Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
П.П. Перцов. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ. 1890–1902. / Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии А.В. Лаврова. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 496 с. (Серия «Россия в мемуарах») |
«Литература» нередко пишет о переизданиях хороших книг, с сокрушением отмечая их низкую научную подготовку, а то и вовсе отсутствие таковой. Но следует сказать, что эти укоры не относятся к издательству «Новое литературное обозрение». Здесь действительно выходят не перепечатки, а переиздания.
Рецензируемая книга — не исключение. Впервые воспоминания Петра Перцова выпустила знаменитая московско-ленинградская «ACADEMIA» в 1933 году, теперь читатели получают не только их воспроизведение, а целый корпус перцовской мемуаристики: главы для второго тома «Литературных воспоминаний», очерки к задуманному им сборнику «Брызги памяти»… Это, вместе со вступительной статьёй, комментариями и аннотированным указателем имён, составляет больше половины объёма немаленького тома.
Однако цель этой рецензии совсем не сводится к сообщению о тихой радости ревнителя библиографического качества. Пётр Петрович Перцов (1868–1947) прожил долгую жизнь, деятельно трудился многие десятилетия, но так и остался среди литературной свиты. Это не очень хорошо для человека, особенно человека незаурядного, интеллектуально мощного, каковым Перцов и был, но иной раз даже полезно для потомков. Зоркие наблюдатели (а такие люди чаще всего обладают превосходной остротой видения мира), они нередко оставляют творческое наследие, без которого невозможно восстановить подлинную картину культурного развития.
Таковы Владимир Соллогуб с его воспоминаниями, Александр Никитенко с его дневником, таков и Перцов. Обновлённая его книга становится важным комментарием ко многим известным событиям рубежа XIX–XX веков. При этом особенность этого комментария в особом настрое авторского зрения, в его умении углядеть, на первый взгляд, частности, которые лишь долгие годы спустя станут серьёзными акцентами литературного и шире — культурно-исторического процесса.
Вот что, например, пишет Перцов о встрече с Василием Васильевичем Розановым. “...В дверь просунулась сердитая физиономия господина средних лет, в очках, с рыжей редкой бородкой, с угрюмым и раздражённым видом. «Какой учитель!» — было первое моё впечатление. — Какой типичный учитель, сердитый, потому что ему плохо ответил ученик и потому что учителям вообще полагается сердиться”. Не знаю, как отнесутся к последнему пассажу коллеги-словесники, но — как таковая — это книга, которую полезнее читать школьникам, чем иные учебные пособия.