Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №42/2002

Архив

УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ

Лилия АКСЁНОВА,
с. Чечёры,
Чаплыгинский район,
Липецкая область


“Буду учителем, несмотря на все трудности...”

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, которое мы, посовещавшись, решили напечатать в рубрике «Учитель об учителе». И хотя речь в нём идёт о собственном опыте, всё же размышления нашего автора выглядят как честный, непредвзятый взгляд со стороны — на удачи и неудачи учительского труда, на саму суть этой непростой профессии.

Несколько лет назад на одной из лекций в ЛГПУ я услышала вопрос преподавателя: “Зачем вы стали учителями?” И почти все отвечали: “Любим детей”. — “Ну так рожайте, воспитывайте, любите. А зачем вы выбрали профессию учителя?” И в зале наступило молчание. С тех пор вопрос мудрого преподавателя звучит во мне.

Раньше, до встречи с этим удивительным человеком, я отвечала себе на этот вопрос банально, как тогда все в зале. И лишь позже, спустя годы, вдруг ясно поняла: я буду учителем, несмотря на все трудности, потому что хочу, чтобы в мире стало больше порядочных, добрых, культурных людей, чтобы мои дети жили в обществе благородных, высоконравственных, духовно богатых и здоровых людей.

Возможно, к пониманию этого я пришла не вдруг, а постепенно осознавала главную задачу учителя литературы, набираясь опыта, решая трудности.

К сожалению, наш мир далёк от совершенства. Чем больше работаю, тем больше “спадает с глаз пелена”. С горечью замечаю, что и в среде учителей (которых раньше идеализировала) очень много лжи, лицемерия, предвзятого отношения к окружающим, стяжательства, бескультурья, неряшливости во внешности, в речи, в поведении. Это удручает, часто выбивает из колеи, лишает сил. И как радует знакомство с интересными, добрыми, порядочными, воспитанными людьми. Общение с ними одухотворяет, окрыляет, даёт силы жить и работать. Я благодарна судьбе, которая добра ко мне в этом отношении.

Да, совершенства в мире нет, но каждый должен самосовершенствоваться, стремиться улучшить свою человеческую природу, а учитель тем более. Ибо невозможно воспитать хорошего человека, если сам дурён.

Эту мысль — о духовном и нравственном самоусовершенствовании — я стремлюсь донести до своих учеников. Сейчас я в поисках особых методов и приёмов, которые позволят мне неназойливо, ненавязчиво учить их самому главному, помогут как можно большее количество детей “заразить” добрым, вечным, мудрым.

Думаю, это самая главная задача на сегодняшний день каждого учителя, каждого человека: вложить свою лепту в создание пространства высокой культуры вокруг ребёнка, расширить это пространство, то есть, как пишут и говорят, сделать всё, чтобы мир стал лучше.

Именно поэтому одной из главных проблем, над которой сейчас работаю, является проблема воздействия уроков литературы и русского языка на духовное и нравственное развитие учащихся.

Я очень обрадовалась, когда в начале учебного года завуч школы поставила проблему воздействия уроков на нравственное развитие учащихся перед учительским коллективом, предложив решать её сообща. Огорчает только то, что задачи перед учительским коллективом часто меняются, будто возможно в один год решить такую глобальную проблему. Этому необходимо посвятить много лет, а может, и всю жизнь.

На уроках литературы большое внимание уделяю анализу художественного текста. Серьёзно отношусь к урокам внеклассного чтения, основная цель которых — воспитательная.

Стремлюсь тщательно продумывать все моменты урока, учитывая потребности ребят. Через разговоры-беседы учениками осмысливаются общечеловеческие ценности, таким образом происходит воздействие на сознание и чувства детей, формирование их духовного здоровья. Это важно в любые времена, а в наши дни особенно, ибо нет будущего без культуры разума и души.

В моей практике есть такие уроки: «Заочное путешествие по культурным местам России», «Не оправдать — простить, или Пробуждение совести» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»), «Теория воспитания Достоевского», «Собирательный образ книги в русской литературе», «В чём истинная красота человека?» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») и другие. Сами названия таких уроков уже говорят о сути разговора, на мой взгляд, актуального всегда.

Очень осторожно, бережно отношусь к каждому сказанному мной слову на уроке, чутко и внимательно выслушиваю мнение каждого ученика, стремлюсь создать такую атмосферу, которая позволит не только увлечь ребят прочтением текста, но и поможет возбудить их желание выработать своё собственное мнение, пусть даже неожиданное. Такая работа ума позволит ученику-читателю лучше познать жизнь и самого себя.

Есть такое изречение: “Пчела извлекает из цветка мёд, паук — яд”. Далеко не всегда и не все дети правильно понимают смысл прочитанного. Это зависит и от уровня общего развития ребёнка, от умения трудиться, от эмоционального настроя к окружающему миру. Поэтому особенно ценно для подростка присутствовать на уроке, прислушиваться к сказанному учителем, одноклассниками, сопоставляя своё понимание прочитанного текста с мнениями других. Учителю же необходимо позаботиться о создании таких условий, при которых любой ученик не будет испытывать чувство страха, высказываясь по какому-либо вопросу.

На уроках литературы во время анализа художественных текстов приучаю детей не оправдывать или осуждать, а стараться понять поступки того или иного героя, сложившуюся ситуацию. Приучаю рассматривать поступки героев с двух точек зрения: современной и с точки зрения той эпохи, в которой жил герой, и тех обстоятельств, в которых он действовал. Очень важно тактично, умело подводить ребят к важным выводам, поскольку не всегда они могут это сделать самостоятельно.

Изучая то или иное произведение, обращаю внимание учащихся на то, что многие детали текста помогают лучше понять суть происходящего, характеры героев. Именно поэтому мне близок опыт учителя-новатора Е.Н. Ильина, который уделяет большое внимание отдельным деталям текста во время анализа.

К.Д. Ушинский указывал на огромное воздействие природы на душу ребёнка. Природа воспитывает эстетические чувства, способствует общему развитию. На уроках, посвящённых рассказам и стихам о родной природе, мы не ограничиваемся только чтением произведений. Стараюсь находить время для “уроков мышления” на природе. Итоги таких прогулок — стихи и рассказы детей.

Не секрет, что современные дети стали меньше читать. Стараюсь привить любовь к книге, особое, трепетное отношение и уважение к этому великому изобретению человечества. Пусть дети прочтут меньше книг, но книг лучших, и пусть эти несколько книг запомнятся им на долгие годы, пусть какая-либо книга станет их “учебником жизни”, помощницей. С этой целью провожу уроки типа «Что и как читают литературные герои?», «Книги в жизни великих людей», «Собирательный образ книги в русской литературе». С этой же целью предлагаю ученикам вести дневник читателя, копилку мудрых высказываний, что развивает, обогащает, оттачивает эстетический вкус, воспитывает, дисциплинирует. В перспективе мечтаю организовывать регулярные викторины по произведениям, которые буду сама рекомендовать для самостоятельного чтения. Лучшие читатели всякий раз будут получать в подарок книгу какого-нибудь древнего автора.

Организовывая беседы на уроках внеклассного чтения, стараюсь рекомендовать ученикам для самостоятельного знакомства книги, которые, на мой взгляд, окажут влияние на формирование их нравственности, на сознание, чувства. В этом учебном году на одном из уроков внеклассного чтения порекомендовала десятиклассникам познакомиться с книгами древних философов, Л.А. Сенеки «Нравственные письма к Луцилию»; А.Моруа «Открытое письмо молодому человеку о науке жить». Чтение этих произведений не станет для учеников пустой тратой времени. Эти страницы, где собраны крупицы человеческой мудрости, не теряющие своей ценности, как бы стремительно ни менялась жизнь, многому научат детей, о многом заставят задуматься.

Советую родителям устраивать домашние семейные чтения по выходным, праздничным дням. Это сплачивает, сближает всех членов семьи, воспитывает интерес к чтению. Все великие мыслители утверждали ценность этой традиции.

Нахожу время для уроков типа «Теория воспитания Достоевского», где ученики постигают таинство воспитания и обучения детей на примере великих личностей, анализируя, сравнивают с системой воспитания и обучения в семьях своих родителей, задумываются о будущей своей семье. Думаю, такие беседы полезны и нужны будущим отцам и матерям.

Без работы над теорией литературы не вырастить грамотного читателя, свободно изъясняющегося, раскованного, вдумчивого, не боящегося чистого листа бумаги. Изучению теории литературы отвожу целый урок или часть урока; ребята выступают не только теоретиками, но и практиками, пробуя силы в том или ином виде письменной работы.

На уроках повторения теории литературы использую приём «Литературное лото». На карточку, изготовленную из листа плотной бумаги, наносятся понятия, произведения, даты, имена героев, фамилии писателей и так далее. Обычно не более девяти. Для удобства делаю их разного цвета. На маленькие прямоугольники из такой же бумаги (1/9 карточки) наносятся вопросы, краткие определения. Затем карточки раздаются ученикам. Дети слушают задания учителя, который выступает в роли ведущего (можно эту роль предоставить и ученику). Тот, у кого на карточке имеется ответ на заданный вопрос, говорит его, получает, в случае правильного ответа, маленький прямоугольник и закрывает у себя одну клетку. И так до тех пор, пока у кого-то не окажется закрытой вся карточка. Он называется победителем. Таким образом можно повторить, и очень эффективно, основной материал темы или курса.

Безусловно, учебный кабинет, его оформление и оснащение играют большую роль в обеспечении высокой эффективности урока. В моём учебном кабинете создан пушкинский уголок, есть литературная газета «Слово». Однажды я предложила своему классу вести какую-либо страничку литературной газеты. Дети работали с «Поэтической», «Пушкинской», «Лингвистической» страничками, страничками «Подумай», «Мудрые мысли писателей». Мне казалось, дети таким образом обогатят себя, лучше узнают творчество того или иного поэта, будут развиваться их творческие способности, расширятся их познания в той или иной области. Правда, работа не велась систематически, и я несколько расстроилась, решив, что такой вид деятельности ничего не дал моим ученикам. Но в этом учебном году на самом первом уроке литературы одна ученица сказала, что открыла для себя удивительный мир поэзии, завела специальную поэтическую тетрадь, куда записывает понравившиеся стихотворения разных авторов, многие из которых выучила наизусть. Я поняла, что “сработала” моя маленькая находка. И в этом году, предложив продолжить работу с литературной газетой, решила в конце года подвести итоги и наградить победителей. А оцениваться работа будет по таким критериям: интересно, красиво, аккуратно, грамотно, понятно, полезно, общее впечатление. Баллы суммируются, и, естественно, победителем окажется тот, кто наберёт большее количество баллов. Помимо этого на своеобразном творческом отчёте о проделанной работе (в конце учебного года) ребята будут читать любимые стихи (ответственные за рубрики «Поэтическая страничка», «Пушкинская страничка»), будут звучать самые интересные вопросы (их прочтут те, кто вёл рубрики «Подумай» и «Лингвистическая страничка»), будет проведена викторина «Угадай автора и произведение» (по материалам рубрики «Мудрые мысли писателей»).

Теперь твёрдо уверена, что такая работа полезна: помогает детям хорошо учиться, расширяет их кругозор, развивает. С целью выработать читательский интерес, улучшить качество чтения некоторое время советую ученикам, ведущим «Поэтическую страничку», какую книгу почитать, с творчеством какого поэта познакомиться, чтобы принести в класс “свою находку”. Радуюсь, когда ребёнок прочитает хорошую книгу и самостоятельно осмыслит её.

Приятно сознавать свою сопричастность и тому, что дети путешествуют, посещая культурные места страны, связанные с жизнью и деятельностью великих людей. После изучения в 8-м классе темы «Люди Древней Руси» ученики загорелись желанием побывать в Сергиевом Посаде. На летних каникулах Погонина Татьяна посетила Троице-Сергиеву лавру, основанную Сергием Радонежским. Это знаменитое место, которое в своё время великая русская поэтесса Анна Ахматова назвала лучшим местом в мире, сегодня мечтают “сильные мира сего” и современные просветители сделать духовным центром России. Рассказать о впечатлениях Тани трудно, надо было видеть её сияющие глаза, слышать восторженные речи.

Некоторые ребята побывали в Третьяковской галерее. После урока «Заочное путешествие по культурным местам России» и классного часа «Знаменитые музеи книги» ученики выразили огромное желание побывать в местах, о которых шла речь в классе.

В сельской местности родители не располагают большими финансовыми возможностями. Оттого я особенно благодарна тем родителям, которые понимают самое главное — лучше вкладывать заработанное в своих детей. Безусловно, путешествия по культурным местам страны благотворно влияют на чувства, мировоззрение, нравственность детей.

Меняются в школе программы, пишутся новые учебники, но в одном школа неизменна: во все времена главным лицом в классе является учитель, и он мечтает повториться в своих учениках. Некоторые мои ученики выбрали профессию учителя по специальности русский язык и литература. И выбор этот нельзя назвать случайным. Мои ученики успешно учатся в высших учебных заведениях Москвы, Воронежа, Липецка.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться.

Во время путешествия по стране Знаний, по стране Литературии под руководством талантливого, доброго проводника создаётся тот нравственный фундамент, который сохранит человеческое в человеке в моменты жизненных испытаний.

Рейтинг@Mail.ru