События и встречи
ТРИБУНА
Открывая некрасовский номер
Не странно ли? Весь номер посвящён Н.А. Некрасову — и ни одной статьи о «Кому на Руси жить хорошо»?
Не странно!
Во-первых, подчиняясь требованиям школьной программы, мы печатали немало материалов об этой незавершённой вещи поэта.
А во-вторых... Впрочем, наше “во-вторых” требует развёрнутого объяснения.
Недавно (в № 33) наши читатели ознакомились с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе, и они обратили, конечно, внимание на то, что на всех уровнях школьникам предложена поэма (возможно, эпопея) Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Подчёркиваем: школьникам, а не студентам снова предлагают иметь дело с незаконченной вещью, по поводу которой у исследователей нет единого мнения: одни считают, что сохранившиеся её фрагменты нужно печатать в такой-то очерёдности, другие — что очерёдность глав должна быть иная. Да, есть академическое собрание сочинений, которое установило порядок публикации, нынче повсеместно принятый. Но верен ли он? Бог весть! На этот вопрос может ответить только сам художник. Он реализовывал в своей вещи некий свой замысел, но помешала смерть: замысел остался невоплощённым. А это значит, что действительно прекрасные, даже гениальные стихи «Кому на Руси жить хорошо» не дадут нам цельного представления об этой вещи. Что она такое? Поэма? Эпопея? А может, какое-то другое жанровое образование, которое, будь завершено, не имело бы жанрового аналога в мировой литературе? Увы, ответа на этот вопрос мы с вами получить никогда не сможем.
Так стоит ли подсовывать незавершённую работу школьнику, которому министерство даёт не так уж много времени на изучение литературы вообще и Некрасова в частности. Хотите представить Некрасова-эпика? Ради Бога! К вашим услугам великолепные «Саша», «Балет», «Современники», другие поэмы (не обязательно социально направленные типа «Русских женщин») — выбирайте! В любом случае не прогадаете: поэмы дают ясное представление о замысле автора, о душевном поводе, подвигнувшем Некрасова на их создание. То есть по ним можно учить детей читать книгу, в данном случае — определённую поэму, учить школьников постигать её стиль, её жанровые особенности и тому подобные вещи. Надо ли говорить о том, что все попытки научить их этому, разбирая незавершённую работу, останутся неосуществлёнными намерениями?
Так, может, перестанем вводить детей в заблуждение? Может, перебросим «Кому на Руси жить хорошо» на филологические факультеты для детального изучения студентами такого понятия, как незавершённость, фрагментарность. Наверное, это было бы совсем неплохо и для школьников, и для студентов. Одни высвободили бы время для чтения и изучения, другие продолжали бы уточнять, вырисовывать замысел великого поэта, постигали бы текстологический анализ.
Вот и всё по поводу нашего “во-вторых”. Сказанное, однако, не означает, что мы не подчинимся приказу, если он будет оформлен. Подчинимся, конечно. Ведь в первую очередь наша забота об учителе, которому работать с реальной программой.
Подчинимся, но не одобрим.
На наш взгляд, детей нужно приобщать к книге, а не отвращать от неё!