Архив
Содержание «Литературы» за 2002 год
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Хазова М. Олимпиада по античной культуре и литературе. — 21.
Шайтанов И. Античная лирика. — 39.
Шайтанов И. Из мифа в историю. — 27–28, 32.
МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР
Бурков О. Образ мыши в фольклоре и русской литературе XIX–XX веков. — 37.
Волков С. Заметки на полях песенника. — 45.
Шайтанов И. Рыцари Круглого стола. — 14.
Шайтанов И. Старые боги под новыми именами. — 5.
Шайтанов И. Космос против хаоса. — 24.
Шайтанов И. Из мифа в историю. — 27–28, 32.
Шипкова А. Устное народное творчество: Программа факультатива по литературе. — 36.
Якимов П. Художественное время в сказках и былинах. — 43.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воскресенская А. Идейно-художественная роль эпизода «Плач Ярославны». — 46.
Лифшиц А. История русской письменности для школьников. — 20.
Скирда М. Сценарий игры «Умники и умницы» по «Слову о полку Игореве». 9-й класс. — 21.
СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ
Ф.А. АБРАМОВ
Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.
С.Т. АКСАКОВ
Воронцова Т. Мадам Приветливость и ключница Пелагея. — 48.
Г.-Х. АНДЕРСЕН
Свердлов М. Сказки и сказочники. — 34.
В.П. АСТАФЬЕВ
Последний поклон. — 1.
А.А. АХМАТОВА
Беляева Н. Стихотворение А.А. Ахматовой «Покорно мне воображенье...»: от анализа текста к культурологическому контексту. — 16.
Лекманов О. “Звёзды смерти” в «Реквиеме» Анны Ахматовой. — 5.
Е.А. БАРАТЫНСКИЙ
Машевский А. Вопросы Баратынского. — 14.
Семенюта Н., Сыромолотова Е. Девять стихотворений Е.А. Баратынского. — 46.
К.Н. БАТЮШКОВ
Сергеева-Клятис А. “Из стакана в стакан”: Мандельштам и Батюшков. — 22.
Сергеева-Клятис А. «Таврида» К.Н. Батюшкова: романтизм или ампир? — 14.
Р.БЁРНС
Шайтанов И. Сентиментализм. — 3.
А.А. БЛОК
Братцева И. «В ресторане» А.Блока. — 17.
Вейдле В. Из книги о Блоке. — 2.
Головачёва А. «Всё по старому, бывалому...»: Традиции и новаторство в стихотворении А.А. Блока. 11-й класс. — 6.
Николаенко В. «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали...»: Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом». — 36.
Николаенко В. А.А. Блок «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...»: Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом». — 12.
Полян А. Анализ стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля». — 1.
Соловьёва Л. Опыт прочтения стихотворения А.Блока «Шаги Командора». — 47.
И.А. БРОДСКИЙ
Гокинаева В. “Поэзии непостижимой лики...”: Материалы для анализа лирики в школе. — 21.
Катков Н. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.
Коноплёва Н. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.
Михайлова Ж. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.
Нелькин А. Методические рекомендации к изучению поэзии Иосифа Бродского в 11-м классе. — 23.
Нечаева А. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.
Павлова О. Анализ стихотворения Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 12.
Пименов Н. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.
Ткаченко Е. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.
Шименкова С. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.
Р.БРЭДБЕРИ
Свердлов М. Что будет, если...: Нравственные уроки научной фантастики. — 21.
М.А. БУЛГАКОВ
Брыкова Е. Мотив падения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.
Лукин Ю. «...Хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты...». — 27–28.
Мельникова А. Об эпиграфе к роману «Мастер и Маргарита». — 27–28.
Менделеева Д. Михаил Булгаков с «Золотым телёнком». — 23.
Пестов С. Мастер и Берлиоз. — 27–28.
Слуцкий В. Роман отчаяния и надежды: Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.
Стрижевская О. Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.
Тарханова Д. «Зойкина квартира». — 20.
Шапиро Н. Булгаков: Большая игра. — 27–28.
Яблоков Е. Женщина цвета луны. — 27–28.
И.А. БУНИН
Зиятдинова А. И.А. Бунин «Лёгкое дыхание»: Мастерство художественной детали. — 30.
Лекманов О. Из комментария к «Лёгкому дыханию» И.А. Бунина. — 10.
Ранчин А. Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». — 30.
Храмцова Н. Анализ рассказа И.А. Бунина «Качели». — 12.
Ж.ВЕРН
Шайтанов И. От подвига к приключению. — 17.
И.В. ГЁТЕ
Голова М. Гёте — человек Нового времени: Уроки по роману «Страдания юного Вертера». — 43.
Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15.
Н.В. ГОГОЛЬ
Бицилли П.М. Гоголь и Чехов: проблема классического искусства. — 7.
Блинова З. Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». — 9.
Волков С. Ответ читателю. — 9.
Ибрагимова С. Бедный человек или бедный чиновник?: Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель». — 9.
Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15.
Кривонос В. Загадка эпилога «Шинели» Гоголя. — 9.
Кривогорницына Е. Н.В. Гоголь. «Портрет». Часть I: Урок в 8-м классе. — 48.
Лесков Н.С. Помяните Гоголя. — 9.
Манн Ю. Произведение, не похожее на другие: «Ночи на вилле» Гоголя. — 48.
Манн Ю. Сквозник-Дмухановский в двух ликах. — 9.
Митта А. Человек-смерть. — 45.
Нечипоренко Ю. Космогония Гоголя. — 1.
Сенковский О.И. Рецензии на сочинения Гоголя. — 4.
Храмцова Р. «Выпытать дух минувшего века...». — 9.
Штильман С. Под маской гротеска: О своеобразии гоголевского “реализма”. — 9.
Штильман С. Чичиков. Герой нашего времени. — 19.
Яковлев Г. Изучать ли в школе «Тараса Бульбу»? — 9.
У.ГОЛДИНГ
Храмова Г. Роман У.Голдинга «Повелитель мух». 8-й класс. — 3.
ГОМЕР
Шайтанов И. Из мифа в историю. — 32.
И.А. ГОНЧАРОВ
Зиятдинова А. Мастерство портрета и его роль в создании характера. — 16.
Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.
Репин А. Сон Обломова. — 29.
Строганов М. Странствователь и домосед. — 16.
Хайнади З. Потерянный рай. — 16.
М.ГОРЬКИЙ
Волков С. Тренировочный текст по пьесе Горького «На дне». — 8.
Игнатьева А. Тема свободы и любви в рассказе Горького «Макар Чудра» и поэме Пушкина «Цыганы». — 2.
Т.ГРЕЙ
Шайтанов И. Сентиментализм. — 3.
Братья ГРИММ
Воронцова Т. Подлинная история Красной Шапочки. — 44.
Свердлов М. Сказки и сказочники. — 34.
А.С. ГРИН
Вшивкова В. А.Грин. «Алые паруса»: Урок внеклассного чтения в 8-м классе. — 31.
Галицких Е. «Алые паруса» А.Грина — от метафоры к символу ХХ века. — 5.
Горбунова Е. «И думал о счастье...»: А.Грин. «Алые паруса»: Урок в 8-м классе. — 31.
Царькова Ю. Дорога к алым парусам. — 31.
Н.С. ГУМИЛЁВ
Волк В. Африка в поэзии Н.Гумилёва. — 46.
Д.ДАРРЕЛЛ
Коваль О. Спасём Мифландию!: Игра-путешествие по сказке «Говорящий свёрток». 5-й класс. — 41.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Машевский А. Державин. — 11.
Ч.ДИККЕНС
Шайтанов И. Таинственная реальность: Диккенс. — 43.
С.Д. ДОВЛАТОВ
Ранчин А. Как сшиты «Шофёрские перчатки». —10.
А.К. ДОЙЛ
Шайтанов И. Расследование ведёт Шерлок Холмс. — 10.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Ахшарумов Н. «Преступление и наказание», роман Ф.М. Достоевского. — 44.
О романе «Преступление и наказание». — 44.
Учамбрина И. Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. — 17.
Якушева Г. В Петербурге Достоевского. — 34.
Яновская С. Планы-“вопросники” к сочинению в 10-м классе. — 8.
С.А. ЕСЕНИН
Влащенко В. Почему в воровском мире был культ Есенина? — 19.
Лёвочкина Н. Сергей Есенин и Николай Ставрогин: О некотором сходстве в судьбах поэта и литературного героя. — 19.
Рождественская И. Образ чёрного человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С.Есенина «Чёрный человек». — 19.
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Богуславский С. Своеобразие баллад Жуковского. — 46.
Шойжитова А. Основные мотивы лирики Жуковского. — 46.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Кашицына Н. Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». — 10.
Храмцова Р. Читаем Заболоцкого в 6-м классе. — 6.
Е.И. ЗАМЯТИН
Конных Д. Образ загородного мира в романе Е.Замятина «Мы». — 22.
В.И. ИВАНОВ
Дмитриев В. Лирные чары. — 31.
Г.И. ИВАНОВ
Лекманов О. “В неестественной позе, по Сомову”. — 3.
К.А. ИКРАМОВ
Полонский Г. Откуда же свет?: Радио-эссе. — 42.
Илья ИЛЬФ, Е. ПЕТРОВ
Менделеева Д. Михаил Булгаков с «Золотым телёнком». — 23.
Ю.П. КАЗАКОВ
Каплан И. В традиции Чехова: Юрий Казаков «На полустанке». — 29.
А.Д. КАНТЕМИР
Ольшевская Л., Травников С. “Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу”: Поэтика сатиры А.Д. Кантемира «На хулящих учения. К уму своему». — 11.
Н.М. КАРАМЗИН
Алпатов С. Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин. — 6.
Машевский А. Карамзин-поэт. — 20.
Р.КИПЛИНГ
Свердлов М. Люди учатся у животных: Ад и рай Редьярда Киплинга. — 16.
Ф.КУПЕР
Шайтанов И. От подвига к приключению. — 17.
А.И. КУПРИН
Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». — 8.
Волков С. “Любовь должна быть трагедией!”: Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет». — 8.
Чеканова Е. История о “нежной и великодушной любви”: «Олеся» А.И. Куприна. — 47.
Ю.Д. ЛЕВИТАНСКИЙ
Беляева Н. “Следует жить!” — 2.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Бурачок С.А. «Герой нашего времени» М.Лермонтова (Разговор в гостиной). — О стихотворениях М.Ю. Лермонтова. — 31.
Влащенко В. Почему Печорин не умеет плавать? — 11.
Каплан И. “Под белой фуражкой образованный ум”: О начитанности Печорина. — 11.
Кочеткова Г. Лирика Лермонтова на уроке. — 24.
Лановенчик Ю. Печорин — “тайна за семью печатями”? — 11.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». Мысли и чувства автора. — 6.
Н.С. ЛЕСКОВ
Браун С., Самуйлова А. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. — 46.
Жукова Г. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова. — 37.
Менделеева Д. “Человек на часах”: тема с вариациями. — 37.
Новикова А. “Место действия — Орёл...”: Урок — заочная экскурсия по следам лесковских героев. — 37.
Ранчин А. Русский пистолет и турецкий кинжал. — 37.
А.ЛИНДГРЕН
Бессмольная Е. Викторина для юных сыщиков по детективу Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». — 48.
В.С. МАКАНИН
Киреев Р. Контрапункт Владимира Маканина. — 29.
О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Павлова М. “Поэзия — плуг, взрывающий время...”: Опыт внимательного чтения стихотворения О.Мандельштама «Золотистого мёда струя из бутылки текла...». — 22.
Полян А. “Шум времени” в поэзии Мандельштама. — 34.
Сергеева-Клятис А. “Из стакана в стакан”: Мандельштам и Батюшков. — 22.
Тимофеева Т. Сравнительный анализ стихотворений Саши Чёрного «Санкт-Петербург» и Осипа Мандельштама «Петербургские строфы». — 24.
Чеботарёва Н. Современник времени. — 34.
М.Л. МАТУСОВСКИЙ
Кертес М. Девять песен Михаила Матусовского. — 20.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Лекманов О. Об одном стихотворении В.Маяковского. — 19.
Павлова М. Поэт и толпа: В.Маяковский «Нате!» и М.Цветаева «Квиты: вами я объедена»: перекличка через двадцать лет. — 39.
Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.
Чебанова О. «Клоп» Маяковского и комедия дель ар-те. — 19.
В.В. НАБОКОВ
Чурлик Н. “Самый русский” роман В.Набокова: Вслед за автором по страницам романа «Машенька». — 21.
Ю.М. НАГИБИН
Тарасова Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Эхо». — 19.
Цветкова Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб». — 19.
В.П. НЕКРАСОВ
Лазарев Л. Верность правде. Творческий путь Виктора Некрасова. — 18.
Н.А. НЕКРАСОВ
Безносов Э. О сюжетных цитатах в стихотворении Некрасова «Секрет». — 40.
Горбатова Т. Трудничество и странничество как две формы праведной жизни в произведениях Н.А. Некрасова. — 40.
Дудышкин С.С. Стихотворения Н.Некрасова. — 40.
Матвеева Л. Семнадцать строчек Некрасова. — 40.
Машевский А. Цикл «О погоде» Н.А. Некрасова. — 40.
Открывая некрасовский номер. — 40.
Смирнов С. “Пестрел деревнями, дорогами дол...”: По некрасовскому Заволжью. — 40.
Б.Ш. ОКУДЖАВА
Бек Т. Старые поэтические жанры на новом витке. — 7.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Шуралёв А. Истина, которая освобождает. — 15.
Ш.ПЕРРО
Свердлов М. Сказки и сказочники. — 34.
Воронцова Т. Подлинная история Красной Шапочки. — 44.
М.С. ПЕТРОВЫХ
Учамбрина И. В “живых сердцах оставить свет...”. — 6.
А.П. ПЛАТОНОВ
Городничев Е. Цвет в повести А.П. Платонова «Котлован». — 17.
Зобин Г. Взыскующий Града. — 17.
Костин И. О рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница». — 46.
А.Э. ПО
Шайтанов И. Материальная фантастика: По. — 43.
А.С. ПУШКИН
Алпатов С. Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин. — 6.
Аржаников Г. Литературная викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 25–26.
Вершинина И. «С колен поднимется Евгений, — но удаляется поэт». — 25–26.
Горбунова Е. Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». — 25–26.
Горяинова Е. Урок-конкурс по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина: Внеклассное чтение в 6-м классе. — 25–26.
Гурулёва С. Интеллектуальная игра по повестям А.С. Пушкина в 6-м классе. — 25–26.
Игнатьева А. Тема свободы и любви в рассказе Горького «Макар Чудра» и поэме Пушкина «Цыганы». — 2.
Красухин Г. Опять двадцать пять! — 17.
Красухин Г. Спустя три года после двухсотлетия. — 25–26.
Красухин Г. Испытание благородства. — 25–26.
Красухин Г. Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии. — 25–26.
Максов А. Моцарт и Сальери: в пьесе Пушкина и в фильме Формана. — 25–26.
Нечипоренко Ю. Заветы Пушкина. — 13.
Осмоловский М. Сновиденческое пространство произведений А.С. Пушкина. — 25–26.
Островская М. Система уроков по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 25–26.
Полян А. Ленский и Татьяна: Готовимся к сочинению. — 18.
Радионова Л. Урок-игра. Сценарий игры «Колесо литературы». 9–10-е классы. — 35.
Ранчин А. Поэтика и грамматика, или Иллюзия простоты: о стихотворении А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». — 25–26.
Рождественская И. Образ чёрного человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С.Есенина «Чёрный человек». — 19.
Учамбрина И. Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. — 17.
Френкель В. Всё, что гибелью грозит... — 25–26.
Халфин Ю. Два лейтмотива пушкинского романа в стихах. — 25–26.
Халфин Ю. “Души волшебное светило”: Размышление над пушкинским стихотворением «Красавица» в контексте лирики поэта. — 25–26.
Ф.РАБЛЕ
Баженова Е. Три урока по Рабле. — 2.
В.Г. РАСПУТИН
Сафонова Е. Диалог как средство раскрытия характера: В.Распутин «Женский разговор». — 35.
Е.Б. РЕЙН
Бек Т. Центральный защитник: Штрихи к портрету Евгения Рейна. — 42.
Э.М. РЕМАРК
Богданов В. Напрасные уроки: Антифашистский роман Ремарка. — 18.
Д.РОУЛИНГ
Волкова О. Гарри Поттер и...: Попытка адекватной реакции. — 44.
Шабалкова Г. Феномен Гарри Поттера: Урок внеклассного чтения для учащихся 5–6-х классов. — 32.
Ж.-Ж. РУССО
Шайтанов И. Глава из нового учебника по зарубежной литературе. Сентиментализм. — 3.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Кошелев В. “Византийский миф” в «Истории одного города». — 33
Прокопенко З. Изучение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7-м классе. — 3.
Хайнади З. Беспримесная сатира. — 33.
Шенкман В. “Неразрушимый вечно город Глупов...”. — 33.
О.И. СЕНКОВСКИЙ
Сенковский О. О Гоголе. — 4.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Корнеева Е. Все мы родом из детства: Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц» в 8-м классе. — 11.
Свердлов М. Планета людей. — 48.
В.СКОТТ
Алпатов С. Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин. — 6.
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
Порубова Е. Рецензия на рассказ «Один день Ивана Денисовича». — 46.
Ф.К. СОЛОГУБ
Ахундова О. «Не трогай в темноте...»: Анализ стихотворения Фёдора Сологуба. — 46.
Л.СТЕРН
Шайтанов И. Сентиментализм. — 3.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Свердлов М. Приключение во времени. — 27–28.
А.В. СУХОВО-КОБЫЛИН
Тарханова Д. Драма — трагедия — мрачный фарс. — 42.
А.А. ТАРКОВСКИЙ
Халфин Ю. Последний поэт Серебряного века: Три встречи с Арсением Тарковским. — 42.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Мальгинова А. Два противопоставления. — 34.
МАРК ТВЕН
Свердлов М. Том Сойер, Гек Финн и Марк Твен. — 19.
В.Ф. ТЕНДРЯКОВ
Лобанова Н. Незыблемые скалы ценностей: Урок по повести «Шестьдесят свечей» В.Тендрякова. — 23.
Дж. Р.Р. ТОЛКИН
Бессмольная Е. В волшебной стране: Урок-игра по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно». 5-й класс. — 21.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Архангельский А. Герои «Войны и мира»: Глава из нового учебника. — 1.
Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. — 7.
Борусяк К. Две жены Пьера Безухова. — 41.
Найдёнова А. Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 41.
Полтавец Е. Взрослым о детях или детям о взрослых?: Навстречу школьным стандартам, убегая от них. — 47.
Полтавец Е. “Нерешённый, висячий вопрос...”: Почему погиб Андрей Болконский? — 29.
Полтавец Е. Завершающий урок по «Войне и миру»: Притча и апория в тексте. Жанр. Смысл названия. — 41.
Репин А. Какова роль Тихона Щербатого в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»? — 22.
Репин А. Отец и сын. — 41.
Соболев Л. Мастерство писателя. — 12.
Чернов В. Два полюса духовного скитальчества (Лев Толстой и Глеб Успенский). — 36.
Шуралёв А. “Любить Бога во всех проявлениях”: Земное воплощение инопланетной сущности героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». — 41.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Вознесенская М. Философские взгляды Базарова и их испытание жизнью. — 47.
Ерёмина О. Нарушая правила игры… — 47.
Катков М. Роман Тургенева и его критики. — 22.
Менделеева Д. Последний романтик, или Тайна Евгения Б. — 30.
Потапова А. «Деревня» Тургенева: поэзия прозы. — 47.
Сахаров В. Народ: от поэзии к правде: Ещё о «Записках охотника». — 4.
Скокова Л. Тургенев о свободе личности и долге: Роман «Дворянское гнездо». — 47.
Яковлев Г. А кто такая Одинцова? — 47.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Вейдле В. Последняя любовь Тютчева. — 2.
О.УАЙЛЬД
Ковальчук О. Высший суд — суд совести: Урок по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда». — 35.
Г.И. УСПЕНСКИЙ
Чернов В. Два полюса духовного скитальчества (Лев Толстой и Глеб Успенский). — 36.
Г.УЭЛЛС
Свердлов М. Что будет, если...: Нравственные уроки научной фантастики. — 21.
А.А. ФЕТ
Кошелев В. Хандра. — 27–28.
В.Ф. ХОДАСЕВИЧ
Гёблер Ф. Об одном стихотворении Владислава Ходасевича. — 29.
М.И. ЦВЕТАЕВА
Павлова М. Поэт и толпа: В.Маяковский «Нате!» и М.Цветаева «Квиты: вами я объедена»: перекличка через двадцать лет. — 39.
Сергеева-Клятис А. М.Цветаева и К.Батюшков. К вопросу о творческом диалоге. — 39.
Соловьёва Н. Турнир эрудитов по творчеству М.Цветаевой. — 39.
А.П. ЧЕХОВ
Бицилли П.М. Гоголь и Чехов: проблема классического искусства. — 7.
Гусарова К. Вишнёвый сад — образ, символ, персонаж: План-конспект сочинения. — 12.
Киреев Р. Дом Беликова. — 4.
Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15.
Киреев Р. Чехов. Посещение Бога. — 38.
Лекманов О. Семь на шесть: К.Кесьлевский против А.П. Чехова. — 24.
Маркина Л. “Два доктора”: Быт и бытие в рассказах А.П. Чехова «Попрыгунья» и «Ионыч». — 30.
Митта А. Человек-смерть. — 45.
Платонова А. Серебряков и дядя Ваня: значение образов в пьесе. — 14.
Ранчин А. Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». — 30.
Хайнади З. Художественная деталь. — 30.
Харитонова О. Вишнёвый сад: Игра по одноимённой пьесе А.П. Чехова. 10-й класс. — 21.
Саша ЧЁРНЫЙ
Тимофеева Т. Сравнительный анализ стихотворений Саши Чёрного «Санкт-Петербург» и Осипа Мандельштама «Петербургские строфы». — 24.
Д.Г. ШЕВАРОВ
Баталова Е. Откуда берётся счастье? — 1.
У.ШЕКСПИР
Киреев Р. Вокруг Шекспира: Заметки читателя. — 22.
М.ШЕЛЛИ
Струкова Т. Долгая жизнь романа Мэри Шелли «Франкенштейн». — 27–28.
И.С. ШМЕЛЁВ
Голованёва М. Изучение рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху». — 24.
Суслова И. “Не в законе правда, а в человеке”: Анализ рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху» в 11-м классе. — 24.
М.А. ШОЛОХОВ
Васильев В. “Рим” Григория Мелехова: О финале «Тихого Дона». — 23.
Васильев В. Шолохов и Нобелевская премия: История вопроса. — 23.
Истомина П. Тема любви в русской литературе ХХ ве-ка. — 46.
Рослякова Л. Тема хозяина в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 5.
В.М. ШУКШИН
Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.
АРХИВ |
Ахшарумов Н.Д. «Преступление и наказание», роман Достоевского. (Вступительная статья, републикация и примечания Л.И. Соболева.) — 44.
Бицилли П.М. Гоголь и Чехов: проблема классического искусства. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. (Републикация и предисловие Б.Ланина.) — 7.
Бурачок С.А. «Герой нашего времени» М.Лермонтова (Разговор в гостиной). — О стихотворениях М.Ю. Лермонтова. (Републикация, вступительная заметка и примечания Л.И. Соболева.) — 31.
Вейдле В.В. Последняя любовь Тютчева. Несколько фрагментов о Блоке. (Вступительная статья, подготовка текста и републикация Б.Ланина.) — 2.
Дудышкин С.С. Стихотворения Н.Некрасова. (Вступительная статья, републикация и комментарии Л.И. Соболева.) — 40.
Катков М.Н. Роман Тургенева и его критики. (Републикация, вступительная статья и примечания Л.И. Соболева.) — 22.
Лесков Н.С. Помяните Гоголя. — 9.
«Преступление и наказание» в критике 1860-х годов. — 44.
Сенковский О.И. Рецензии на сочинения Гоголя. (Подготовка текста, вступительная заметка и примечания Л.И. Соболева.) — 4.
Чернов В.М. Стихия скитальчества у корифеев русской литературы. Два полюса духовного скитальчества. Убийство русской литературы. (Републикация Б.Ланина.) — 36.
ГАЛЕРЕЯ |
Евгений Базаров (Менделеева Д. — 30); Беликов (Киреев Р. — 4; Митта А. — 45); Болконские (Репин А. — 41); Маргарита (Яблоков Е. — 27–28); Мастер и Берлиоз (Пестов С. — 27–28); Одинцова (Яковлев Г. — 47); Печорин (Каплан И. — 11); Постников (Менделеева Д. — 37); Сквозник-Дмухановский (Манн Ю. — 9); Тихон Щербатый (Репин А. — 22); Том Сойер и Гек Финн (Свердлов М. — 19); Печорин (Каплан И. — 11); Чичиков (Штильман С. — 19).
ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ |
“Для его славы ничего не нужно…”: С булгаковедом, библиографом Борисом Мягковым беседует редактор газеты «Литература» Сергей Дмитренко. — 27–28.
КНИЖНАЯ ПОЛКА |
1–48.
КОНКУРСЫ |
Конкурс для подписчиков. — 1–20, 25–26, 33–47.
Конкурс сочинений. — 10.
НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ |
Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений. 2001–2002 учебный год. — 16.
Проект образовательного стандарта основного общего образования по литературе. — 33.
Свердлов М. Люди учатся у животных: Ад и рай Редьярда Киплинга. — 16.
Струкова Т. Долгая жизнь романа Мэри Шелли «Франкенштейн». — 27–28.
Чурлик Н. “Самый русский” роман В.Набокова: Вслед за автором по страницам романа «Машенька». — 21.
ПАНТЕОН |
Баратынский (Машевский А. Вопросы Баратынского. — 14); Гёте (Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15); Гоголь (Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15); Державин (Машевский А. Державин. — 11); Вячеслав Иванов (Дмитриев В. Лирные чары. — 31); Камил Икрамов (Полонский Г. Откуда же свет? — 42); Карамзин (Машевский А. Карамзин-поэт. — 20); Матусовский (Кертес М. Девять песен Михаила Матусовского. — 20); Виктор Некрасов (Лазарев Л. Верность правде. — 18); Николай Некрасов (Смирнов С. «Пестрел деревнями, дорогами дол...» — 40); Сент-Экзюпери (Свердлов М. Планета людей. — 48); Сталин (Сарнов Б. Дыхание Чейн-Стокса. — 32); Роберт Луис Стивенсон (Свердлов М. Приключение во времени. — 27–28); Чехов (Киреев Р. Мемориальный триптих. — 15. Киреев Р. Посещение Бога. — 38); Шолохов (Васильев В. Шолохов и Нобелевская премия: История вопроса. — 23).
ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО |
«Ася». — 47; «Баллада» (В.Ходасевич). — 29; «Вам!». — 19; «Внимая ужасам войны...». — 40; «Война и мир». — 41; «В ресторане». — 17; «Господа Головлёвы». — 33; «Деревня» (И.Тургенев). — 47; «Записки охотника». — 4; «Зойкина квартира». — 20; «Клоп». — 19; «Мастер и Маргарита». — 27–28; «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали...». — 36; «На полустанке». — 29; «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». — 25–26; «На хулящих учения. К уму своему». — 11; «Обломов». — 16; «О погоде». — 40; Трилогия А.В. Сухово-Кобылина. — 42; «Скупой рыцарь». — 25–26; «Чёрный обелиск». — 18; «Шинель». — 9.
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК |
Бартеньева Н. Писать надо по делу! — 8.
Бойцова Н. Ошибки были. — 22.
Дмитренко С. Себестоимость образа. — 17.
Методическое письмо Министерства образования РФ № 13–51–125.13 от 28.10.2002. — 43.
Морозова Н. Министру образования Правительства РФ Е.М. Филиппову. — 31.
Открытое письмо учителей русского языка и литературы г. Копейска. — 44.
Наш ответ профессору В.Ф. Чертову. — 37 (см. также: Скверно! — 38).
О приличном и неприличном. — 37.
Письмо Л.И. Колтышевой из Свердловской области. — 31.
Письмо Е.К. Шалгумбаевой из г. Тараз (Казахстан). — 17.
Семёнов Р.А. Заметки на полях конспекта. — 11.
РАССКАЗЫ ОБ ИЛЛЮСТРАТОРАХ |
Дмитренко С. Это Ротов. — 13.
Липатов В. Поэтика преодоления: Борис Маркевич. — 38.
Липатов В. Стихия характера: Георгий Якутович. — 33.
Липатов В. “Толстого кистью чудотворной”: Фёдор Толстой. — 25–26.
Липатов В. Человек-оркестр: Константин Иванович Рудаков. — 41.
Липатов В. Острота первого впечатления: Орест Верейский. — 43.
СЛОВАРЬ |
Античная лирика. (Шайтанов И.) — 39.
Динамика поэтического мира: Тема. Проблема. Идея. Конфликт. (Федотов О.) — 15.
Журналы русского зарубежья. (Нимарочева С.) — 45.
Хандра. (Кошелев В.) — 27–28.
Художественная деталь. (Хайнади З.) — 30.
ТРИБУНА |
Абелюк Е. Скажем авторам честно. — 35.
Баталова Е. Размышления после олимпиады. — 21.
Беленький Г. “О зловредных” методистах и курсе литературы в средней школе. — 4.
Беляева Н. ГОСТ для ученика. — 14.
Валиева С. Да, нам нужна литература! — 23.
Валикова Д. А была ли девочка? — 16.
Валикова Д. На обломках цивилизации. — 13.
Валикова Д. Почти что джентльмены. — 24.
Валикова Д. Пускай хам общим памятником будет... — 43.
Валикова Д. Пушкина мало не бывает? — 32.
Ветрова Т. Культ: запас прочности: Размышления учителя словесности. — 29.
Взгляд на темы сочинений по русской литературе выпускников 2002 года. — 15.
Волков С. “Безумье — и благоразумье”. — 13.
Волков С. Будем честными друг с другом! — 1.
Волков С. Дома новы — а предрассудки стары? — 34.
Волков С. Заметки на полях песенника. — 45.
Волков С. Ответ читателю. — 9.
Волков С. Русская классика сквозь амбразуру Единого экзамена. — 41.
Волков С. Шахматы поставлены. Игра начнётся 3 ию-ня. — 18.
Гагаев П. Останется ли русская литература в школах России? — 44.
День учителя литературы. — 15.
Дмитренко С. Говорить не устать, да в какую стать?! — 20.
Евграфова С. Не читал, но скажу... — 14.
Зинина Е. Письменный экзамен по литературе: каким ему быть? — 35.
К нашим читателям. — 45.
Какая литература нужна в школе? — 47.
Кобринский А. О “Кузнецком мосте”, “вечных французах” и Едином государственном экзамене по литературе. — 46.
Красухин Г. Опять двадцать пять! — 17.
Красухин Г. Чему должна учить литература? — 7.
Марутина И. Под сенью благих целей: О проекте стандартов литературного образования в школе. — 41.
Меркин Г. Попадёт ли Золушка на бал? — 45.
Открывая некрасовский номер. — 40.
“Оставьте нам литературу!”: Итоги конкурса сочинений. — 10.
Оценку ставить вам. — 6.
Письма из редакции. — 3.
Полтавец Е. Взрослым о детях или детям о взрослых?: Навстречу школьным стандартам, убегая от них. — 47.
Пора засучить рукава. — 33.
Соболев Л. “Жаль только жить в эту пору прекрасную...”. — 22.
Страшнов С. Школьные сочинения с публицистической проблематикой. — 30.
Учитель словесности: мужское это дело. — 7.
Храмцова Р. “Палочки должны быть «попиндикулярны»”? — 2.
Храмцова Р. Готовимся к сочинению эффективно. — 19.
Шапиро Н. Консультация перед экзаменом: Обзор тем выпускного сочинения. — 19.
Штильман С. Бег по кругу. — 3.
Штильман С. Дефиниции номинаций. — 16.
Шуралёв А. “Все прогрессы реакционны, если рушится человек”. — 24.
Щёлоков П. Нужно ли в наши дни читать книги? — 46.
Яковлев Г. Изучать ли в школе «Тараса Бульбу»? — 9.
Яковлев Г. Стандартизация искусства? — 48.
* * *
Седьмая Всероссийская олимпиада школьников по литературе. — 18.
Ответы к заданиям заключительного этапа VII Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 24.
УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ |
Ахундова О. «Не трогай в темноте...»: Анализ стихотворения Фёдора Сологуба. — 46.
Баталова Е. Откуда берётся счастье? — 1.
Богуславский С. Своеобразие баллад Жуковского. — 46.
Борусяк К. Две жены Пьера Безухова. — 41.
Браун С., Самуйлова А. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. — 46.
Бурков О. Образ мыши в фольклоре и русской литературе XIX–XX веков. — 37.
Великий и могучий, или Духовная пища в переработанном виде: Из работ учеников. — 13.
Вознесенская М. Философские взгляды Базарова и их испытание жизнью. — 47.
Волк В. Африка в поэзии Н.Гумилёва. — 46.
Воскресенская А. Идейно-художественная роль эпизода «Плач Ярославны». — 46.
Галлямов А. Мой сверстник в произведениях русской литературы XIX века. — 10.
Городничев Е. Цвет в повести А.П. Платонова «Котлован». — 17.
Зиятдинова А. И.А. Бунин «Лёгкое дыхание»: мастерство художественной детали. — 30.
Зиятдинова А. Мастерство портрета и его роль в создании характера: На примере образа Ильи Ильича Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов». — 16.
Игнатьева А. Тема свободы и любви в рассказе Горького «Макар Чудра» и поэме Пушкина «Цыганы». — 2.
Истомина П. Тема любви в русской литературе ХХ века. — 46.
Карепов Е. Два поэтических века одной царскосельской статуи: «Молочница с разбитым кувшином» П.П. Соколова в русской лирике XIX–XX веков. — 21.
Катков Н. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.
Кашицына Н. Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». — 10.
Конных Д. Образ загородного мира в романе Е.Замятина «Мы». — 22.
Коноплёва Н. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.
Костин И. О рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница». — 46.
Лановенчик Ю. Печорин — “тайна за семью печатями”? — 11.
Максов А. Моцарт и Сальери: в пьесе Пушкина и в фильме Формана. — 25–26.
Мальгинова А. Два противопоставления. — 34.
Михайлова Ж. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.
Найдёнова А. Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 41.
Нечаева А. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.
Пименов Н. Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 10.
Платонова А. Серебряков и дядя Ваня: значение образов в пьесе. — 14.
Полян А. Анализ стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля». — 1.
Полян А. Ленский и Татьяна: Готовимся к сочинению. — 18.
Полян А. “Шум времени” в поэзии Мандельштама. — 34.
Порубова Е. Рецензия на рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». — 46.
Семенюта Н., Сыромолотова Е. Девять стихотворений Е.А. Баратынского. — 46.
Стрижевская О. Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.
Тимофеева Т. Сравнительный анализ стихотворений Саши Чёрного «Санкт-Петербург» и Осипа Мандельштама «Петербургские строфы». — 24.
Ткаченко Е. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.
Чеботарёва Н. Современник времени. — 34.
Шименкова С. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Посвящение». — 10.
Шойжитова А. Основные мотивы лирики Жуковского. — 46.
УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ |
Аксёнова Л. “Буду учителем, несмотря на все трудности...”. — 42.
Волков С. Когда в друзьях согласья нет... — 19.
Красухин Г. Спустя три года после двухсотлетия. — 25–26.
ФАКУЛЬТАТИВ |
Бек Т. Центральный защитник: Штрихи к портрету Евгения Рейна. — 42.
Волкова О. Гарри Поттер и...: Попытка адекватной реакции. — 44.
Ответы на вопросы анкеты «Литературы»: Л.Лазарев, главный редактор журнала «Вопросы литературы», А.Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», И.Барметова, главный редактор журнала «Октябрь», С.Чупринин, главный редактор журнала «Знамя». — 2.
Киреев Р. Контрапункт Владимира Маканина. — 29.
Манн Ю. Произведение, не похожее на другие: «Ночи на вилле» Гоголя. — 48.
ШКОЛА В ШКОЛЕ |
Аржаников Г. Литературная викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 25–26.
Беляева Н. Многострадальный девятый: Обзор учебников литературы для 9-го класса. — 37.
Беляева Н. Стихотворение А.А. Ахматовой «Покорно мне воображенье...»: от анализа текста к культурологическому контексту. — 16.
Бессмольная Е. В волшебной стране: Урок-игра по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно». 5-й класс. — 21.
Бессмольная Е. Викторина для юных сыщиков по детективу Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». — 48.
Битянова М., Вачков И. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов. — 35.
Битянова М., Вачков И. (При разработке игры использовались идеи В.Пеньковой.) Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов. — 39.
Битянова М., Вачков И. (При разработке игры использовались идеи В.Пеньковой.) Встречи во вселенной: Игра на развитие толерантности для учащихся старшеклассников. — 39.
Борисенко Н. А нужен ли учебник?: Учебники для 11-го класса. — 39.
Волков С. “Любовь должна быть трагедией!”: Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет». — 8.
Волков С. От скакуна до клячи: Литературная игра, посвящённая году Лошади. — 6.
Волкова А. Государственный Литературный музей в Москве: новый век, новые экспозиции. — 47.
Головачёва А. “Всё по старому, бывалому...”: Традиции и новаторство в стихотворении А.А. Блока. 11-й класс. — 6.
Горяинова Е. Урок-конкурс по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина: Внеклассное чтение в 6-м классе. — 25–26.
Гурулёва С. Интеллектуальная игра по повестям А.С. Пушкина в 6-м классе. — 25–26.
Гусарова К. Вишнёвый сад — образ, символ, персонаж: План-конспект сочинения. — 12.
Задания заключительного этапа VII Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 21.
Коваль О. Спасём Мифландию!: Игра-путешествие по сказке Дж.Даррелла «Говорящий свёрток». 5-й класс. — 41.
Николаенко В. А.А. Блок «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...»: Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом». — 12.
Нимарочева С. Поговорим об учебниках “хороших и разных”. — 33.
Новикова А. “Место действия — Орёл...”: Урок — заочная экскурсия по следам лесковских героев. — 37.
Павлова М. Как выбрать учебник?: Об учебниках по литературе для 7-го класса. — 35.
Павлова О. Анализ стихотворения Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...». — 12.
Пащук Н., Терентьева Н. Готовимся к темам: «Роль эпизода в литературном произведении» и «Мастерство писателя». — 12.
Пащук Н., Терентьева Н. На разные темы. — 8.
Радионова Л. Урок-игра. Сценарий игры «Колесо литературы». 9-й класс. — 35.
Скирда М. Сценарий игры «Умники и умницы» по «Слову о полку Игореве». 9-й класс. — 21.
Соболев Л. Мастерство писателя. — 12.
Соболев Л. От Гоголя до Чехова: Обзор учебников для 10-го класса. — 38.
Соловьёва Н. Турнир эрудитов по творчеству М.Цветаевой. — 39.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». Мысли и чувства автора: Два сочинения. — 6.
Хазова М. Олимпиада по античной культуре и литературе. — 21.
Харитонова О. Вишнёвый сад: Игра по одноимённой пьесе А.П. Чехова. 10-й класс. — 21.
Храмцова Н. Анализ рассказа И.А. Бунина «Качели». — 12.
Храмцова Р. Вот почему я работаю без учебника. — 34.
Шапиро Н. “На всём различные вериги...”: Учебники для 8-го класса. — 36.
Шапиро Н. Булгаков: Большая игра. — 27–28.
Шенкман В. “Неразрушимый вечно город Глупов...”. — 33.
Шипкова А. Устное народное творчество: Программа факультатива по литературе. — 36.
Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». — 8.
Щербина И. Некоторые подходы к анализу небольшого эпического произведения и эпизода. — 12.
Яблоков Е. Женщина цвета луны. — 27–28.
ШТУДИИ |
Алпатов С. Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин. — 6.
Безносов Э. О сюжетных цитатах в стихотворении Некрасова «Секрет». — 40.
Бек Т. Старые поэтические жанры на новом витке. — 7.
Ваншенкин К. Из записей. — 14, 30, 38.
Васильев В. “Рим” Григория Мелехова: О финале «Тихого Дона». — 23.
Вершинина И. “С колен поднимется Евгений, — но удаляется поэт”. — 25–26.
Влащенко В. Почему в воровском мире был культ Есенина? — 19.
Влащенко В. Почему Печорин не умеет плавать? — 11.
Волков С. “Вписанный” портрет. — 5.
Воронцова Т. Мадам Приветливость и ключница Пелагея. — 48.
Воронцова Т. Подлинная история Красной Шапочки. — 44.
Горбатова Т. Трудничество и странничество как две формы праведной жизни в произведениях Н.А. Некрасова. — 40.
Злотников Н. Поэзия и духовность. — 31.
Зобин Г. Взыскующий Града. — 17.
Каратеева Т. Поэзия Востока: Китай. Япония. — 42.
Карпова С. Нобелевская премия: книги и люди. — 5.
Киреев Р. Вокруг Шекспира: Заметки читателя. — 22.
Киреев Р. Зелёная дверца: Заметки читателя. — 17.
Кошелев В. “Византийский миф” в «Истории одного города». — 33
Кошелев В. “Время колокольчиков”: Литературная история символа. — 6.
Красухин Г. Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии. — 25–26.
Лекманов О. “В неестественной позе, по Сомову”. — 3.
Лекманов О. “Звёзды смерти” в «Реквиеме» Анны Ахматовой. — 5.
Лекманов О. Из комментария к «Лёгкому дыханию» И.А. Бунина. — 10.
Лекманов О. Семь на шесть: К.Кесьлевский против А.П. Чехова. — 24.
Лёвочкина Н. Сергей Есенин и Николай Ставрогин: О некотором сходстве в судьбах поэта и литературного героя. — 19.
Лифшиц А. История русской письменности для школьников. — 20.
Мельникова А. Об эпиграфе к роману «Мастер и Маргарита». — 27–28.
Менделеева Д. Михаил Булгаков с «Золотым телёнком». — 23.
Нечипоренко Ю. Заветы Пушкина. — 13.
Нечипоренко Ю. Космогония Гоголя. — 1.
Осмоловский М. Сновиденческое пространство произведений А.С. Пушкина. — 25–26.
Ранчин А. Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». — 30.
Ранчин А. Как сшиты «Шофёрские перчатки»: Некоторые наблюдения над поэтикой С.Довлатова. — 10.
Ранчин А. Русский пистолет и турецкий кинжал. — 37.
Репин А. Сон Обломова. — 29.
Рослякова Л. Тема хозяина в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 5.
Сарнов Б. Бедный лён. — 45.
Сарнов Б. Таинственные лучи: Из книги «Скуки не было». — 13.
Свердлов М. Сказки и сказочники. — 34.
Свердлов М. Что будет, если...: Нравственные уроки научной фантастики. — 21.
Сергеева-Клятис А. “Из стакана в стакан”: Мандельштам и Батюшков. — 22.
Сергеева-Клятис А. «Таврида» К.Н. Батюшкова: романтизм или ампир? — 14.
Сергеева-Клятис А. М.Цветаева и К.Батюшков. К вопросу о творческом диалоге. — 39.
Скокова Л. Тургенев о свободе личности и долге: Роман «Дворянское гнездо». — 47.
Соловьёва Л. Опыт прочтения стихотворения А.Блока «Шаги Командора». — 47.
Строганов М. Странствователь и домосед. — 16.
Федякин С. 1946-й. — 18.
Френкель В. Всё, что гибелью грозит... — 25–26.
Халфин Ю. Два лейтмотива пушкинского романа в стихах. — 25–26.
Халфин Ю. Последний поэт Серебряного века: Три встречи с Арсением Тарковским. — 42.
Хелемский Я. Двойное воспоминание. — 36.
Хелемский Я. Неизбежные спутники. — 1.
Хелемский Я. Словно сегодня сказано... — 7.
Хелемский Я. “Человечность — не только глубь и высь...”. — 18.
Царькова Ю. Дорога к алым парусам. — 31.
Шайтанов И. Расследование ведёт Шерлок Холмс. — 10.
Штильман С. Под маской гротеска: О своеобразии гоголевского “реализма”. — 9.
Якимов П. Художественное время в сказках и былинах. — 43.
Я ИДУ НА УРОК |
Архангельский А. Герои «Войны и мира»: Глава из нового учебника. — 1.
Баженова Е. Три урока по Рабле. — 2.
Беляева Н. “Следует жить!”: Поэзия Юрия Левитанского. — 2.
Блинова З. Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». — 9.
Брыкова Е. Мотив падения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 27–28.
Волков С. Тренировочный текст по пьесе Горького «На дне». — 8.
Вшивкова В. Александр Грин. «Алые паруса»: Урок внеклассного чтения в 8-м классе. — 31.
Галицких Е. «Алые паруса» А.Грина — от метафоры к символу ХХ века. — 5.
Гокинаева В. “Поэзии непостижимой лики...”: Материалы для анализа лирики в школе. — 21.
Голова М. Гёте — человек Нового времени: Уроки по роману «Страдания юного Вертера». — 43.
Голованёва М. Изучение рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху». — 24.
Горбунова Е. “И думал о счастье..”: А.Грин. «Алые паруса»: Урок в 8-м классе. — 31.
Горбунова Е. Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». — 25–26.
Жукова Г. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова. — 37.
Ибрагимова С. Бедный человек или бедный чиновник?: Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель». — 9.
Ковальчук О. Высший суд — суд совести: Урок по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда». — 35.
Корнеева Е. Все мы родом из детства: Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 8-м классе. — 11.
Кочеткова Г. Лирика Лермонтова на уроке. — 24.
Кривогорницына Е. Н.В. Гоголь. «Портрет». Часть I: Урок в 8-м классе. — 48.
Лобанова Н. Незыблемые скалы ценностей: Урок по повести «Шестьдесят свечей» В.Тендрякова. — 23.
Маркина Л. “Два доктора”: Быт и бытие в рассказах А.П. Чехова «Попрыгунья» и «Ионыч». — 30.
Нелькин А. Методические рекомендации к изучению поэзии Иосифа Бродского в 11-м классе. — 23.
Островская М. Система уроков по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 25–26.
Павлова М. «Поэзия — плуг, взрывающий время...»: Опыт внимательного чтения стихотворения О.Мандельштама «Золотистого мёда струя из бутылки текла...». — 22.
Павлова М. Поэт и толпа: В.Маяковский «Нате!» и М.Цветаева «Квиты: вами я объедена»: перекличка через двадцать лет. — 39.
Полтавец Е. “Нерешённый, висячий вопрос...”: Почему погиб Андрей Болконский. — 29.
Полтавец Е. Завершающий урок по «Войне и миру»: Притча и апория в тексте. Жанр. Смысл названия. — 41.
Прокопенко З. Изучение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7-м классе. — 3.
Рождественская И. Образ чёрного человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С.Есенина «Чёрный человек». — 19.
Сафонова Е. Диалог как средство раскрытия характера: В.Распутин «Женский разговор». — 35.
Суслова И. «Не в законе правда, а в человеке»: Анализ рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху» в 11-м классе. — 24.
Тарасова Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Эхо». — 19.
Учамбрина И. «В живых сердцах оставить свет...»: Поэзия Марии Петровых. — 6.
Учамбрина И. Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского: Урок-дискуссия. 10-й класс. — 17.
Халфин Ю. “Души волшебное светило”: Размышление над пушкинским стихотворением «Красавица» в контексте лирики поэта. — 25–26.
Храмова Г. Роман У.Голдинга «Повелитель мух». 8-й класс. — 3.
Храмцова Р. «Выпытать дух минувшего века...». — 9.
Храмцова Р. Читаем Заболоцкого в 6-м классе. — 6.
Цветкова Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб». — 19.
Чеканова Е. История о “нежной и великодушной любви”: «Олеся» А.И. Куприна. — 47.
Шабалкова Г. Феномен Гарри Поттера: Урок внеклассного чтения для учащихся 5–6-х классов. — 32.
Шайтанов И. Сентиментализм. — 3.
Шайтанов И. Космос против хаоса. — 24.
Шайтанов И. Из мифа в историю. — 27–28, 32.
Шайтанов И. Литература отправляется на расследование: По; Диккенс. — 43.
Шайтанов И. От подвига к приключению. — 17.
Шайтанов И. Рыцари Круглого стола. — 14.
Шайтанов И. Старые боги под новыми именами. — 5.
Шуралёв А. “Истина, которая освобождает”. — 15.
Якушева Г. В Петербурге Достоевского. — 34.
Яновская С. Планы-“вопросники” к сочинению в 10-м классе. — 8.
СЕМИНАРИЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
№ 1 — Герои «Войны и мира».
№ 2 — Уроки Владимира Васильевича Вейдле.
№ 3 — Сентиментализм.
№ 4 — Сенковский о Гоголе.
№ 5 — «Поднятая целина».
№ 6 — Хорошее отношение к лошадям в год Лошади.
№ 7 — Уроки Петра Михайловича Бицилли.
№ 9 — Номер посвящён творчеству Н.В. Гоголя.
№ 10 — Конкурс сочинений.
№ 11 — Русские поэты XVIII века
№ 13 — Из книги Б.Сарнова.
№ 14 — Спутники Пушкина.
№ 15 — Теория литературы.
№ 16 — Материалы по Гончарову.
№ 17 — Материалы по Платонову.
№ 18 — После Второй мировой.
№ 19 — Есенин и Маяковский: новые прочтения.
№ 20 — История русской письменности для школьников.
№ 21 — Учение с увлечением.
№ 22 — Архивная статья Михаила Каткова.
№ 23 — Материалы по Шолохову.
№ 24 — Космос против хаоса: Античная мифология.
№ 25–26 — Номер посвящён творчеству А.С. Пушкина.
№ 27–28 — Материалы по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
№ 29 — Почему погиб Андрей Болконский?
№ 30 — Материалы по Чехову.
№ 31 — Степан Бурачок о Лермонтове.
№ 32 — Дыхание Чейн-Стокса: Воспоминания Б.Сарнова.
№ 33 — Материалы по Салтыкову-Щедрину.
№ 34 — Сказки и сказочники.
№ 35 — Методические материалы к уроку по литературе.
№ 36 — Уроки Виктора Михайловича Чернова.
№ 37 — Материалы по Лескову.
№ 38 — Чехов: Из книги Р.Киреева «Семь великих смертей».
№ 39 — Материалы по Цветаевой.
№ 41 — «Война и мир».
№ 42 — Современная литература.
№ 43 — Зарубежная литература.
№ 44 — «Преступление и наказание» в критике 1860-х годов.
№ 45 — Черты удивительного времени: Из воспоминаний Б.Сарнова.
№ 47 — Материалы по Тургеневу.
№ 48 — Материалы по Гоголю.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ |
(ведёт Лариса Мезенцева)
1 — «Памятные даты. Январь—июнь»; 2–24; 25–26 — «Памятные даты»; 26–48.
КРОССВОРДЫ |
(кроссмейстер Виктор Федоринов)
1 — «Рождественский»; 2–4, 7, 8, 9 — «Гоголь и герои его произведений»; 10 — «Писатели по имени Иван»; 11; 12 — «Зарубежная литература»; 13 — «Первоапрельский»; 14, 15, 16 — «А.Н. Толстой»; 17, 18, 20 — «И.А. Крылов»; 21–24, 25–26 — «А.С. Пушкин»; 27–28 — «М.А. Булгаков»; 29–39; 40 — «Н.А. Некрасов»; 41–45; 46 — «Детская литература»; 47 — «Русская литература ХХ века»; 48 — «Новогодний».
КРИПТОГРАММЫ |
(криптограф Виктор Федоринов)
5 — «В.А. Жуковский»; 6 — «В.Г. Короленко»; 19.