Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Геннадий Красников. РОКОВАЯ ЗАЦЕПКА ЗА ЖИЗНЬ, или В поисках утраченного Неба. М.: Звонница–МГ, 2002. 496 с. |
Как можно убедиться, на лицевой стороне переплёта этой книги происходит бунт азбуки. Слов столько, что читать уже не хочется. Следовательно: многие возможные покупатели пройдут мимо.
Так автор расплатится за огрехи оформления. Автор, между прочим, нашим постоянным читателям известный. Несколько лет назад «Литература» печатала опыт «Путеводителя по русской поэзии ХХ века» критика и поэта Геннадия Красникова. Теперь, после календарного завершения этого века, в серии «ХХ век: Лики. Лица. Личины» Красников вновь захотел обратиться к жанру литературного путеводителя, собрав под одной крышкой свои статьи и эссе многих лет, посвящённые в основном поэтам настоящего и прошлого.
Но материал сопротивляется. Написанные с разным жанровым предназначением и для разных изданий, работы эти не сходятся в строгом единстве, хотя и объединены эмоциональной искренностью автора. Это, пожалуй, не путеводитель, а путевые заметки странника, свободно идущего миром литературы (тем более, что в книгу включены и стихотворения самого Красникова). Так случается — и даже имеет классическое определение: шёл в комнату — попал в другую.
Но, думается, эта “другая” комната Геннадию Красникову больше по душе. Что такое путеводитель как таковой?! “Посмотрите налево… взгляните направо… не задерживайтесь… остановитесь здесь…” А Красников, чувствуя, что не всё ещё поддаётся историко-литературному осмыслению, вдруг начинает рассказывать литературные анекдоты (раздел «Антимемуары») — и это оказывается полезней и глубже, чем какая-нибудь огромная статья. Он с равной увлечённостью повествует о хрестоматийном и утягивающемся под толщу времени, он учит читать стихи — нелёгкое искусство, при всей его необходимости.
Красников предназначил свой труд “всем любителям и злопыхателям русской словесности”. Почему “любителям” объяснять не приходится, а вот “злопыхателей”, сдаётся, после чтения этой книги будет меньше — благодаря добросердечию автора и его стремлению отказаться от каких бы то ни было поэтических иерархий и довериться только стиху.
И, наконец, на взгляд рецензента, разнообразный живой материал по русской литературе ХХ века, собранный в этой книге, куда полезнее многих сочинений, выходящих в свет с ответственным титулом учебной литературы.