Архив
От редакции. Настоящее письмо Министерства образования РФ воспроизводится без каких-либо орфографических изменений, в том виде, в каком оно к нам поступило.
Методическое Письмо
Министерства образования РФ
№ 13-51-125,13 от 28.10.2002
О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/2003 учебном году
В 2001/2002 учебном году Министерством образования Российской Федерации в целях совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11–х классов был проведен письменный экзамен по литературе по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов. Каждый комплект имел свой номер и включал 8 тем сочинений, подобранных в соответствии со структурой экзаменационного пакета. Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, были информированы в день экзамена по региональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по литературе.
Минобразование России направило в регионы письмо с просьбой предоставить подробную информацию по итогам проведения экзамена. Анализ писем, пришедших из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, свидетельствует о том, что новая форма организации итогового контроля по литературе в целом себя оправдала. Она содействовала предотвращению утечки информации о содержании письменных экзаменационных работ, создавала благоприятные условия для подготовки к экзамену, способствовала снижению у выпускников психологической нагрузки, связанной с ситуацией экзамена.
С учетом предложений, поступивших из регионов по дальнейшему совершенствованию формы и содержания итоговой аттестации, Минобразование России устанавливает следующий порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений по литературе в 2002/2003 учебном году.
Новая форма организации итогового контроля по литературе распространяется на выпускников школ с русским (родным) языком обучения, на выпускников школ с русским (неродным) и с родным (нерусским) языком обучения, а также на выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ.
Экзаменационный материал для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11–х классов по литературе будет представлен в двух документах: «Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» и «Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году». Экзаменационные материалы соответствуют обязательным минимумам содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 №1236 и от 30.06. 99 №56).
«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» включает 500 тем. В указанном перечне темы сочинений группируются в четыре раздела: темы по литературе первой половины XIX века, темы по литературе второй половины XIX века, темы по литературе XX века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком обучения.
«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» в третьей декаде марта 2003 года будет направлен электронной почтой в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, а также помещен в «Учительской газете», в газетах «Первое сентября» и «Литература», размещен на сайте Минобразования России в Интернете (WWW. informika. ru). Не позднее второй декады апреля каждый регион обеспечивает общеобразовательные учреждения «Перечнем тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» в количестве не менее одного экземпляра на образовательное учреждение.
«Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» включают 70 комплектов. Каждый комплект будет состоять из пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппированных в соответствии со следующей структурой экзаменационного пакета:
- Анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX–ХХ века (эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).
- Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.
- Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
- Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
- Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы (указан XIX или ХХ век; произведение художественной литературы выбирает учащийся).
При комплектовании тем учитывается специфика литературного образования в школах с родным (нерусским) языком обучения: в комплектах могут содержаться темы сочинений, имеющие специальную помету (*), которая указывает на право выпускника школы с родным (нерусским) языком обучения заменить эту тему на другую тему, включенную в комплект с пометой «для школ с родным (нерусским) языком обучения».
Количество тем сочинений в «Комплектах тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» будет примерно на 15% меньше числа тем, которые войдут в «Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году».
«Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» во второй декаде мая 2003 года будут помещены в «Учительской газете», в газетах «Первое сентября» и «Литература», размещены на сайте Минобразования России в Интернете (WWW. informika. ru). В день экзамена в прямом эфире с использованием лототрона (или аналогичного устройства) определяется номер комплекта и соответствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране не менее 5 минут и объявляются по радио.
Каждая школа Российской Федерации обеспечивается экзаменационными материалами (один комплект тем сочинений) в традиционном порядке на случай невозможности проведения экзамена в новой организационной форме по техническим причинам. Экзаменационные материалы будут взяты из «Комплектов тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» и направлены в марте-апреле по линии спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке в соответствии с письмом «О порядке обеспечения общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами».
Традиционный порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий учащихся: выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио и телевизионной связи; выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, не совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ. Темы сочинений для всех категорий учащихся комплектуются из опубликованного «Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году».
Приложение:
«Образцы комплектов тем сочинений» на 1 л.
Руководитель
Департамента
А.В. Баранников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образцы комплектов тем сочинений
Комплект 1
1. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М. Горького «На дне»?
3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
4. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».*
Для школ с родным (нерусским) языком обучения:
4. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой.
5. Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII–XIX веков.
Комплект 2
1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
2. «В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской поэмы нет ничего неожиданного». Обоснуйте или опровергните высказывание М.Волошина о финале поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
3. Самодуры и самодурство в драме А.Н. Островского «Гроза».
4. Город и деревня в лирике С. Есенина.
5. «Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии» (В.Г. Белинский).
По 1–2 произведениям русской литературы ХХ века.*
Для школ с родным (нерусским) языком обучения:
5. «Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии» (В.Г. Белинский).
По произведениям русской и родной литературы ХХ века.