного человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С.Есенина «Чёрный человек». — 19.

Сафонова Е. Диалог как средство раскрытия характера: В.Распутин «Женский разговор». — 35.

Суслова И. «Не в законе правда, а в человеке»: Анализ рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху» в 11-м классе. — 24.

Тарасова Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Эхо». — 19.

Учамбрина И. «В живых сердцах оставить свет...»: Поэзия Марии Петровых. — 6.

Учамбрина И. Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского: Урок-дискуссия. 10-й класс. — 17.

Халфин Ю. “Души волшебное светило”: Размышление над пушкинским стихотворением «Красавица» в контексте лирики поэта. — 25–26.

Храмова Г. Роман У.Голдинга «Повелитель мух». 8-й класс. — 3.

Храмцова Р. «Выпытать дух минувшего века...». — 9.

Храмцова Р. Читаем Заболоцкого в 6-м классе. — 6.

Цветкова Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб». — 19.

Чеканова Е. История о “нежной и великодушной любви”: «Олеся» А.И. Куприна. — 47.

Шабалкова Г. Феномен Гарри Поттера: Урок внеклассного чтения для учащихся 5–6-х классов. — 32.

Шайтанов И. Сентиментализм. — 3.

Шайтанов И. Космос против хаоса. — 24.

Шайтанов И. Из мифа в историю. — 27–28, 32.

Шайтанов И. Литература отправляется на расследование: По; Диккенс. — 43.

Шайтанов И. От подвига к приключению. — 17.

Шайтанов И. Рыцари Круглого стола. — 14.

Шайтанов И. Старые боги под новыми именами. — 5.

Шуралёв А. “Истина, которая освобождает”. — 15.

Якушева Г. В Петербурге Достоевского. — 34.

Яновская С. Планы-“вопросники” к сочинению в 10-м классе. — 8.

СЕМИНАРИЙ ЛИТЕРАТУРЫ

№ 1 — Герои «Войны и мира».

№ 2 — Уроки Владимира Васильевича Вейдле.

№ 3 — Сентиментализм.

№ 4 — Сенковский о Гоголе.

№ 5 — «Поднятая целина».

№ 6 — Хорошее отношение к лошадям в год Лошади.

№ 7 — Уроки Петра Михайловича Бицилли.

№ 9 — Номер посвящён творчеству Н.В. Гоголя.

№ 10 — Конкурс сочинений.

№ 11 — Русские поэты XVIII века

№ 13 — Из книги Б.Сарнова.

№ 14 — Спутники Пушкина.

№ 15 — Теория литературы.

№ 16 — Материалы по Гончарову.

№ 17 — Материалы по Платонову.

№ 18 — После Второй мировой.

№ 19 — Есенин и Маяковский: новые прочтения.

№ 20 — История русской письменности для школьников.

№ 21 — Учение с увлечением.

№ 22 — Архивная статья Михаила Каткова.

№ 23 — Материалы по Шолохову.

№ 24 — Космос против хаоса: Античная мифология.

№ 25–26 — Номер посвящён творчеству А.С. Пушкина.

№ 27–28 — Материалы по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

№ 29 — Почему погиб Андрей Болконский?

№ 30 — Материалы по Чехову.

№ 31 — Степан Бурачок о Лермонтове.

№ 32 — Дыхание Чейн-Стокса: Воспоминания Б.Сарнова.

№ 33 — Материалы по Салтыкову-Щедрину.

№ 34 — Сказки и сказочники.

№ 35 — Методические материалы к уроку по литературе.

№ 36 — Уроки Виктора Михайловича Чернова.

№ 37 — Материалы по Лескову.

№ 38 — Чехов: Из книги Р.Киреева «Семь великих смертей».

№ 39 — Материалы по Цветаевой.

№ 41 — «Война и мир».

№ 42 — Современная литература.

№ 43 — Зарубежная литература.

№ 44 — «Преступление и наказание» в критике 1860-х годов.

№ 45 — Черты удивительного времени: Из воспоминаний Б.Сарнова.

№ 47 — Материалы по Тургеневу.

№ 48 — Материалы по Гоголю.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

(ведёт Лариса Мезенцева)

1 — «Памятные даты. Январь—июнь»; 2–24; 25–26 — «Памятные даты»; 26–48.

КРОССВОРДЫ

(кроссмейстер Виктор Федоринов)

1 — «Рождественский»; 2–4, 7, 8, 9 — «Гоголь и герои его произведений»; 10 — «Писатели по имени Иван»; 11; 12 — «Зарубежная литература»; 13 — «Первоапрельский»; 14, 15, 16 — «А.Н. Толстой»; 17, 18, 20 — «И.А. Крылов»; 21–24, 25–26 — «А.С. Пушкин»; 27–28 — «М.А. Булгаков»; 29–39; 40 — «Н.А. Некрасов»; 41–45; 46 — «Детская литература»; 47 — «Русская литература ХХ века»; 48 — «Новогодний».

КРИПТОГРАММЫ

(криптограф Виктор Федоринов)

5 — «В.А. Жуковский»; 6 — «В.Г. Короленко»; 19.

Рейтинг@Mail.ru