Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №41/2002

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕДжеральд Даррелл

Ольга КОВАЛЬ,
г. Боровск,
Калужская область


Спасём Мифландию!

Игра-путешествие по сказке Дж.Даррелла «Говорящий свёрток». 5-й класс

Оборудование. Карта-игра, сделанная на ватмане, изображения мифических животных, кораблики или изображения детей: Питера, Саймона и Пенелопы, которые, как фишки, будут двигаться по карте.

Столы в классе расставлены таким образом, чтобы за ними могли разместиться две команды.

Учитель. “Того ждёт благо, // Кто равно любит // Людей, и птиц, и зверей” — эти слова английского поэта Колриджа стали жизненным девизом замечательного английского писателя и зоолога Джеральда Даррелла (1925–1995). Всю свою жизнь он провёл в борьбе за спасение исчезающих видов животных, он даже создал свой заповедник редких зверей. Есть у него и множество книг, посвящённых братьям нашим меньшим, причём адресовал их автор в основном детям. Ведь дети — будущие управители и хозяева планеты. Даррелл учил любить животных не за какую-либо пользу, приносимую ими, а просто как неповторимое творение природы.

(Звучит греческая мелодия. Очень быстро входят два мальчика и девочка, они начинают громко говорить.)

Пенелопа. Мальчики, как вы не понимаете! Нужно спасать её! Иначе всё разрушится!

Учитель (классу). Вы, наверное, поняли, ребята, что к нам попали главные герои сказки Даррелла «Говорящий свёрток». Давайте послушаем, о чём они говорят.

Саймон. Кого спасать?

Пенелопа. Да Мифландию!

Питер. Что? Василиски снова разбушевались?

Пенелопа. Да нет, на этот раз враг посерьёзней — это люди.

Питер. Как люди могут угрожать Мифландии, если они туда даже попасть не могут?

Саймон. По-моему, она перегрелась на солнце.

Пенелопа. Ой, мальчики, какие же вы... Помните, в книге Вильгельма Гауфа Сказка приходит к своей матери Фантазии и жалуется ей на то, что люди её разлюбили, что над ней смеются и никто не принимает её всерьёз?

Саймон. Конечно, помним.

Пенелопа. А почему это так расстроило Сказку, и почему Гауф решил об этом рассказать?

Питер. Да потому что это страшно, когда люди перестают быть фантазёрами, когда они перестают читать сказки и верить в чудеса.

Саймон. Да, люди становятся очень практичными, расчётливыми, я бы даже сказал, холодными. Жить с такими людьми просто неинтересно.

Пенелопа. Ну вот! А вы помните, что нам рассказывал Попугай о Ха-Ха и о том, зачем он создал Мифландию?

Питер. Что-то припоминаю... По-моему, Ха-Ха заметил, что люди перестали к нему обращаться за помощью.

Пенелопа. А почему?

Саймон. Во заладила: почему да почему! Не хотели, и всё тут.

Пенелопа. И вовсе нет. Причина заключалась в том, что люди перестали верить в мифических животных! Спросите сегодня у любого взрослого человека или обычного школьника, что они знают о существах, проживающих в Мифландии. Думаете, они вам ответят?

Питер и Саймон. Ребята, вы действительно не знаете ничего об обитателях Мифландии?

Дети. Знаем!

Саймон. А ты говорила! Это они-то — враги Мифландии?

Пенелопа. А это мы сейчас проверим, годятся ли они для роли спасателей Мифландии. Вы, мальчики, идите в разные команды. Будете вести за собой ребят по нашей карте к самому финишу! Если ребята смогут пройти этот трудный, опасный путь, значит, им на самом деле можно доверить судьбу Мифландии, да и будущее нашей планеты тоже. А следить за ходом путешествия будут наш учитель, Гигантский Словарь (ученик, ранее получивший индивидуальное задание) и я, Пенелопа.

(Звучит романтическая музыка. Пенелопа раскрывает карту. Карта прикрепляется к доске, и путешествие начинается.)

По мере ответов на вопросы фишки-кораблики передвигаются на следующий уровень, на доске записываются баллы, полученные командами, на пустые места карты прикрепляются изображения нужных животных.

* * *

Каждая команда выбирает для ответа один вопрос (всё зависит от скорости выбора). У каждого вопроса есть своя стоимость: можно ответить на лёгкий вопрос и получить всего 1 балл, можно взять для ответа сложный вопрос и получить за него 3 балла.

Прежде чем вступить на путь испытаний, надо сдать пробный экзамен.

Итак, вперёд!

1.

  • а) Как называется страна, куда приехали мальчики на каникулы? (1 балл)

(Греция, а приехали мальчики из Англии.)

  • б) В чём отличие начала данной сказки от традиционного сказочного зачина? (2 балла)

(Вообще, сказка XX века, а тем более сказка литературная, отличается от народной тем, что в зачине, как правило, отсутствуют слова: “В некотором царстве...”, “Жили-были...” и тому подобное. В начале традиционной сказки мы практически сразу попадаем в сказочный мир, в необычные ситуации, встречаемся с необычными героями. Здесь же складывается ощущение, что мы в нашей реальности: приземляется самолёт, на котором мальчики прилетают на каникулы к кузине, затем ребята идут купаться на море. Такое может случиться с каждым, и сказочного ничего нет вплоть до обнаружения Пенелопой говорящего свёртка.

Язык этого произведения также имеет ряд отличий. Нет слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянных эпитетов, устойчивых оборотов — в общем, тех элементов, с помощью которых создаётся стилизация произведения под фольклор.)

  • в) Случайно ли то, что мальчики приезжают именно в эту страну? Докажите свою точку зрения. (3 балла)

(Конечно, нет. Греция — это страна, мифологией которой увлекался и увлекается весь мир. Боги и богини, полубоги и божества, сюжеты из их божественной жизни вдохновляли великих деятелей искусства на создание прекрасных полотен живописи, скульптур, поэм, стихотворений, опер, балетов и так далее. Планеты, звёзды, кометы называются в честь греческих богов и богинь. Мифология этой страны изучена глубоко и тщательно. В разных языках мира мы обнаружим множество слов с греческими корнями. Зная, что случится в дальнейшем с героями сказки, можно с уверенностью сказать, что Греция выбрана неслучайно.)

2.

  • а) Почему Попугай и Дульчибелла оказались в изгнании? (1 балл)

(Василиски украли волшебные книги и хотели заполонить всю Мифландию. Этому мог помешать Ха-Ха, а его ближайшим помощником был Попугай. “Мы с Дульчибеллой собирались отправиться в замок и сделать попытку образумить василисков, но тут посреди ночи на нас напали эти невежественные, мерзопакостные, беспардонные жабы, упаковали в обёрточную бумагу и бросили в виде вульгарного свёртка в воду”.)

  • б) Что заставило главных героев отправиться в путешествие? (2 балла)

(Первой причиной, безусловно, является желание детей помочь Попугаю и вообще Мифландии в борьбе против василисков.

“Но без чьей-либо помощи мне не вернуться”. “Мы вам поможем! — горячо воскликнула Пенелопа. — Мы всё сделаем, правда, Питер? Правда, Саймон?”

Вторая причина кроется в характерах детей. Они — романтики, им просто необходимы приключения.

“Спустим на воду шлюп”, — добавил Саймон. “Замечательно, — заключил Питер. — И поплывём навстречу приключениям”.)

  • в) Докажите, что имя главный героини выбрано автором неслучайно. (3 балла)

(Пенелопа — в греческой мифологии — жена Одиссея, ждала возвращения мужа из-под Трои в течение двадцати лет, отвергая домогательства многочисленных женихов. Образ Пенелопы — символ супружеской верности.)

3. 

  • а) Объясните смысл названия сказочной страны, в которую отправляются главные герои. (1 балл)

(Это земля мифов. Land — земля: Зеландия, Голландия, Исландия.)

  • б) Что вы можете рассказать о растительном мире данной страны? (2 балла)

(Пробочные и бутылочные деревья, вечноцветущие и вечнорастущие трава и цветы, рута, ящичные изгороди, лунная морковь, мандрагоры и так далее.)

  • в) Каковы негласные законы этой страны, кто является её правителями? (3 балла)

(“...Пока мы верили друг в друга, мы были в безопасности”, “...наш девиз в Мифландии — «живи и дай жить другим»”, “Один из наших законов — столько-то единорогов, столько-то мандрагор, столько-то василисков и так далее. Без этого мы давно затоптали бы друг друга”, “Мифландия была создана для всех мифических животных, и мы не имеем права отдавать предпочтение одним за счёт других”.

“Наше правительство, если угодно принять такое название, — продолжал Попугай, — состояло из трёх Говорящих Книг и Хенгиста Хайрама Джанкетбери; и какое же это было хорошее, справедливое и доброе правительство!”)

4.

  • а) Кого путники встретили первыми в своём путешествии? (1 балл)

(Это были птицы феникс.)

  • б) Опишите их. (2 балла)

(“...Феникс живёт около пятисот лет. Потом он сжигает себя вместе с гнездом. Сжигает дотла, а из пепла рождается новый феникс”. “По всей долине, по обоим берегам реки сидели фениксы, словно огромные, многоцветные и сверкающие орлы. Они сидели, распустив крылья, как делают бакланы, когда сохнут на скалах. Под каждой птицей в гнезде мелькало и трепетало пламя. И вдруг одно из гнёзд вспыхнуло и извергнулось, как вулкан. Длинные оранжево-красные, голубые и жёлтые языки взметнулись вверх, окутали сидевшую в гнезде птицу и мгновенно обратили её в пепел. Она осталась сидеть, как гигантская копия самой себя из серовато-белого пепла. Огонь утих, феникс стал постепенно рассыпаться: по пёрышку, по пёрышку, потом и вся птица с тихим шуршанием, похожим на глубокий вздох, опала обратно в огненное гнездо. Спустя мгновение опять показались язычки пламени, и в глубине гнезда дети увидели маленького яркого, разноцветного птенца...”)

По данному вопросу слово просит Словарь. Давайте послушаем, что он расскажет нам об этих необычных птицах.

Информация для Словаря: феникс.

Многие птицы связывались в древности в понятии людей с солнцем. Наиболее почитаемая людьми птица родилась и возродилась в пламени. Это был феникс — птица Аравии и Египта, существо несравненной красоты. Размерами феникс превосходил орла, имел золотую голову, а его роскошные перья переливались всеми цветами пламени — алым, фиолетовым, золотым и синим. Феникс был единственным подобным созданием, по различным преданиям он жил триста, пятьсот или тысячу лет. Когда его жизнь подходила к концу, феникс уединялся на вершине пальмового дерева в Аравийской пустыне и за одну ночь строил гнездо из самых душистых веток. Он предпочитал ладан, корицу и мирт. Едва на востоке пустыни загорались первые лучи зари, волшебная птица начинала петь песню восходящего солнца. Феникс ждал, когда золотые лучи воспламенят его гнездо и сожгут сияющие перья. Так погибала в ароматном огне птица феникс. Когда от роскошного оперения ничего не оставалось и ветер уносил сладкий дым, происходило чудо. Пепел начинал шевелиться, из него восставала новая птица, в смерти зарождалась жизнь.

Феникс считался древним союзником сил, породивших вселенную, он мог управлять небесным сиянием и тем самым обеспечивал собственное бессмертие.

5.

  • а) Каковы существа, которые встретились путникам следующими? (1 балл)

(Лунные тельцы. “Они походили на гигантских тёмно-зелёных улиток, покрытых красивейшими золотисто-зелёными раковинами. Но вместо головы улитки, оснащённой рожками, у каждого существа была толстолобая голова телёнка с янтарного цвета рогами и копной курчавых завитков на лбу. У них были тёмные влажные глаза, они медленно переползали по лиловой траве, как улитки, но при этом щипали траву, как коровы. Порой то один, то другой задирал голову и издавал долгое проникновенное «му-у-у»”.)

  • б) Зачем эти существа нужны государству? (2 балла)

(“Лунные тельцы — одно из важнейших изобретений Ха-Ха, и они, вне всякого сомнения, полезнейшие животные в Мифландии с точки зрения экономики и сельского хозяйства...”

“— А что они дают? — спросила Пенелопа.

— Молоко, — ответил Попугай, — и лунное желе — полезнейшее в мире вещество.

— Откуда их доят? — в недоумении спросил Питер.

— Из раковин. У каждой раковины по три крана. На двух написано “горячее” и “холодное”. Поворачивайте кран — и, пожалуйста, получаете горячее или холодное молоко, кто какое любит.

— А что получают из третьего крана? — поинтересовался Саймон.

— Сливки...

— А зачем же столько желе?..

— Желе хранят в виде пластов, — продолжал Попугай, — а когда понадобится, берут пласт и выдумывают его во что-нибудь полезное.”)

6.

  • а) Что произошло с героиней, пока мальчики отдыхали? (1 балл)

(Пенелопа пошла разведать обстановку и увидела, как единорожек стал предметом охоты страшного василиска. Девочка отважно бросилась на выручку маленькому существу, хотя сама подвергалась огромной опасности.)

  • б) Расскажите о животных, с которыми познакомились ребята после происшествия. (2 балла)

(“Звери очень живописные, нельзя не признать, — рассудительным тоном произнёс Попугай, — но очень, очень заносчивы. Держатся особняком. Снобы! Всегда отвечают: «Это нас не касается...»”

“Ох уж эти мне единороги, — мрачно заметил Попугай, — все одинаковы: самовлюблённые и тщеславные, как никто. Дайте им зеркало или вообще что угодно, во что можно смотреться, и они замрут на месте, как загипнотизированные”.

“Стоявшие плотным кругом животные расступились, и вперёд вышел очень крупный единорог красивого тёмно-синего цвета. Грива и хвост у него были медово-янтарные, а витой рог сверкал, как новенькая золотая монета. Ясно было, что это и есть король, а стройный белый единорог с золотой гривой и хвостом, державшийся рядом с ним, — королева”.)

И вновь сообщение многоуважаемого Словаря.

Информация для Словаря: единорог.

Существует легенда о том, как люди поймали и убили единорога. А случилось вот что. Однажды один из охотников бретонского графа увидел чарующую картину. В сумраке леса на фоне чёрных стволов стоял единорог. Под светлой, как луна, кожей мягко переливались мускулы, а витой, спиралевидный рог, стоящий во много раз больше своего веса в золоте, сиял, как жемчужина. Какое-то время тёмные, влажные глаза единорога изучали пришельца и его собаку, потом зверь развернулся и поскакал в чащу. А через некоторое время на это место охотник привёл всю свиту графа. После долгих поисков они всё-таки нашли единорога. Открывшаяся их взору картина поразила многих. Была глубокая осень: поля почернели, с деревьев облетали листья, ветер сметал их в огненные кучи. На поляне же Броселиандского леса всё цвело. Душистые деревья цвели и плодоносили одновременно. С веток свисали тяжёлые апельсины, груши, персики. Через поляну пробегал журчащий ручеёк с прозрачной и чистой водой. На берегу росли незабудки. В цветущих ветках фруктовых деревьев распевали птицы. Волшебное животное застыло, словно высеченное из слоновой кости.

Из оцепенения всех вывел распорядитель охоты, который приказал поймать единорога. Но граф знал, что это невозможно без юной девушки, и приказал своей жене привести её... Неожиданно затрещали ветви, и из леса прямо на маленькую белокурую девочку, которую привела жена графа, выскочил единорог. Наступил момент жуткого безмолвия. Позади единорога мелькали силуэты охотников, лошадей и собак. Но огромный зверь не двигался. Он увидел девочку. Затем, словно понимая, что его час пробил, он спокойно приблизился к ней. Единорог опустился на колени перед девочкой, склонил украшенную рогом голову и отдал себя на милость судьбы. В следующий момент на него спустили разъярённых собак, подоспели копьеносцы. Так погибла красота, неподвластная человеческому сознанию. Она была принесена в жертву человеческому удовольствию.

Единороги обитали в тех местах, где ещё сохранилась магия. О них чаще говорили, чем их видели. Слагались тысячи легенд об их силе и благородстве, о способности определять при помощи рога яды и об их умении очищать воду. Говорили также о том, что ни один смертный не сможет убить единорога, если рядом не окажется маленькой девочки.

7.

  • а) Кто жил в Кристальных пещерах? (1 балл)

(В Кристальных пещерах жили Ха-Ха и дракониха Табита.)

  • б) Расскажите о хозяине этого жилища. (2 балла)

(“...Хенгист Хайрам Джанкетбери закончил... волшебное образование. Будучи седьмым сыном седьмого сына у седьмого сына, он, естественно, закончил одним из лучших и получил, в числе прочих отличий, премию Мерлина... Поразмыслив, тот (Ха-Ха) решил заняться мифическими животными, так как в то время они были заброшены”.

“Спиной к путешественникам, с луком и стрелой в руках, которые были намного больше его самого, стоял низенький толстенький человечек в чёрном и золотом одеянии и в остроконечной золотой с чёрным шляпе”.)

8.

  • а) Что привело ребят в замок василисков? (1 балл)

(Необходимо было прочитать в Книге Заклинаний о том, как бороться с василисками. Волшебник Ха-Ха ничего не мог сделать без своих книг.)

  • б) Кто помогал путешественникам в осуществлении задуманного ими плана? (2 балла)

(Табита, жаба Этельред, мальчики и Пенелопа, Попугай, Дульчибелла.)

  • в) Какой план придумали наши герои? (3 балла)

(Этельред должен был отвлечь василисков, а в это время Питер и Саймон выставляют двойника Ха-Ха и пускают его по наклонной дороге мимо василисков. Этельред подстрекает чудовищ на погоню, а пока василиски бегут за Ха-Ха, ребята списывают заклинание из книги.)

Василиски... Кто они? Об этом расскажет наш Словарь.

Информация для Словаря: василиск.

Самая ядовитая из змей, обитатель ливийских пустынь, получила своё имя от греческого слова basileus, что означает “царь”. Эти существа были своего рода царями. На ярко раскрашенной голове, походившей на голову петуха, горели два огромных глаза. Исполненный злобы взгляд мог убить человека. Зловонное дыхание отравляло целые территории, говорили, что от него гибли пролетающие над чудовищем птицы. Несмотря на то, что василиск имел тело змеи, он не ползал, а передвигался на кольцах собственного тела.

9.

  • а) Как выглядели грифоны, чем они занимались, и зачем дети отправились к ним? (1 балл)

(“Тело льва и орлиные голова и крылья. У теперешних грифонов крылья выполняют чисто декоративную роль, летать они не могут. Когда-то грифоны были лиловые, но наши имеют рыжеватый оттенок. Повторяю, они спокойные, прилежные животные, их главное занятие — добыча и накопление золота. Золото для них необходимо — они делают из него гнёзда”.)

  • б) Кто должен был сыграть решающую роль в борьбе с василисками, что это за существа? (2 балла)

(Горностаи; они достаточно избалованы и изнежены, трусливы.)

  • в) Какое условие должно быть выполнено для того, чтобы эти существа поднялись на борьбу? (3 балла)

(Горностаи перед атакой должны были поесть особой травы — руты, которая растёт на оборотневом острове.)

Грифоны — необычные существа. О них подробнее расскажет Словарь.

Информация для Словаря: грифон.

Эти крылатые существа древности изначально боялись смертных. Опасаясь всевозможных неприятностей, они селились в отдалённых и диких уголках. Изображения грифонов с роскошными телами львов, орлиными крыльями и орлиными головами с длинными, острыми ушами встречаются во всех крепостях Греции.

Говорили, что грифоны тянули колесницы богов, что их перья излечивали слепоту, что из их огромных когтей получались великолепные чаши для вина, при этом, если в них попадал яд, они темнели. Увидеть диковинных птиц, обитавших в глуши Азии, доводилось немногим. Не было даже единого мнения в отношении их вида. Некоторые говорили, что грифоны были белыми с голубыми шеями. Другие настаивали, что грифоны покрыты чёрными перьями по всему телу, за исключением красной груди. Третьи утверждали, что видели золотых грифонов, с перьями, играющими всеми цветами радуги.

Вот что рассказывает о грифонах один из древних греков (Аристий). В горах жили грифоны. Иногда можно было видеть, как огромные, свирепые птицы возвращаются в заоблачные гнёзда с целым быком в когтях. Гнёзда грифонов были выложены золотом, которое птицы очень берегли. Люди из немногочисленного племени одноглазых иногда поднимались в горы к сверкающим обителям птиц, но никому ещё не удавалось вернуться с сокровищами.

10.

  • а) Какие существа находились в море, по которому плыли герои к острову? (1 балл)

(Русалки под руководством Дездемоны, морская змея Освальд.)

  • б) Как называлось море и почему оно получило такое название? (2 балла)

(Поющее море; “Песок словно состоял из крошечных жемчужинок, а небольшие волны цвета шампанского разбивались о берег с мелодичным звоном, как будто кто-то пробегал пальцами по струнам арфы”.)

11.

  • а) Чьими пленниками оказались дети на острове? (1 балл)

(Оборотней.)

  • б) Расскажите, что вы знаете об обитателях этого острова. (2 балла)

(Это оборотни, огнёвки, блуждающие огоньки. Оборотни — люди, которые, по верованиям древних, в час полнолуния превращались в волков; блуждающие огоньки — хитрые, озорные создания, заманивающие путников в болота и зыбучие пески; огнёвки — родственники блуждающим огонькам, бывают горячие и холодные; добрые, очаровательные создания.)

12.

  • а) Кто принял участие в бою с василисками? (1 балл)

(Практически все, с кем пришлось встретиться нашим героям: Табита, единороги, горностаи, жабы под предводительством Этельреда, Освальд, русалки, огнёвки, грифоны и главные герои сказки, конечно.)

  • б) Что вызывало у василисков приступы аллергии? (2 балла)

(Лавандовая вода. Лаванда произрастала на острове Золотого Гуся в Поющем море.)

  • в) Что вынесли ребята из своего путешествия? Как изменились их представления о своём мире в результате путешествия? (3 балла)

Если команда зарабатывает от 25 очков и более и при этом завершает путешествие первой, то она вполне заслуживает оценку “пять”.

Литература

1. Даррелл Д. Говорящий свёрток (любое издание).

2. Литература. Учебная хрестоматия под ред. Т.Ф. Курдюмовой для 5-го класса. М.: Просвещение, 1996.

3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5-м классе. Книга для учителя. М.: Русское слово, 2001.

4. Комиссарова Е.В., Турьянская Б.И. Рабочая тетрадь по литературе для 5-го класса. М.: Русское слово, 2000.

Рейтинг@Mail.ru