Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №40/2002

Читальный зал

Ю.Б. Орлицкий. СТИХ И ПРОЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Ю.Б. Орлицкий. СТИХ И ПРОЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Ю.Б. Орлицкий.
СТИХ И ПРОЗА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

М.: РГГУ, 2002. 685 с.

Профессия учителя такова, что из любой прочитанной им книги (газеты, журнала, рекламы в метро) он выудит материал для урока литературы или русского языка. Кажется, что нет такой книги, которую можно было бы прочесть лишь для себя, без пользы и для ученика.

Труд Ю.Б. Орлицкого «Стих и проза в русской литературе» не исключение, тем более что он посвящён крайне интересной, но почти не затрагивающейся в школе проблеме соотношения прозы и поэзии в литературе XIX–XX веков (разве что упомянет какой-нибудь продвинутый учитель словесности о прозаизации стиха у Некрасова).

Внимание автора привлекает процесс смешения прозы и стиха, их взаимовлияние и результат — переходные формы: метрическая и метризованная проза, свободный стих, монтаж стиха и прозы в рамках одного произведения. Особый интерес представляют страницы, описывающие историю развития такого жанра, как “стихотворение в прозе” (от Державина до писателей 1960–1990 годов: Солоухина, Абрамова, Солженицына и др.), или главы, посвящённые орнаментальной (визуальной) прозе и русскому верлибру. Исследователь не ставил своей задачей сказать что-либо ошарашивающе авангардное, просто его подход к прочтению литературных произведений можно с уверенностью назвать новым, ибо он открывает новые перспективы и прочерчивает новые векторы, связывающие классиков XVIII, XIX, XX веков.

По мере чтения этого увлекательнейшего исследования становится понятно и то, о чём хочется и что стоит рассказать ученикам на уроке литературы. Например, о том, что Лесков и Толстой похожи (используют метризованную прозу, построенную по принципу силлаботонической поэзии, для характеристики персонажей, разграничения героя и рассказчика). Или о том, что Пушкин, Есенин, Пастернак создавали свои стихи сходным образом: сначала улавливали ритм будущих стихотворений в прозе, выстраивали в личных письмах и публицистических высказываниях “стиховое поле”, на котором потом вырастали ямбы и хореи бессмертной лирики. Или о том, что Белый стал для русской прозы тем же, чем Ломоносов и Тредиаковский для русского языка: “реформа” Белого создала принципиально новый вид прозы, полностью (и фонетически, и графически, и грамматически) ориентированной на поэзию. Насыщенно используя в своей прозе средства стихотворной речи, Белый указывает на художественную природу текста, развивая сделанное Гоголем, назвавшего «Мёртвые души» поэмой. Несомненно, что великолепные примеры ассонанса, аллитерации, ритмизованной прозы, приведённые в этой книге, учитель также сможет использовать в своей практике.

Автор высказал надежду, что его труд окажется полезным не только специалистам, но найдёт дорогу “к более широкой читательской аудитории”. Кажется, это уже стало сбываться: выпущенная университетским издательством фундаментальная монография Ю.Б. Орлицкого названа в числе лучших книг 15-й Московской международной книжной выставки-ярмарки.

Анна ВОЛКОВА

TopList

Рейтинг@Mail.ru