Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Анна ВОЛКОВА
Государственный Литературный музей в Москве: новый век, новые экспозиции
На вопрос, почему его так заинтересовали старинные дедушкины книги, маленький герой одного из романов Владислава Крапивина, мальчик по прозвищу Журавлёнок, Журка, отвечает: “Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. Вот эти самые страницы. Эти самые буквы. И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана...”
Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей, а книги — живыми.
Журка — необыкновенный мальчик, сам герой книги. А наши — обыкновенные — мальчики и девочки, взяв в руки томик из собрания сочинений знаменитого писателя, чувствуют ли эту связь времён? Стала ли книга и для них живой? Ожили ли авторы, чьи лица спрятаны за холодными стёклами официальных портретов? Эти вопросы, как бы странно и старомодно они ни звучали, актуальны и в нашем двадцать первом веке.
Кажется, существуют уже многочисленные музеи-дома, музеи-квартиры, музеи-кабинеты и творческие лаборатории, в которых сохранены и обстановка, и личные вещи писателей и поэтов, показано, как они жили и работали. Но всё равно нас с ними разделяют стекло витрин, грозные таблички с надписями: “Руками не трогать!”, “На стул не садиться!”, “На станке не ткать!” (О музее, где можно ВСЁ, остаётся только мечтать!) И хотя в Государственном Литературном музее трогать руками рукописи вам тоже не разрешат, здесь вы всё-таки сможете прикоснуться к настоящей жизни “оживших” книг. Почему? Потому что каждая из четырёх постоянно действующих здесь экспозиций создана высококвалифицированными специалистами, которые с необыкновенной любовью и тщательностью подобрали уникальные рукописи и редкие книги, картины и фотографии, мемориальные вещи известных писателей и поэтов. Потому что в Литературном музее понимают, знают: литература — не просто предмет школьной программы, а важнейшая часть человеческой жизни.
Что же такое Государственный Литературный музей? ГЛМ — один из крупнейших музеев России — был основан в 1934 году после нескольких лет работы специальной комиссии по сбору материалов о литературе и литераторах России.
А в настоящее время ГЛМ — это девять монографических музеев, расположенных в домах, где жили и работали М.Ю. Лермонтов, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.В. Луначарский, А.Н. Толстой, Б.Л. Пастернак, М.М. Пришвин, Корней Чуковский.
Это постоянно действующие выставки, отражающие всю историю отечественной литературы: «В чём моя вера... Духовные искания русских писателей» (Петровка, 28), «Альманах литературной жизни 40–80-х годов XIX века» (Сивцев Вражек, 30), «Пушкин и Серебряный век русской литературы» (проспект Мира, 30).
ГЛМ — это литературные и музыкальные вечера, спектакли, презентации новых книг, научные конференции и семинары для учителей, экскурсии для школьников любого возраста: для самых маленьких — «Аленький цветочек», «Знакомьтесь — Буратино!»; для учеников 3–6-х классов — «Что такое литературный музей?», «Детство Ф.М. Достоевского», «Отечество моё — Москва» (об А.И. Герцене), «В гостях у Лермонтова»; старшеклассникам будут интересны экскурсии-занятия, посвящённые литературной жизни 1840–1880 годов, романам Достоевского, журналам Герцена и Огарёва, жизни и творчеству Лермонтова, А.Н. Толстого, писателям и поэтам Серебряного века, русскому авангарду.
Выставка «В чём моя вера...», открытая в 2001 году, охватывает период русской литературы от древности до ХХ века включительно и занимает пять залов Нарышкинских палат на Петровке (дом 28). Главная цель, которую преследовали авторы этого проекта, — дать представление о сложном духовном пути русской культуры, на материале наиболее значительных памятников представить историю взаимоотношений отечественной литературы и христианства, обозначить круг идей, тем и сюжетов христианского содержания, нашедших отражение в произведениях русских писателей XIX–XX веков. Тема человека, просвещённого евангельским светом, — центральная тема первого зала, отведённого древнерусской литературе. В экспозиции здесь представлены рукописные и первопечатные книги, иконы, рассказывающие о выдающихся деятелях Древней Руси — Сергии Радонежском, Ниле Сорском, Иосифе Волоцком, Максиме Греке, митрополите Макарии, Аввакуме, Симеоне Полоцком и других.
Второй зал посвящён наиболее значимым процессам и явлениям в духовной жизни XVIII века — принципиально нового этапа в русской культуре и источника вопросов для последующих эпох. XVIII век — век Просвещения, которое затрагивает и светскую, и духовную сферу. Поэтому в основе экспозиции — тема петровских преобразований (вообще фигура Петра, его деятельность, его город — Санкт-Петербург как мифологема новой культуры). Центральное место в экспозиции занимают сочинения Тихона Задонского, Феофана Прокоповича, переводы западной духовной литературы, прижизненные издания М.В. Ломоносова, М.М. Хераскова, А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина и других.
Общая картина духовных поисков русской культуры XIX века построена, по мнению авторов выставки, на противопоставлениях и контрастах, поэтому третий и четвёртый залы обращены к двум главным вопросам литературы того времени: судьба России и проблема героя, и объединены общей идеей пути, поиска “небесного града”, символом которого стала Козельская Введенская Оптина пустынь. Её макет занимает центр третьего зала. В экспозиции, посвящённой XIX веку, демонстрируются списки и прижизненные издания сочинений Жуковского, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Тютчева, Лескова, Фета. Чехова, Короленко и других.
Последний зал выставки рисует картину литературного процесса в ХХ веке. В это время литература сближается с религиозной философией. Кроме того, разнообразные литературные течения по-своему воспринимают основные идеи христианского вероучения. Поэтому авторы стремились показать постепенное освобождение от религиозных сомнений и метаний, характерных для сознания начала ХХ века, и обращение к истинным духовным ценностям, которое произошло в конце столетия.
В дальнейшем мы продолжим рассказ о московском Литературном музее и его филиалах. Также надеемся подробно рассказать нашим читателям о литературных музеях Санкт-Петербурга, Орла, других городов нашей страны, о литературных музеях-усадьбах в России.
Государственный Литературный музей приглашает
ул. Петровка, 28. «В чём моя вера... Духовные
искания русских писателей»
(т. 925–12–26, 921–73–95).
пер. Сивцев Вражек, 30. «Дом Аксаковых»:
«Альманах литературной жизни 1840–1880 годов»
(т. 241–17–10; 241–80–08).
просп. Мира, 30. Музей литературы Серебряного
века
(т. 280–43–70).
ул. Малая Молчановка, 2. Дом-музей М.Ю.
Лермонтова
(т. 291–52–98).
Сивцев Вражек, 27. Музей А.И. Герцена
(т. 241–58–59).
ул. Достоевского, 2. Музей-квартира Ф.М.
Достоевского
(т. 281–10–85)
Московская обл., Одинцовский р-н, дер. Дунино, 2.
Дом-музей М.М. Пришвина
(т. 992–66–43).
Переделкино, ул. Серафимовича, 3.
Дом-музей К.И. Чуковского
(т. 593–26–70).
ул. Спиридоновка, 2. Музей-квартира А.Н.
Толстого
(т. 290–09–56).
Переделкино, ул. Павленко, д. 3. Дом-музей
Б.Л. Пастернака
(т. 934–51–75).